Производственная практика

Производственная практика проводится после III курса (первая производственная практика – наблюдательно-познавательная) и после IV курса (вторая производственная практика - технологическая) обучения в ТГУ.

Производственная практика позволяет:

- закрепить, систематизировать, углубить и расширить теоретические знания по дисциплинам “Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности и таможенная стоимость”, “Организация таможенного контроля товаров и транспортных средств”, “ТН ВЭД СНГ”,

- получить и усовершенствовать практические умения и навыки в работе в соответствии с выбранной профессией,

- обеспечить студента высоким качеством, полнотой знаний, необходимых в период завершения учебы при разработке итоговых отчетных материалов и подготовки к государственным экзаменам и защите дипломной работы.

Производственная практика является составным элементом систематизации знаний студентов в таможенной сфере и способствует выработке аналитических навыков в отношении таможен:

- в вертикальном разрезе – функционирование ФТС и РТУ, таможен и постов. В пределах УТУ и других РТУ в целом анализируются показатели деятельности, объемы и значение показателей, их динамика. В рамках Тюменской таможни выявляются доля Тюменской таможни в Тюменской области, в УТУ и в ФТС, приводится динамика показателей,

- в региональном разрезе – функционирование таможенных органов на уровне регионов (республик, краев, областей), отражающее объемы и динамику показателей деятельности в сравнении с Тюменской областью,

- в горизонтальном разрезе – по основным направлениям деятельности отдельных таможен по Тюменской области и других регионов, проводится сравнительный анализ деятельности Тюменской таможни с таможнями других регионов,

- во временном разрезе анализируется динамика показателей по различным направлениям,

- в функциональном разрезе – направления деятельности и функции отдельных структурных подразделений. Изучаются показатели, характеризующие результаты работы подразделения, проводится сводный анализ по направлениям деятельности, приводится динамика показателей, оценивается доля подразделения в Тюменской области, в УТУ и в ФТС, сравнивается с другими регионами и таможнями.

Также производственная практика направлена на выявление специфики технологических схем коммуникаций структурных подразделений Тюменской таможни (предприятия) между собой, в рамках Тюменской области, УТУ, ФТС, с таможенными органами других регионов и с прочими структурами нетаможенной системы, в том числе с органами власти на федеральном, региональном и местном уровне.

Продолжительность практики составляет 4 недели после третьего курса и 4 недели после четвертого курса.

Планом практики определяются сроки сбора и обработки информации, необходимой для написания отчета.

В соответствии с ГОС по специальности 080115 – “Таможенное дело” первая производственная практика имеет продолжительность четыре недели (20 рабочих дней) и может быть разбита следующим образом:

Таблица 3

План-график прохождения учебно-ознакомительной практики

№ п/п Наименование работы Количество дней
  Выполнение должностных обязанностей сотрудника подразделения  
  Изучение вопросов программы практики  
  Сбор материалов для отчета по практике  
  Оформление отчета по практике  
Итого  

Цель практики после третьего курсав соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 080115 – “Таможенное дело” приобретение студентами профессиональных умений, закрепление, расширение и систематизация знаний, полученных при изучении теоретического материала, приобретение практического опыта, развитие профессионального мышления, навыков управленческой деятельности на должностях сотрудников профилирующих отделов таможенных органов (предприятий).

Цель практики после четвертого курса – приобретение и закрепление у студентов практических навыков, необходимых в последующей самостоятельной работе. Практика проводится по следующим направлениям: валютный контроль, контроль таможенной стоимости, таможенная статистика, таможенные режимы, таможенная инспекция, отделы по борьбе с контрабандой, дознание, таможенные расследования, либо в соответствующих отделах предприятия.

В период прохождения производственной практики после третьего курса руководство Тюменской таможни организует проведение учебно-ознакомительной экскурсии на таможенный пост.

В период прохождения практики студенты должны:

- углубить знания в области организационной структуры таможенных органов (предприятия),

- сформировать представление о структуре ФТС, РТУ, таможен 1 го, 2 го, 3 го классов, таможенных постов,

- изучить систему таможенных органов Тюменской области и УТУ,

- научиться анализировать основные показатели, характеризующие результаты деятельности таможенных органов и их структурных подразделений,

- познакомиться с основными направлениями взаимодействия структурных подразделений и таможенных органов в таможенной системе,

- выявить специфику трудовых отношений в таможенных органах.

Содержание работы студентов в период прохождения практики:

- изучение инструкций по технике безопасности и информационной безопасности под роспись в журнале на уровне таможни в целом и на уровне подразделений в частности (состав инструкций),

- изучение организационной структуры юридической и экономической служб таможни (предприятия), основные цели и задачи их деятельности,

- изучение должностных инструкций сотрудников подразделения, в котором студент проходил практику;

- работа на уровне сотрудников подразделения - выполнение функциональных обязанностей должностных лиц подразделения таможни, в котором студент проходил практику (в отчете отразить фактическое выполнение должностных обязанностей на практике согласно должностной инструкции),

- ознакомление с деятельностью на уровне подразделения – работа с первичными, сводными и отчетными документами структурного подразделения,

- принятие участия в решении вопросов, возникающих между структурными подразделениями таможни (с согласия и под руководством начальника подразделения),

- участие в разработке новых нормативных актов таможни (предприятия), типовых форм гражданско-правовых договоров и других документов экономико-правового характера,

- изучение системы управления в Тюменской таможне (на предприятии) в пределах структурного подразделения, в котором студент проходил практику: распределение полномочий, функций, обязанностей, ответственности, внутренние кадровые перестановки.

2.4. Структура отчета по производственной практике

В Приложении 8 и Приложении 9 представлены приблизительные неоконченные названия глав и параграфов отчетов по производственной практике за третий и за четвертый курс соответственно, которые отражают требования к содержанию отчета в разрезе глав, но не содержат полного наименования глав и параграфов, а лишь их начало либо приблизительную формулировку. Право выбора окончательного названия остается за студентами. При этом главы и параграфы могут быть названы по-другому, сохраняя требование к их содержанию. Кроме того, по усмотрению студента в каждой главе могут быть добавлены параграфы, либо, если изложение материала необходимо структурировать иным образом, то возможно добавление дополнительно одной или двух глав, в которых отражаются сведения по результатам практики. Порядок расположения глав в данном случае может быть произвольным при условии, что будет выдержана логическая последовательность в написании отчета.

В соответствии со структурой отчета во Введении отражаются:

- сроки прохождения практики,

- полное название предприятия и структурного подразделения, в котором студент проходил практику,

- цели и задачи практики.

В Заключении отражаются основные выводы на основе проведенной студентом деятельности и на основе проведенного анализа, а также даются рекомендации.

Производственная практика после третьего курса

В Главе 1 студентом описываются структурные особенности Тюменской таможни (предприятия). Основное внимание уделяется характеристике структурного подразделения, в котором студент проходил практику. Таким образом, при дальнейшем описании содержания параграфов отчета все характеристики даны в отношении данного структурного подразделения:

в п. 1.1. отражаются:

- фактическое состояние структуры Тюменской таможни (вместе с постами). Фактическая структура разрабатывается на основе типовой структуры таможни 2 го класса (Приложение 10),

- место подразделения в структуре Тюменской таможни. Приводится фрагментарное изображение положения подразделения на организационной схеме с уровнями подчиненности – фрагмент схемы организационной структуры в вертикальном разрезе. Фрагмент схемы приводится в тексте с описанием без выноса рисунка в приложение,

- фактическая внутренняя структура самого подразделения с наименованием всех категорий должностей и количеством должностных лиц каждой категории,

- роль подразделения в структуре таможенного органа (предприятия) – то направление в деятельности таможни (предприятия), которое реализует данное подразделение,

- организация системы управления в Тюменской таможне (предприятии) на уровне подразделения:

1) регламентация взаимодействия сотрудников подразделения с непосредственным начальником и с начальством более высокого ранга,

2) регламентация взаимодействия сотрудников подразделения с руководителями других подразделений,

3) система мотивации к труду внутри подразделения,

- правовое обеспечение и основные документы, регламентирующие деятельность подразделения (внешние и внутренние),

в п. 1.2. отражаются:

- направления деятельности подразделения,

- задачи и функции подразделения,

- организация труда в подразделении (можно представлять схематически с описанием):

1) разделение и кооперация труда, деловое взаимодействие сотрудников подразделения – направления и способы,

2) расстановка кадров, подбор, подготовка, повышение квалификации (штатное расписание, права и обязанности, оценка кадровой ситуации),

3) организация и обслуживание рабочих мест,

4) информационное обеспечение труда,

5) определение системы стимулирования труда,

6) укрепление дисциплины труда, развитие трудовой активности и инициативы,

- состояние делопроизводства в подразделении:

1) правила работы с документами,

2) принципы ведения документации,

3) документационное сопровождение функциональной деятельности подразделения – типы и виды первичных, исходящих и входящих документов, используемых в работе подразделения (возможно соотнесение с функциями подразделения). Формы и бланки документов можно приводить в качестве приложений,

в п. 1.3. отражаются:

- особенности взаимодействия подразделения (характеризуется с помощью изучения служебных записок) с другими подразделениями Тюменской таможни (предприятия):

1) под руководством начальника подразделения и непосредственного руководителя практики от предприятия студентом разрабатывается технологическая схема взаимодействия подразделения с другими подразделениями Тюменской таможни (предприятия),

2) выявляются направления взаимодействия – круг решаемых вопросов с каждым конкретным подразделением, а далее направления взаимодействия соотносятся с функциями данного подразделения (данное взаимодействие может быть представлено в схематичном виде),

3) иллюстрируется взаимодействие структурных подразделений на уровне таможни – внутреннее взаимодействие. Приводится схема взаимодействия подразделений Тюменской таможни (предприятия) между собой и место подразделения в данной схеме (фрагмент схемы),

- ресурсное обеспечение функционирования подразделения:

1) нормативно-правовое, в том числе особенности и направления взаимодействия с юридической службой Тюменской таможни (предприятия),

2) финансовое, в том числе особенности и направления взаимодействия с финансово-экономической службой Тюменской таможни (предприятия),

3) кадровое, в том числе особенности и направления взаимодействия структурного подразделения с кадровой службой Тюменской таможни (предприятии),

4) информационное, в том числе особенности и направления взаимодействия структурного подразделения со статистической и иными службами по данному профилю Тюменской таможни (предприятии).

В Главе 2 студент проводит детальный анализ деятельности структурного подразделения Тюменской таможни (предприятия), в котором была пройдена практика. Анализ проводится в нескольких направлениях и отражает различные аспекты деятельности данного подразделения (в региональном, горизонтальном и временном разрезе). Дальнейшее описание параграфов касается того структурного подразделения, в котором студент проходил практику:

в п. 2.1. отражаются:

- анализ результатов работы подразделения за квартал, полгода или год (временной период в рамках последнего отчетного или текущего года выбирается студентом самостоятельно либо по согласованию с непосредственным руководителем от предприятия):

1) выявляются показатели (основные) работы таможни в целом и подразделения в частности, характеризующие результаты деятельности соответственно. Данные показатели можно представить в табличной форме отдельно для таможни в целом и отдельно для подразделения в частности (в строках таблицы указываются показатели, в столбцах – временные интервалы),

2) приведенные результаты работы таможни и подразделения сравниваются с аналогичным периодом предыдущего года и делаются выводы,

3) рассматриваются перспективы развития подразделения – планы на будущее в описательной и цифровой форме,

- сводные документы и формы отчетности, используемые в работе подразделения, которые могут быть приведены в качестве приложений,

в п. 2.2. отражаются:

- анализ результатов работы подразделения в региональном разрезе по Тюменской области за квартал, полгода или год (временной период в рамках последнего отчетного или текущего года выбирается студентом самостоятельно или по согласованию с непосредственным руководителем от предприятия). Анализ заключается в выявлении доли подразделения в результатах аналогичной деятельности таможенных органов в целом по Тюменской области,

- сравнение в горизонтальном разрезе – сравниваются результаты деятельности аналогичных подразделений таможен Тюменской области в отдельности,

- на основе проведенного сравнительного анализа делаются соответствующие выводы,

в п. 2.3. отражаются:

- анализ результатов работы подразделения в региональном и горизонтальном разрезе по регионам Российской Федерации за квартал, полгода или год (временной период в рамках последнего отчетного или текущего года выбирается студентом самостоятельно или по согласованию с непосредственным руководителем от предприятия). Анализ заключается:

1) в сравнении с результатами работы аналогичных подразделений таможен других регионов в отдельности,

2) в сравнении Тюменской области по направлениям деятельности подразделения с результатами других регионов (республики, края, области) в целом (регионы сравниваются между собой по профилю деятельности подразделения).

Производственная практика после четвертого курса

В Главе 1 студентом отражается специфика построения структуры таможенных органов на уровне РТУ (в частности УТУ). Особое внимание уделяется организации управления в таможенных органах и распределению полномочий между управлением и таможнями, взаимодействию с ФТС. Рассматриваются особенности внутрииерархического взаимодействия и реализации принципа субординации по всей вертикали таможенной системы. При этом выявляется место структурного подразделения, в котором студент проходил практику, в системе управления. Поэтому при дальнейшем описании содержания параграфов отчета под подразделением понимается структурное подразделение, в котором студент проходил практику:

в п. 1.1. отражаются:

- фактическое состояние структуры ФТС и УТУ, и их преобразование за последние 3-5 лет (детализированная структура). Фактическая структура УТУ разрабатывается на основе типовой структуры РТУ (Приложение 11). Отражается место таможенных органов Тюменской области в структуре УТУ,

- место Тюменской таможни в УТУ и в ФТС. Приводится фрагментарное изображение положения таможни на организационной схеме – фрагмент схемы организационной структуры в вертикальном разрезе. Фрагмент схемы приводится в тексте с описанием без выноса рисунка в приложение,

в п. 1.2. отражаются:

- организация системы управления в ФТС и УТУ (на предприятии):

1) регламентация взаимодействия по вертикали в системе таможенных органов,

2) регламентация взаимодействия подразделения (характеризуется с помощью изучения переписки) с другими таможенными органами (от ФТС до таможенных постов, в том числе в других РТУ, а также с прочими организациями),

- организация управления внешними и внутренними процессами в таможне (на предприятии). Рассматривается в отношении Тюменской таможни (предприятия), в том числе выявляется степень участия и роль подразделения:

1) внешнеэкономическая компонента – взаимодействие с иностранными организациями, с пограничными службами, особенности реализации принципа таможенного контроля,

2) экономическая компонента – участие в формировании доходной части бюджета различных уровней (доля), формирование и распределение ресурсов, объем и способы реализации конфискованного имущества, таможенная инфраструктура и построение ее системы управления (организационная схема),

3) правовая компонента – правовые нормы и границы действий, расследование административных правонарушений, уголовная деятельность, оперативно-розыскная деятельность и т. п.,

4) социальная – трудовая мотивация, повышение квалификации, социальные гарантии, мобильность (перемещение между таможенными органами) трудовых ресурсов и ее целесообразность,

- особенности взаимодействия Тюменской таможни (предприятия) с другими таможенными органами (предприятиями того же профиля деятельности) и роль подразделения в данном взаимодействии (от ФТС до таможенных постов с учетом таможенной инфраструктуры):

1) под руководством начальника подразделения и непосредственного руководителя практики от предприятия студентом разрабатывается технологическая схема взаимодействия таможни с другими таможенными органами в рамках УТУ и за его пределами (указывается наименование таможенных органов и регионы взаимодействия и обратная связь),

2) выявляются направления взаимодействия – круг решаемых вопросов с каждым конкретным таможенным органом (данное взаимодействие может быть представлено в схематичном виде),

- сотрудничество Тюменской таможни с организациями не по таможенным вопросам, в том числе степень участия подразделения в сотрудничестве (например, с налоговыми органами, с образовательными учреждениями, с банковской сферой и т. п.). Характеризуются цели, направления и принципы сотрудничества, роль и функции подразделения в данном сотрудничестве,

- структура и управление собственностью в системе таможенных органов,

- финансовая система таможни:

1) состав финансов,

2) механизмы финансирования и использования средств,

в п. 1.3. отражаются:

- государственная политика в области таможенного дела (цели, задачи, функции, методы, инструменты),

- влияние государственной политики на деятельность Тюменской таможни (соотнесение с целью, функциями, методами, инструментами в части исполнения), в том числе на подразделение, и обратная связь (предложения, письма, рекомендации – порядок и пути обращения и внесения предложений, в том числе по профилю деятельности подразделения),

В Главе 2 студент проводит детальный анализ деятельности УТУ и определяет долю структурного подразделения Тюменской таможни (предприятия), в котором была пройдена практика. Анализ проводится в разных направлениях и отражает различные аспекты деятельности данного подразделения (в вертикальном, региональном и временном разрезе). При дальнейшем описании содержания параграфов отчета под подразделением понимается структурное подразделение, в котором студент проходил практику:

в п. 2.1. отражаются:

- анализ результатов работы УТУ за последние 3-5 лет (временной период выбирается студентом самостоятельно):

1) основные показатели деятельности РТУ, в частности УТУ, и их значение за последние 3-5 лет,

2) динамика доли Тюменской таможни в деятельности УТУ,

в п. 2.2. отражаются:

- показатели по направлениям деятельности подразделения, характеризующие результативность его работы, и анализируются динамика данных показателей на уровне УТУ за последние 3-5 лет в табличной форме (в строках таблицы указываются показатели, в столбцах – временные интервалы),

- вклад подразделения по профильным направлениям деятельности в рамках УТУ и ФТС в динамике. На основе исходных данных разрабатываются таблицы (диаграммы, графики и т. д.), отражающие переработку материала,

- на основе проведенного сравнительного анализа делаются соответствующие выводы,

в п. 2.3. отражаются:

- сравнительный анализ результатов работы управлений и таможен в региональном разрезе за последние 3-5 лет. Анализ заключается в сравнении с результатами работы управлений и таможен других регионов (в разрезе федеральных округов для РТУ и в разрезе регионов – республик, краев, областей – для таможен) по направлениям деятельности подразделения,

- перспективы развития УТУ и Тюменской таможни в целом и по профилю деятельности подразделения в частности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: