К. Лоренц. Анализ множества проблем современного постиндустриального информационного общества позволяет сделать вывод: земная цивилизация на рубеже тысячелетий вступила

Анализ множества проблем современного постиндустриального информационного общества позволяет сделать вывод: земная цивилизация на рубеже тысячелетий вступила в фазу очередного [8] эволюционного кризиса. Об этом свидетельствуют:

³ локальные войны и опасность ядерного конфликта или ядерной катастрофы (бомбардировки в центре Европы, Чернобыльская авария, гибель атомных субмарин, отходы атомных станций, ядерное оружие у “третьих” стран);

демографические процессы (рост населения и энергетический кризис): если экстраполировать нынешние темпы потребления нефти, угля, то к 2030 г. (10 млрд.) запасов ресурсов хватит на 29 лет; В. Лутц прогнозирует рост населения к 2070 г. до 9 млрд.[9], С.П. Капица – 10-12 к 2100 г. и остановку роста (Капица и др. 1997: 7);

ý проблема неравенства в потреблении ресурсов Земли: 15% богатого населения потребляет более 1/3 питательных веществ и более половины энергии, 25% населения в определённые сезоны года голодает, эту проблему Н.Н. Моисеев называл “дьявольским насосом”;

J экологические проблемы: озоновая дыра и перспектива глобального потепления, гибель тропических лесов и загрязнение окружающей среды;

€ медико-генетические проблемы: “люди сегодня живут так долго, потому что вовремя не умирают”, заблокирован механизм ЕО, что вызывает рост генетического груза и психических нарушений;

{ статистика социального нездоровья: рост числа самоубийств, наркомания и алкоголизм, рост преступности и насилия, низкий уровень образованности, отсутствие нравственных принципов, разрушение уважения к семье и рост разводов, пренебрежение к человеческой жизни (Налимов 1993: 146-153).

Возникла проблема раздробленности культуры, науки. Разошлись пути “естественных” и гуманитарных наук. Научно-технический прогресс пошёл по пути усиления технологической составляющей, оставив при этом открытым вопрос: а делает ли развитие науки жизнь одних людей счастливей, а других хотя бы терпимей?

“Физики” и “лирики” по отдельности не выдержали экзамена в ХХ в. В следующем веке его придётся сдавать вместе (Капица и др. 1997: 10-12).

Во множестве работ, рассматривающих перспективы мировой цивилизации, признаётся – глобальный кризис угрожает существованию человечества: Моисеев 1990-1999; Назаретян 1991-2001; Налимов 1993-2000; Хёсле 1993; Лесков 1994; Кутырев 1994; Абдеев 1994; Ясперс 1994; Капра 1996; Минард 1996; Капица и др. 1997; Сорокин 1997; Колин 1999; Тоффлер 1999; УИ 2001.

Отмечают следующие причины кризиса:

ü дисбаланс между технологическим могуществом и механизмами сдерживания агрессии, мудростью (А.П. Назаретян);

ü доминирование науки, научно-технического прогресса и непонимание природы человека, природы смыслов, в которые он погружён (В.В. Налимов) или ощущение бесцельности, бессмысленности бытия (Д. Бом);

ü узкое, неадекватное восприятие реальности, раздробленность в восприятии мира как множества отдельных вещей, отсутствие всеобщей альтруистической любви (В.В. Налимов, Х. Хендерсон, П.А. Сорокин);

ü разрушение человеком своей экологической ниши (Н.Н. Моисеев), превращение собственно человеческой цивилизации в постчеловеческую (человеко-машинную) и образование техносферы (В.А. Кутырев).

В соответствии с законами самоорганизации процесс преодоления кризиса может развиваться в режиме с обострением, когда принимать какие-либо меры будет уже поздно. Теории самоорганизации и АСГ прогнозируют: человечество ожидает либо глобальная катастрофа и самоуничтожение, либо радикальная трансформация в постчеловеческую[10] стадию УИ. Коллапс может наступить очень скоро, в первых десятилетиях ХХI в. (Лесков 1998; Моисеев 1999; Гиндилис 2000).

Огромные операциональные, технологические возможности поставили современного человека перед задачами, не имеющими прецедентов по своей грандиозности. С позиций синергетики и теории УИ земная цивилизация может иметь будущее только при условии синергетической когеренции большинства личностных “потенциалов” (Аршинов 1999; Назаретян 1991, 2000).

Уникальность нынешнего кризиса в том, что история впервые ставит перед человеком сверхсложные задачи, необходимые для выживания и трансформации в постчеловеческую стадию Э:

Ø кардинально устранить насилие при разрешении социально-политических противоречий;

Ø внедрить экологическийимператив в сознание землян;

Ø подготовиться к вторжению в самые интимные основы бытия, “сбрасыванию” принудительной биотической оболочки (генная инженерия, искусственные органы, манипуляции над мозгом, сознанием, искусственный Интеллект) (Назаретян 1991: 185, 1999: 120; Стёпин, Кузнецова 1994: 10; Моисеев 1996: 95, 1999; ОНС; Сорокин 1997; Тоффлер 1999).

Главными практическими шагами по гуманистическому пути выхода из сложившегося кризиса являются:

v необходимость в объективной информации о негативных тенденциях для общества;

v признание образования самой приоритетной сферой общественной жизни и его глубокое реформирование.

Ключом к гуманистическим сценариям будущего является примат фундаментальной науки, высоких технологий и – как условие их продвижения в практику – становление общества образования. Об этом много писал Н.Н. Моисеев. История вступает в такую фазу, когда не столько политик, бизнесмен или инженер, а именно Учитель как важнейший носитель её смысла и активности будет определять людские судьбы. Система Учитель должна стать наиболее чтимым институтом, как это уже было в АСГ (Моисеев 1996: 100-101, 1997, 1999; Лесков 1998).

Недостатками нынешней системы образования во всём мире являются узкая специализация и потеря целостного взгляда на мир, ориентация на информацию и отсутствие анализа актуальных проблем. В устремлённости к узкой специализации проявляется одряхлелость, раздробленность культуры. Эта тема является важнейшей в размышлениях В.В. Налимова. Фрагментарность культуры порождает нищету мировоззрения, человек нуждается в постоянном штате интерпретаторов, комментаторов, потребляет неосмысленные пласты масс-культуры, становится легко управляемым объектом социально-политического манипулирования.

Отсутствие связи и понимания между различными социальными институтами Ф. Капра рассматривает как основную причину кризиса современности. Раздробленность восприятия настраивает нас против природы и других людей, порождает несправедливое распределение природных богатств, рост насилия, загрязнение окружающей среды (Капра 1994: 18, 1996; Налимов1993, 1994, 2000).

Доминирующий в обществе потребительский подход основывается на отсутствии рефлексии (не просчитываются стратегии будущего), широты видения мира, непонимании взаимосвязанности проблем в целостном мире. Именно в этом кроются истоки безответственности за будущее своей родины, цивилизации в целом.

А. Гор в книге Земля на чаше весов с тревогой пишет о тупике, в который завела американское общество “рыночно-потребительская цивилизация”, подводящая сейчас всю планету к опасной черте.

В статье Л.В. Лескова приводятся высказывания учёных о современном состоянии западного общества (Лесков 1998):

q проблемы современных обществ не случайны и необратимы, современность переживает заключительную фазу “одряхления” (Э. Ласло);

q превращение западного общества в постиндустриальное означает фактически превращение его в ожиревший социальный организм с высочайшей степенью паразитарности (А.А. Зиновьев);

q только жрут, только потребляют – растительная жизнь, не опорно идущая вверх, а ползучая, этакая плесень: сверху что-то есть, а внизу нет ничего (Б.В. Раушенбах).

Сегодня уже очевидно: будущее цивилизации зависит от образованности и нравственности каждого человека. Вступить в эпоху ноосферы сможет только высокоинтеллигентное общество, каждый член которого способен понимать и чувствовать ответственность за судьбу общества и вести себя сообразно с этой ответственностью. А для этого человек должен иметь широкое, не только специальное, но и гуманитарно-ориентированное естественнонаучное образование. Будущее планетарного общества и каждой страны будет зависеть от распространения знаний, общей образованности, культуры, от того, насколько люди познают неизбежные табу (Кинелёв 1994: 6-13; Моисеев 1996: 84-86; Лесков 1998; Карлов 1998; Аршинов, Савичева 1999: 137; Колин 1999; Тоффлер 1999).

А. Маслоу писал: человечество достигло такой точки биологического развития, когда оно ответственно за свою Э. Мы стали самоэволюционерами. Мы близки к тому, чтобы стать “проектировщиками” Э. А Э предполагает отбор, выбор и принятие решений, а Þ – раздачу оценок (Маслоу 1997: 24).

В саморефлексии мы можем воспринимать Э непосредственно, а также через генеалогическое дерево и корни системы, опыт всей совокупности Э может быть использован в настоящем. Только научные методы и стремление к знаниям могут обеспечить наше выживание и продолжить Э вплоть до возникновения “богоподобного” вида людей, которые будут обитать в “земном раю”. Э сродни обучению (Лесков 1994; Минард 1996: 7; Янч 1999: 157; Тоффлер 1999: 472).

Но обучение должно стать иным: образование из узкодисциплинарного должно стать трансдисциплинарным (Налимов 2000: 57).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow