Г. Бейтсон

В современной науке и философии ожидается колоссальный концептуальный сдвиг в сторону новой медицины, основанной на совершенно ином (нежели представления традиционной академической медицины) восприятии природы человека, его здоровья, болезней и смерти. Об этом говорят, например, названия книг, изданных за рубежом: Конец медицины Р. Карлоса, Поворотный пункт Ф. Капры, Кто выживет? В. Фукса, Роль медицины: мечта, мираж или возмездие? Т. Маккеуна, Медицина при капитализме В. Наварро. О критическом отношении к официальной медицине, основанной на больничной системе и ориентированной на лекарства, свидетельствует и обращение многих врачей к древневосточным традициям лечения болезней и естественной терапии.

В учебниках валеологии предлагается такое определение здоровья: здоровье это состояние полного физического, душевного, сексуального и социального благополучия и способность приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям внешней и внутренней среды и естественному процессу старения, а также отсутствие болезней и физических дефектов (Колбанов 2000; Билич, Назарова 2000:3).

В текстах по древней китайской медицине не проводится чёткая граница здоровье – заболевание. Оба состояния рассматриваются как естественные составляющие континуума, аспекты одного колебательного процесса, в котором организм постоянно реагирует на изменение окружающей среды. Новая холистическая концепция здоровья рассматривает здоровье как процесс динамического равновесия и признаёт целительный потенциал, присущий живым организмам. Болезнь же есть нарушение равновесия, проявление лежащих в её основе психосоматических процессов, вызываемых различными проблемами (Капра 1996: 152).

Главные факторы здоровья (Курцмен, Гордон 1987; Горен 1992; Капра 1996: 171; Малахов 1993-1996; Колбанов 2000: 214; Билич, Назарова 2000):


Ú наше поведение[161]: психическое состояние (подсознание), смыслы, мотивации и любовь к жизни (З. Фрейд, А. Швейцер, К. Саймонтон, Г. Бейтсон);

Ú пища: чем меньше мы едим, тем дольше живём; есть множество подобных изречений: мы есть то, что мы едим; кто ест мало, тот ест много; не рой себе могилу зубами и вилкой (А. Чейз, П. Брэгг, Г. Шелтон), не живи, что бы есть, а ешь, что бы жить (Сократ);

Ú “внешняя” природа: давление экологической и особенно социальной[162] среды (Г. Селье, П. Брэгг, Р. Дюбо, М. Локк);

Ú наши “прошлые жизни” (карма реинкарнаций, условия зачатия и рождения, детство и родители), астрологическая карта рождения и наследственные признаки (З. Фрейд, Д. Редиер, Я. Стивенсон, С. Гроф, К. Гроф).

Причину болезни следует искать в системе нескольких причинных факторов, а полная свобода от заболевания несовместима с жизненным процессом (Р. Дюбо). Основные параметры новой медицины:

h необходимость признания сложной взаимозависимости между разумом и телом в здоровье и болезни, что предполагает психосоматический подход ко всем формам терапии;

h понимание того, что главная причина любого заболевания кроется в организме больного в целом: заболевает человек, а не его правое ухо, левая нога или желчный пузырь[163];

h признание методов естественной терапии(ЕТ): возврат к естественному образу жизни (главным образом правильному питанию и отказу от медикаментов) есть самый верный путь к оздоровлению;

h реализация фундаментальной взаимосвязи между людьми и окружающей средой и соответственно углублении понимания социальных и экологических аспектов здоровья (Горен 1992: 11-20, 101; Александер, Селесник 1995: 552-554; Капра 1996: 144-145).

Механистический подход академической медицины коренится в представлении о теле как о машине. Представление о том, что тело и душа суть разные части человека, закреплённое Декартом, сегодня уступает место пониманию: человек является одновременно и сложным физиологическим аппаратом, и осознающим себя индивидом. Физические реакции влияют на эмоции: человек боится, – его пульс учащается, сердится – лицо краснеет, а мышцы напрягаются, трагическое событие вызывает слёзы. Субъективные ощущения (страх и злость, отвращение и радость, печаль) мобилизуют сложные телесные процессы (изменение сердечного ритма, дыхания, деятельности желудочно-кишечного тракта).

Изменения физиологические влияют на психологию, алкоголь изменяет химический состав организма: некоторые становятся агрессивными, теряя контроль, другие – сентиментальными, плаксивыми[164]. Лекарства влияют физиологически, высокая Т вызывает состояние бреда (Александер, Селесник 1995: 552-554).

Психологические и физиологические состояния могут совместно способствовать возникновению болезни. Из-за социальных и культурных условий люди часто не могут разрешить стрессовые ситуации здоровым способом и поэтому выбирают – сознательно или бессознательно – заболевание или смерть в качестве выхода. Большинство людей, изолируя болезненные переживания, развивают в себе болезнь, и подобным образом наказывают себя и других с помощью этой болезни или смерти. К примеру, эмоциональный стресс подавляет иммунную систему организма и в то же Вр приводит к гормональному дисбалансу, который выражается в увеличении производства ненормальных клеток, так создаются оптимальные условия для развития рака (Капра 1996: 184-196).

Люди часто хотят быть несчастными, сами создают себе проблемы, в том числе получая консультации и медикаментозное лечение от врачей, а глубинная подоплёка всех подобных вещей лежит в бессистемности восприятия мира и себя в этом мире, в отсутствии личностных смысловых ориентиров, в нежелании развиваться в духовном плане. В данном контексте совершенно справедлива сентенция Плоть глупа, поскольку именно высочайший отражательный потенциал человеческой личности – сознание – только и способно обеспечить гармоничный автопоэзис индивида.

Во всём мире в школах обучают чему угодно, но никто не обучает людей, как обращаться со своим организмом. П. Брэгг, М. Горен пишут: люди бережнее относятся к мотору собственного автомобиля, чем к своему организму или считают, что как машину можно доверить механику, так и заботу о своём организме можно переложить на плечи врача (Брэгг 1989; Горен 1992: 7).

Но купить новую машину можно, а вот здоровье – не купить ни за какие деньги. Главный принцип ЕТ гласит: каждый человек может быть хозяином своего здоровья. ЕТ является ответвлением обычной медицины, и ЕТ и академическая медицина имеют много общего, но есть и различия. Между академической медициной и ЕТ существует расхождение в подходе к проблеме здоровья, болезни и лечения. Академическая медицина пытается обнаружить микробы и удалить их, ввести в организм недостающие витамины, минеральные соли или гормоны, устранить душевную тревогу, т. е. имеет дело с физико-механическими процессами.

ЕТ придерживается иной логики. Проблема кроется в ответах на вопросы: почему данный человек подвергся данной инфекции, а другой в таких же условиях остался здоровым? почему человек заболел именно сейчас, а не раньше? какой образ жизни ведёт больной? Во всех случаях поиска причины заболевания ЕТ исходит из предположения, что пациент допустил какую-то ошибку, какое-то нарушение в образе жизни. ЕТ направляет все усилия на то, чтобы человеческий организм был освобождён от ядов и того, что может иметь токсическое действие. Во всех случаях, когда это только возможно, ЕТ полностью обходится без медикаментов и помогает природе восстановить здоровье путём выведения из организма токсических веществ.

Но если речь идёт о серьёзном и длительном заболевании, то кроме методов ЕТ, необходимо применять и дополнительные методы лечения, которые применяют в традиционной медицине. М. Горен считает, что заболевания огромного множества людей происходят из-за неправильного образа жизни, в основном – неправильного питания. Почти вся его книга Путь к здоровью и долголетию посвящена методам лечения с помощью умеренного и естественного питания[165] (Горен 1992: 7-19, 101).

О системах правильного питания, лечебном голодании написано множество книг, дано множество рекомендаций и всевозможных диет (Ю.С. Николаев, И.И. Литвинова, Г.П. Малахов, А. Чейз, П. Брэгг, Г. Шелтон, К. Джеффри, М. Горен и др.). Каждый может (должен!) индивидуально выбрать себе соответствующую ему систему питания и терапии. Идеальный доктор тот, кто имеет индивидуальный подход к каждому пациенту. Главные же идеи разных теорий питания и некоторых методов ЕТ хорошо отражены во фрагменте произведения Овидия (Николаев и др. 1988: 27-41):

Как хорошо, как полезно друзья, быть довольным немногим…


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: