Понятие риска. Как известно, даже самый хороший план не дает сам по себе гарантии успеха

Как известно, даже самый хороший план не дает сам по себе гарантии успеха. Его надо уметь реализовать. Другими словами, речь идет об умении менеджера эффективно управлять имеющи­мися в его распоряжении различными видами ресурсов с учетом потребностей рынка. И здесь особое значение приобретает учет возможного риска. Анализ риска производственной и финансовой деятельности фирмы является одним из важнейших разделов бизнес-плана.

В словаре Вебстера «риск» определяется как «опасность, возможность убытка или ущерба». Следовательно, риск относится к возможности наступления какого-либо неблагоприятного события. Под, «риском» принято понимать вероятность (угрозу) потери предприятием части своих ресурсов, недополучения доходов или появления дополнительных расходов в результате осуществления определенной производственной и финансовой деятельности.

Современная рыночная среда немыслима без риска. Принято раз­личать следующие основные виды рисков:

1) производственный риск, связанный с возможностью невыпол­нения фирмой своих обязательств по контракту или договору с заказ­чиком;

2) финансовый (кредитный) риск, связанный с возможностью невыполнения фирмой своих финансовых обязательств перед инвестором;

3) инвестиционный риск, связанный с возможным обесценивани­ем инвестиционно-финансового портфеля, состоящего как из собст­венных ценных бумаг, так и приобретенных;

4) рыночный риск, связанный с возможным колебанием рыночных процентных ставок, собственной национальной денежной единицы и зарубежных курсов валют, изменением рыночной конъюнктуры;

5) институциональный риск, связанный с изменением государственной политики, международных отношений.

Анализ риска

Цель проведения анализа риска - дать потенциальным партнерам необходимые данные для принятия решений о целесообразности уча­стия в проекте и предусмотреть меры по защите от возможных фи­нансовых потерь.

Анализ риска производится в следующей последовательности.

Выявление внутренних и внешних факторов, увеличивающих и уменьшающих конкретный вид риска
     
Анализ выявленных факторов
     
Оценка конкретного вида риска с финансовой стороны с использованием двух подходов
     
Определение финансовой состоятельности (ликвидности проекта)   Определение экономической целесообразности (эффективности вложений финансовых средств)
     
  Установка допустимого уровня риска  
 
  Разработка мероприятия по снижению риска  
         

Рис. Блок-схема анализа риска

Анализ рисков можно подразделить на два взаимно дополняющих друг друга вида: качественный и количественный.

Качественный анализ может быть сравнительно простым, его главная задача - определить факторы риска, этапы и работы, при вы­полнении которых риск возникает и т.д., то есть установить потенци­альные области риска, после чего - идентифицировать все возмож­ные риски.

Количественный анализ риска, т.е. численное определение раз­меров отдельных рисков и риска проекта в целом - работа более сложная.

При качественном анализе определяются факторы риска, которые можно условно разделить на две большие группы: объективные и субъективные.

К объективным факторам относятся факторы, независящие непосредственно от самой фирмы: это инфляция, конкуренция, поли­тические и экономические кризисы, экология, таможенные пошли­ны, наличие режима наибольшего благоприятствования, - возмож­ная работа в зонах свободного экономического предприниматель­ства и т.д.

К субъективным факторам относятся факторы, характеризую­щие непосредственно данную фирму: это производственный по­тенциал, техническое оснащение, уровень предметной и техноло­гической специализации, организация труда, уровень производи­тельности труда, степень кооперированных связей, уровень техни­ки безопасности, выбор типа контрактов с инвестором или заказ­чиком и т.д: Последний фактор играет важную роль для фирмы, т.к, от типа контракта зависит степень риска и величина вознагра­ждения по окончании проекта.


Лекция 16

Тема 10.

РИСКИ ПРОЕКТА И

СТРАХОВАНИЕ

3. Методы количественного анализа рисков.

3.1. Статистический метод.

3.2. Анализ целесообразности затрат.

3.3. Метод экспертных оценок.

3.4. Метод аналогий.

4. Способы снижения риска.

4.1. Распределение риска между участниками проекта.

4.2. Страхование риска.

4.3. Резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов. Оценка рисков как раздел бизнес-плана.

Целью является формирование у студентов теоретических знаний по вопросам управления проектами. В результате студент должен знать основные теоретические положения понятия проекта, уметь использовать полученные знания в практической деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: