В.В. Налимов

Экспериментальное изучение сознания начинается в конце ХIХ в. В 1863 г. вышла книга Рефлексы головного мозга И.М. Сеченова, где впервые проблемы психологии решались с позиций физиологии, с естественнонаучных позиций. Сеченов говорит о законах внешних проявлений психической деятельности. Всё бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводилось к одному явлению – мышечному движению.

Изучением высшей нервной деятельности человека позже занимался И.П. Павлов. В 1923 г. И.П. Павлов опубликовал монографию Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности животных.

Первую модель структуры сознания создал З. Фрейд. На основе огромного фактического материала Фрейд убедительно доказывает, что все наши мысли, действия и высказывания определяются причинной связью, а не свободной волей. Всё обусловлено существующими в подсознании в скрытом виде воспоминаниями о прежних интеллектуальных, аффективных и волевых процессах. Возникает проблема соотношения рационального и бессознательного, иррационального в сознании человека (Фрейд 1991: 13-14, 351-374).

Традиционная психология и психотерапия опираются на фрейдовскую модель человеческой личности, включающую биографию и индивидуальное бессознательное. Модель включала Оно (ид), Я (эго) и сверх-Я (супер-эго). Под Оно понималась примитивная инстанция, которая охватывает всё прирождённое, генетически первичное, подчинённое принципу удовольствия и ничего не знающее ни о реальности, ни об обществе. Оно изначально иррационально и аморально. Его требованиям должна удовлетворять инстанция Я.

Я или эго следует принципу реальности, помогает адаптироваться к среде. Это посредник между стимулами, идущими как из “внешней” среды, так и из глубин организма. Функции эго – самосохранение, память о “внешних” воздействиях, контроль над требованиями ид-инстинктов.

Если ид предопределён генетически, Я – продукт индивидуального опыта, то супер-эго – продукт влияний других людей. Супер-эго возникает в раннем детстве, связано с комплексомЭдипа [158], остаётся неизменным в последующие годы. Сверх-Я, черпая энергию от ид, часто действует жестоко и даже садистски (Фрейд 1989: 23, 425-439).

Но модель Фрейда не даёт возможности понять динамику эмоционального, психосоматического исцеления, трансформации личности, Э сознания, которые вызываются психоделической терапией, медитацией, не объясняет реинкарнационные воспоминания (Гроф 1994: 17).

В конце ХХ в. появились новые модели сознания, дополняющие фрейдовскую модель и выводящие личность за пределы капсулы индивидуального сознания. Связь с Космосом индивидуального человеческого сознания, его многомерность, трансличностность доказывается в работах Ф. Капры, В.В. Налимова, С. Грофа, Н.П. Бехтеревой.


Ф. Капра понимает под сознанием свойство психики, характеризующееся самосознанием. Осознание есть свойство психики любого уровня сложности. Самосознание полностью раскрывается только в человеческой психике. Все структуры Вселенной – от микрочастиц до галактик, от бактерий до людей – есть проявления динамики самоорганизации Универсума, то есть космического разума (Капра 1996: 128-130).

В.В. Налимов разрабатывал вероятностную математическую модель сознания – аксиоматическую систему, построенную на обращении к формуле Бейеса [159], и считал это главным своим достижением. Исходные посылки модели следующие:

μ Эволюционирующий мир рассматривается как множество текстов: биологические особи, виды, проявления сознания, эго человека.

μ Тексты характеризуются дискретной (семиотической) и континуальной (семантической) составляющими, последняя из которых не видима непосредственно.

μ Смыслы существуют изначально, так же как существуют фундаментальные физические константы, существуют, не будучи созданными.

μ Семантика определяется вероятностью, задаваемой структурой смыслов. Смыслы – это то, что делает знаковую систему текстом.

μ Смыслы Мира спрессованы, как спрессованы числа на действительной оси.

μ Спрессованность смыслов – это не распакованный, не проявленный Мир – семантический вакуум.

μ Распаковывание (появление текстов) осуществляется вероятностной взвешенностью оси μ, – разным её участкам приписывается разная мера. Метрика шкалы μ предполагается изначально заданной и остающейся неизменной.

μ Семантика каждого конкретного текста задаётся своей функцией распределения. Смыслы всегда оказываются заданными избирательно. Функция р(μ) оказывается тем окном, через которое мы можем всматриваться в семантический мир.

Значит, сознание есть некий текст (носитель смыслов). Наш текст особый – гибкий, подвижный, динамичный, способный к изменению, эволюционирующий. Взаимодействуя с миром, сознание управляет своей текстовой природой, создавая новые тексты, сознание порождает новые культуры. Природа сознания имеет многоуровневую структуру (Налимов 1989: 102-111, 2000: 14-22, 284-285).

… “Верхний” уровень – уровень логического мышления (логика Аристотеля) несёт разъяснительную функцию в процессе коммуникации.

… “Ниже” – второй уровень, область предлогического мышления. Здесь вырабатываются исходные посылки, которые потом осмысливаются на “верхнем” логическом уровне. Это уровень творческой активности, интуиции. Второй уровень поддерживается подвалами сознания (архетипы коллективного бессознательного Юнга, чувственное созерцание образов).

… Вся структура в целом опирается на телесный уровень, где действуют нейропептиды – не только мозг, но и само тело является частью сознания. Здесь – общесоматическое состояние человека, эмоции. Эмоции, сильно влияющие на состояние сознания, возникают, вероятно, в теле, а не непосредственно в мозгу. Те изменённые состояния сознания (состояния сознания после медитаций и действия наркотических препаратов, реинкарнационные воспоминания, сны и гипноз), которые изучает трансперсональная психология, возникают при отключении “верхнего”, логического уровня. Человек не имеет тела, отдельного от души, потому что то, что называется телом, – это часть души, различаемая пятью чувствами, основными входными отверстиями души (У. Блейк Свадьба рая и ада).

… На космическом уровне происходит спонтанное порождение импульсов, несущих творческую искру. Сознание является открытой системой: оно открыто трансперсональному (выходящему за рамки конкретной личности) уровню – космическому сознанию, поддерживаемому защитным слоем коллективного бессознательного. Представления об Универсальном Разуме или Космическом Сознании развивает и С. Гроф (Капра 1996: 73; 136; Налимов 1989: 102-108, 2000: 15-19).

В.В. Налимов считал: в Космосе – иных мирах – протекают процессы, непосредственно нам недоступные, но оказывающие воздействие на земную жизнь через человека, более 400 лет назад это утверждал Дж. Бруно. В последнее Вр появляются исследования, подтверждающие идею о связи сознания человека с Космосом. Российские физики обнаружили новый тип излучения – торсионное излучение, которое:

X не ослабляется с расстоянием и проходит через любую среду, не испытывая никакого поглощения;

X скорость распространения торсионных волн намного превышает скорость света;

X торсионные поля связаны с человеческой психикой, возможно, что и мысль имеет торсионную природу, но пока большинство учёных не признают реальность таких полей (Гиндилис 2001: 144).

В.В. Налимов выделял 4 структурные составляющие модели личности (Налимов 2001: 289-290).

1. Индивидуальность человека или его Эго: процесс изменения ценностных представлений, особенно в острых жизненных ситуациях. Эго человека есть текст, но текст живой, способный к нескончаемой реинтерпретации самого себя. Эго – открытость миру земного действия.

2. Открытость трансличностному началу или Метаэго: если Эго есть сейчасность, то Метаэго – надвременность. Метаэго это способность к спонтанному генерированию фильтра. Метаэго – открытость космическому началу, которое хранит в себе прошлое и будущее.

3. Многомерность сознания: каждый из нас хотя бы двухмерен, мы непрестанно ведём сами с собой “внутренний” диалог. В крайних проявлениях расщепление личности приводит к тому, что в разные моменты Вр могут проявлять себя разные составляющие личности, при этом одна из них может быть не осведомлена о мотивах другой. Многомерное раскрытие личности – путь к преодолению отчуждённости и агрессии. Это создание нового человека, приспособленного к обитанию в среде социального и интеллектуального разнообразия. Одну из форм проявления многомерности Н.П. Бехтерева называет чувством мозга или “детектором ошибок”.

4. Гиперличность: воплощение в разных физических телах (гипноз, коллективное сознание толпы, экстаз в религиозных мистериях, глубокая влюблённость, практика слияния личностей в тантризме, реинкарнационные воспоминания).

С. Гроф исследовал необычные состояния сознания после сеансов ЛСД[160]-терапии и, накопив огромный эмпирический материал (более 3 тыс. сеансов за 20 лет), построил картографию бессознательного. Картография охватывает 3 области переживаний: биографические, перинатальные и трансперсональные. Переживания всех трёх категорий доступны большинству людей: они могут возникать в психоделических сеансах, в процессе медитаций, они регулярно появляются во сне.

I. Область психодинамических биографических переживаний: повторное переживание эмоционально значимых переживаний за разные периоды жизни. Травмы, несущие угрозу жизни, оставляют длительные следы в психике и вносят значительный вклад в развитие эмоциональных, психосоматических проблем: депрессий, суицидальных тенденций, состояний тревоги, фобий, сексуальных расстройств.

II. Область перинатальных переживаний: переживания, возникающие до рождения и в процессе рождения. С. Гроф постулирует существование 4 перинатальных матриц.

1. Опыт симбиоза плода с материнским организмом во Вр его внутриутробного существования: переживания океанического сознания, отождествление с различными водными формами жизни, пребывание в невесомости. Патологические отклонения во внутриутробной жизни ассоциируются с переживаниями подводных опасностей.

2. Переживания, связанные с началом биологического рождения. Ощущения опасности для жизни и видения водоворота, засасывающего человека, спуск в подземелье и мучительные чувства беспомощности, экзистенциального отчаяния, вины.

3. Переживания, связанные с процессом рождения: борьба смерти и возрождения. Элементы титанической борьбы, сильное сексуальное возбуждение, демонические эпизоды, встреча с огнём.

4. Переживания, связанные с непосредственным рождением. Даже люди, ничего не знавшие об обстоятельствах своего рождения, могут вспомнить до мельчайших деталей своё положение в родовом канале, обстоятельства родов, акушерские вмешательства и то, что с ними делали после рождения.

III. Трансперсональные переживания, выходящие за пределы личностных границ и расширяющие сознание и опыт в пределах общепринятой реальности, Пр и Вр.

1. Выход за пределы пространственных границ: групповое сознание, отождествление с растениями и животными, переживание неорганической материи, планетарное сознание, внеземные переживания, отождествление со всей Вселенной.

2. Выход за пределы линейного Вр: опыт предков, переживания прошлых воплощений, филогенетические переживания, переживание планетарной Э и космогенеза, парапсихические феномены, сужение сознания.

3. Выход за пределы общепринятой реальности: встречи с духами, сверхчеловеческими существами и божествами, посещение других Вселенных и встречи с их обитателями, переживания мифологических, сказочных сюжетов, опыт космического сознания.

4. Психоидные переживания: сверхнормальные физические способности, спиритические феномены, полтергейст, НЛО-феномены, ритуальная магия, целительство и ведовство (Гроф 1994).

Все феномены нашей психической жизни понимаются Грофом как экспериментирование с сознанием, осуществляемое Универсальным Разумом в бесконечной творческой космической игре. Тогда смысл ом человеческого существования будет следующее: полностью испытать все состояния сознания, стать умным участником и партнёром в этой космической игре.

Трансперсональная психология, которую её основатель Э. Сутич определил как исследование предельных способностей и возможностей человека, открывает новые перспективы изучения сознания. С. Гроф и А. Маслоу продолжили развитие этой новой научной дисциплины. С 1969 г. в США выходит Журнал трансперсональной психологии.

Но, несмотря на возможности экспериментального исследования сознания (В.В. Налимов, Ж.А. Дрогалина, С. Гроф, А. Маслоу, К. Кастанеда, Я. Стивенсон, Р. Лэйнг, С. Роуз, Н.П. Бехтерева) для науки сознание по-прежнему остаётся тайной. Физиологические свойства и общая организация мозга у человека, млекопитающих практически одинаковы, в нашем мозгу нет уникальных типов клеток, белков.

Человеческое мышление, породившее смыслы, выходит за пределы нейронауки. Но куда? Непосредственно во Вселенную? В.В. Налимов считал: современная психология, так же как и философия, почти ничего не знает о природе человека… Не знают потому, что наукой наших дней по-прежнему запрещено изучение внутреннего (субъективного) опыта (Гроф 1994; Роуз 1995; Капра 1996: 90-91; Налимов 1997: 75).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: