Деловое общение

Исследования психологов и социологов показывают, что до 70% управленческих решений принимается руководителем в устной форме, в процессе делового взаимодействия. Без преувеличения можно сказать, что характер деловых контактов оказывает решающее влияние на эффективность совместной деятельности проведения бесед, деловых совещаний и переговоров, пресс-конференций и дискуссий, торгов и презентаций.

Деловая коммуникация - это процесс взаимодействия деловых партнеров, направленный на организацию и оптимизацию того или иного вида предметной деятельности: производственной, на­учной, педагогической и пр. В деловой коммуникации предметом общения является деятельность (дело), и партнер по общению все­гда выступает как личность, значимая для другого.

Основные задачи деловой коммуникации - продуктивное со­трудничество, стремление к сближению целей, улучшение партнер­ских отношений.

Деловая коммуникация предполагает реализацию следующих ус­ловий:

- обязательность контактов всех участников общения, незави­симо от их симпатий и антипатий;

- предметно-целевое содержание коммуникации;

- соблюдение формально-ролевых принципов взаимодейст­вия, с учетом должностных ролей, прав и функциональных обя­занностей, придерживаясь при этом субординации и делового этикета;

- взаимозависимость всех участников деловой коммуникации и в достижении конечного результата, и при реализации личных на­мерений;

- коммуникативный контроль участников взаимодействия, в том числе высокий (игра, манипулирование, камуфляж);

- формальные ограничения: конвенциональные (т.е. соблюдение правовых, социальных норм, следование регламентации), ситуативные, эмоциональные (проявление стрессоустойчивости), насильственные (прерывание контакта любой из сторон, в тех случаях, когда содержание информации перестает носить предметный характер, или когда исчерпано отведенное для коммуникации время). [6, стр.15-16]

Деловая коммуникация реализуется в трех основных коммуника­тивных формах:

- монологической, где преобладают коммуникативные действия -высказывания личности как субъекта - организатора процесса слу­шания у других субъектов - участников общения;

- диалогической, в которой субъекты взаимодействуют и взаимно активны;

- полилогической, организующей многостороннее общение, ко­торое чаще всего носит характер своеобразной борьбы за овладение коммуникативной инициативой и связано со стремлением макси­мально эффективной ее реализации.

В деловой коммуникации различают следующие стили взаимодей­ствия партнеров: творчески-продуктивный; подавляющий; дистанционный; прагматически-деловой; популистский и заигрывающий, превентивный, а также дружеский. [6, стр.25]

С понятием делового общения тесно связано понятие управленческого общения - это деловое общение между субъектом и объектом управления в социальных организациях, осуществляемое знаковыми средствами, обусловленное потребностями управления их деятельностью.

Управленческое общение играет немаловажную роль в самом процессе управления, так как от сложившихся в организации взаимоотношений между субъектами (управляющими, начальниками) и объектами (работники, подчиненные) деловых коммуникаций зависит дальнейшая плодотворная работа коллектива подразделения и организации в целом.

Выделяются следующие виды управленческого общения:

- субординационное – общение между руководителем и подчиненным, когда в основу взаимоотношений положены административно-правовые нормы;

- служебно-товарищеское – общение между руководителем и коллегами, когда в основу взаимоотношений положены административно-этические нормы;

- дружеское – общение между самими руководителями, между ними и работниками, когда в основу общения положены морально-психологические нормы.

В зависимости от направленности руководителя на интересы дела или на заботу о взаимоотношениях с людьми выделяют пять типов управляющих:

- «либерал» (максимальное внимание к людям, минимальное внимание к работе);

- «организатор» (высокая ориентация на эффективную работу в сочетании с доверием и уважением к людям);

- «манипулятор» (умеренное внимание к работе, незначительное внимание к людям);

- «пессимист» (незначительное внимание к производству и к людям);

- «диктатор» (максимальное внимание к работе, незначительное внимание к людям).

Грамотное управленческое общение с персоналом не только создает оптимальный климат на фирме, но и способствует повышению работоспособности персонала, а также помогает проявлению инициативы сотрудниками. А знание основ и тонкостей делового общения позволяет наиболее эффективно организовывать и оптимизировать тот или иной вид предметной деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: