Исследования психологов и социологов показывают, что до 70% управленческих решений принимается руководителем в устной форме, в процессе делового взаимодействия. Без преувеличения можно сказать, что характер деловых контактов оказывает решающее влияние на эффективность совместной деятельности проведения бесед, деловых совещаний и переговоров, пресс-конференций и дискуссий, торгов и презентаций.
Деловая коммуникация - это процесс взаимодействия деловых партнеров, направленный на организацию и оптимизацию того или иного вида предметной деятельности: производственной, научной, педагогической и пр. В деловой коммуникации предметом общения является деятельность (дело), и партнер по общению всегда выступает как личность, значимая для другого.
Основные задачи деловой коммуникации - продуктивное сотрудничество, стремление к сближению целей, улучшение партнерских отношений.
Деловая коммуникация предполагает реализацию следующих условий:
- обязательность контактов всех участников общения, независимо от их симпатий и антипатий;
|
|
- предметно-целевое содержание коммуникации;
- соблюдение формально-ролевых принципов взаимодействия, с учетом должностных ролей, прав и функциональных обязанностей, придерживаясь при этом субординации и делового этикета;
- взаимозависимость всех участников деловой коммуникации и в достижении конечного результата, и при реализации личных намерений;
- коммуникативный контроль участников взаимодействия, в том числе высокий (игра, манипулирование, камуфляж);
- формальные ограничения: конвенциональные (т.е. соблюдение правовых, социальных норм, следование регламентации), ситуативные, эмоциональные (проявление стрессоустойчивости), насильственные (прерывание контакта любой из сторон, в тех случаях, когда содержание информации перестает носить предметный характер, или когда исчерпано отведенное для коммуникации время). [6, стр.15-16]
Деловая коммуникация реализуется в трех основных коммуникативных формах:
- монологической, где преобладают коммуникативные действия -высказывания личности как субъекта - организатора процесса слушания у других субъектов - участников общения;
- диалогической, в которой субъекты взаимодействуют и взаимно активны;
- полилогической, организующей многостороннее общение, которое чаще всего носит характер своеобразной борьбы за овладение коммуникативной инициативой и связано со стремлением максимально эффективной ее реализации.
В деловой коммуникации различают следующие стили взаимодействия партнеров: творчески-продуктивный; подавляющий; дистанционный; прагматически-деловой; популистский и заигрывающий, превентивный, а также дружеский. [6, стр.25]
|
|
С понятием делового общения тесно связано понятие управленческого общения - это деловое общение между субъектом и объектом управления в социальных организациях, осуществляемое знаковыми средствами, обусловленное потребностями управления их деятельностью.
Управленческое общение играет немаловажную роль в самом процессе управления, так как от сложившихся в организации взаимоотношений между субъектами (управляющими, начальниками) и объектами (работники, подчиненные) деловых коммуникаций зависит дальнейшая плодотворная работа коллектива подразделения и организации в целом.
Выделяются следующие виды управленческого общения:
- субординационное – общение между руководителем и подчиненным, когда в основу взаимоотношений положены административно-правовые нормы;
- служебно-товарищеское – общение между руководителем и коллегами, когда в основу взаимоотношений положены административно-этические нормы;
- дружеское – общение между самими руководителями, между ними и работниками, когда в основу общения положены морально-психологические нормы.
В зависимости от направленности руководителя на интересы дела или на заботу о взаимоотношениях с людьми выделяют пять типов управляющих:
- «либерал» (максимальное внимание к людям, минимальное внимание к работе);
- «организатор» (высокая ориентация на эффективную работу в сочетании с доверием и уважением к людям);
- «манипулятор» (умеренное внимание к работе, незначительное внимание к людям);
- «пессимист» (незначительное внимание к производству и к людям);
- «диктатор» (максимальное внимание к работе, незначительное внимание к людям).
Грамотное управленческое общение с персоналом не только создает оптимальный климат на фирме, но и способствует повышению работоспособности персонала, а также помогает проявлению инициативы сотрудниками. А знание основ и тонкостей делового общения позволяет наиболее эффективно организовывать и оптимизировать тот или иной вид предметной деятельности.