О. Хаксли

К. Лоренц утверждал, что до сих пор на нашей планете никогда не было разумного исследования человеческой культуры. В литературе существует два подхода к анализу развития культуры: эволюционный, рассматривающий культуру с позиций УИ, и отрицающий применение общей схемы Э к культурным изменениям (Минард 1996; Тоффлер 1999: 470; Чик 2000: 120).

Если культурная Э соподчинена биологической, то должны существовать единицы культурного отбора как единицы изменчивости в биологии. Г. Чик высказывает гипотезу: культуру можно рассматривать как информацию, единицей которой является “мем” по аналогии с геном в биологии. Примером “мемов” могут служить мелодии и стихи, научные идеи и образы искусства, поговорки и сказки, фасоны одежды и способы строительства. Как гены воспроизводят себя через генофонд, так и “мемы” распространяются через “мемофонд”, переходя из мозга в мозг (Минард 1996: 81; Чик 2000: 111-121).

Сторонником эволюционного подхода к развитию культуры был и К. Лоренц. В главе Культура как живая система он писал: мы будем исследовать человеческую культуру с той же постановкой вопроса и теми же методами, какие мы применяем к любой живой системе в сравнительном исследовании Э видов. В развитии человека происходят процессы двух видов: медленное эволюционное развитие и во много раз быстрое культурное развитие. Австрийский биолог рассматривал параллели и аналогии между филогенетическим и культурным становлением человека. Сегодня человек как вид находится у поворота времени, именно сейчас есть потенциальная возможность невиданно высокого развития человечества (Лоренц 1998: 400-403, 448, 458).

А. Швейцер писал в работе Упадок и возрождение культуры: мы живём в условиях, характеризующихся упадком культуры, сейчас уже для всех очевидно, что самоуничтожение культуры идёт полным ходом. Мы сошли со столбовой дороги развития культуры, так как нам не свойственно задумываться над судьбами того, что принято называть культурой (Швейцер 1992: 44-48).

Х. Хендерсон, говоря о сегодняшних кризисах, утверждала, что корень их лежит в одном: в неадекватном, узком восприятии реальности. Узкое восприятие проявляется, например, в экономике, которая допускает ухудшение окружающей среды и соперничество, обжорство и эгоизм, жадность и гордыню. Узкое восприятие реальности проявляется и в дисбалансе мужских и женских ценностей. Если воспользоваться фундаментальными понятиями китайской философии – ИНЬ и ЯНЬ, то в нашей культуре предпочтение отдавалось ценностям и подходам, в которых преобладало мужское начало – ЯНЬ, и пренебрегалась женская дополняющая – ИНЬ.

Ф. Капра пишет: мы предпочитали самоутверждение–объединению, анализ–синтезу, рассудочное понимание–интуитивному, науку–мистике и религии, конкуренцию–сотрудничеству. Односторонность дошла до опасных пределов и привела к кризису (Капра 1994: 6, 1996: 226-258).

Анализу культуры, путей выхода из кризиса посвящено множество работ, объединяемых идеей построения новой целостной культуры, новой этики, нового миропонимания на основе синтеза различных способов отражения реальности. Во множестве концепций, подходов можно усмотреть инвариантный образ совмещения аналитического опыта западной культуры индустриальной эпохи с большей выразительностью синтетического мышления природосообразных культур.

Традиция целостного миропонимания никогда не прерывалась на Востоке, и сегодня некоторые элементы восточного и западного способов миропонимания пытается синтезировать синергетика, теория самоорганизации. Синтезу современной физики и восточных учений посвящена книга Ф. Капра Дао физики. В постнеклассическую науку возвращаются элементы восточного мировосприятия (Князева, Курдюмов 1994: 73; Капра 1994, 1996; Стёпин 2000: 693-696).

Коэволюционным, целостным является миропонимание некоторых малых народов, в частности, коми, отразившееся в познавательных системах мыслителей коми, “интеллектуальных глыб” по выражению А.П. Назаретяна: К.Ф. Жакова, П.А. Сорокина, В.П. и В.В. Налимовых.

К.Ф. Жаков создал оригинальную синтетически-эволюционную теорию лимитизма, объединяющую науку (изучает различные грани реальности[169]), философию (изучает потенциальную реальность) и религии (поиски первопотенциала, первопричины). Лимитизм должен был обобщить все направления знания, стать связующим звеном между науками и религиями, завершить построение единой картины мира.

Методика лимитизма, этапы познания следующие:

∾ формулы гносеологии: наивный реализм–скептицизм–критицизм и лимитизм: научные гипотезы и религиозное познание идут к бытию как своему пределу;

∾ изучение истории научных гипотез и человека; изучение причин и законов Э;

∾ развитие учения о воспитании, об обществе и кооперации.

Онтологическое обоснование своего учения К.Ф. Жаков находит в эволюционной идее восхождения. Под Э он понимал реализацию: процессы организации космических тел, развитие жизни и человека, интеллектуальное развитие человека. Но существуют процессы нисхождения, рассеивания, диссолюции (Жаков 1929: 69-71, 76, 188-191).

П.К. Сорокин также как и К.Ф. Жаков размышлял над проблемой раздробленности науки, философии и религии. Он пишет о кризисе в различных системах поиска истины, кризисе этики и права. Поиски истины привели к решениям, которые распадаются на 3 главные системы истины (сверхсистемы культуры) – истина веры, чувственная истина или эмпиризм и идеалистическая истина. Последняя есть синтез двух других истин. Кризис заключается в раздробленности, иллюзии существования одной истины: ни одна система не заключает всю истину, но и не является ошибочной.

По Сорокину, путь к целостной культуре и выходу из кризиса это путь созидательного альтруизма: без увеличения бескорыстной созидательной любви в межличностных, межгрупповых взаимоотношениях в обществе и культуре в целом прочный мир и гармония между людьми невозможны. В 50-х гг. в США действовал Гарвардский исследовательский Центр по созидательному альтруизму, организованный П.А. Сорокиным. С Центром сотрудничали многие выдающиеся учёные (А. Маслоу, Т. Добжанский, Л. фон Берталанфи, В. Вайскопф и др.), которые исследовали области человеческих ценностей (Сорокин 1991: 215-236; 1992: 463-504).

Лейтмотивом многих работ создателя этноэкологии В.П. Налимова была мысль: мироощущение древних коми было пантеистическим, ищущим смыслы, магическим, целостным (Налимов 1994: 57).

Над проблемами модификации культуры на грани тысячелетий много размышлял в последние годы жизни и его сын В.В. Налимов. Отвечая на вопрос: что такое культура? он писал: культура имеет множество функций и столь многофакторна, что не поддаётся одномерному определению. В первом приближении можно было бы её определить как социальную терапию для человеческого сознания. Она успокаивает мятущуюся душу человека. Культура в целом задаётся упорядоченностью смыслов в семантическом вакууме. Человек через свои фильтры строит тексты – словесные, цветовые, музыкальные. Культуры – различные варианты мира смыслов.

Но современная культура находится на изломе, утрачивает свою терапевтическую роль. Ключевые смыслы культуры, заключённые в Вере, Науке, Искусстве, не действуют в коллективном сознании. В нашей культуре командуют машины и деньги. В.В. Налимов считал, что человечество без космического вмешательства не справится с задачей создания новой культуры. Культура не работает, потому, что разнесена по сусекам, фрагментарна, раздроблена, не действует как целое (Налимов 2000: 53; Казютинский, Дрогалина 2000: 322).

Проблема модификации культуры в том, что она должна стать радикально другой, но построенной на базисе фундаментальных представлений прошлого. Необходимо признать весь духовный опыт прошлого равноценным. Нельзя больше настаивать на приоритете какой-либо одной формы его проявления. Формирование новой культуры невозможно без радикальной переоценки всех основных ценностей человеческой деятельности (Налимов 1993: 236-238; Делокаров, Комиссарова 2000: 68).

Путь поиска новой культуры В.В. Налимов видел в понимании экологических проблем, изменении системы образования, парадигмы науки, религии и философии. В работах В поисках иных смыслов и На грани третьего тысячелетия он анализирует основные составляющие культуры: этику, религию, философию, науку.

Религия застыла и вышла на обочины жизни. Она не понимает, что духовный опыт необходимо реинтерпретировать, обращаясь к проблемам современности. Религия не хочет идти навстречу науке. Существует и проблема раздробленности в самой религии, но если человек един и многомерен, то и религия должна стать единой, признать многообразие религиозного опыта (Джеймс 1993; Налимов 1993: 235-238).

Эволюционный подход к анализу религии, создание новой, синтетической религии, основанной на достижениях современной науки, предлагает Е. Минард в книге Э богов. Альтернативное будущее человечества. Это необходимо для разрешения религиозного противостояния, в противном случае в конфликты будут вовлечены ядерные державы. Для выживания человечества необходимо партнёрство между религией и наукой (Минард 1996: 81-95).

Э. Янч, с позиций теории самоорганизации пытался примирить науку и религию. Для мира, который создаёт себя сам, идея божественного начала не является внешней, она входит в общность самоорганизующейся динамики на всех уровнях и во всех измерениях. Эта самоорганизующаяся динамика тождественна разуму. Поэтому Бог – не творец, а Разум Вселенной (Янч 1999: 157).

Философия является одной из самых “мощных” составляющих культуры. Сегодня существует множество подходов к пониманию философии, которые можно свести к нескольким точкам зрения: философию следует заменить социальными исследованиями; философия трансформируется в герменевтику, трактовку и интерпретацию текстов или историографию; философия – искусство и мифотворчество; философия – поиски смысла жизни (экзистенциализм); философия обобщает данные науки (Налимов 1993: 33-35).

А. Швейцер в закате культуры обвинял философию. Философия была поглощена своим прошлым, стала историей философии, но миру сказать ей было уже нечего. В час опасности (упадок культуры) страж (философия), который должен был предупредить нас о надвигающейся беде, заснул (Швейцер 1992: 44-48).

Философия всегда была и останется теорией всеобщего, предметом которой были предельно общие основания мышления, логические понятия (категории). В условиях интеграции культуры, знания философия могла бы сыграть важную роль в единении науки, культуры. Необходимо содействовать возрождению натурфилософии с учётом данных современной науки и вернуться к пониманию философии как науки, теории УИ, разработке философского категориального аппарата с учётом данных УИ, кибернетической теории систем и синергетики (Назаретян 1986; Карпинская и др. 1995; Федорович 1995, 1997, 2001).

Теоретики искусства начинают открывать самоорганизацию в произведениях искусства – динамику, которая следует правилам открытости, неравновесности и автокатализа (Янч 1999: 156).

Наука сегодня выполняет функцию анализа происходящих в обществе изменений и социального целеполагания, определяя этические ориентиры, ценности, смыслы, нормы общественного самосознания. Но наука должна стать другой, сменить приоритеты, отказаться от авторитарности, перейти к модельному мышлению. В науке всё ещё доминирует стратегия узкой специализации с проработкой частной проблематики в духе констатирующих описаний. Это способствует быстрому росту познаний в соответствующих предметных областях, но коэффициент полезного действия подобных познаний оказывается довольно низким ввиду отсутствия взаимодействия между отдельными направлениями исследований, глобального видения целостной картины мира и осознания места своих научных результатов в ней. Узкодисциплинарные исследования должны осуществляться в контексте фундаментальных проблем и должны быть встроены в систему полезных гносеологических моделей для познания феномена языка, сознания человека в целом.

Современное программирование, развитие вычислительной техники, генной инженерии, биотехнологии позволяют прогнозировать Э науки. Ключевыми становятся технологии системного синтеза, технологии на основе нескольких дисциплин. Будет увеличиваться конструкторская, инженерная компонента науки (Малинецкий, Потапов 2000: 28-29).

Диалоговому (диалектическому) мышлению и отказу от снобизма будет способствовать развитие глобальной информационной сети. Учёные, развивающие новые идеи, выходящие за рамки существующей парадигмы и отвергаемые научным сообществом, в Сети смогут основать новые познавательные школы. Сеть уже сегодня позволяет в режиме телеконференций обсуждать основные проблемы мироустройства. К примеру, развитие компьютерной техники привело к созданию беспрецедентного по количеству участников проекта SETI @HOME. Он позволяет подключить миллионы домашних компьютеров к обработке данных, получаемых с радиотелескопов. Каждый может принять участие в поиске внеземных цивилизаций (Гиндилис 2000: 115-123, 2001: 140).

В рамках теории УИ исследуются процессы самоорганизации и Э в системах самой разной природы: естественных и искусственных, физических и биологических, экологических и социальных. Теория УИ моделирует Э Вселенной от начала инфляции и образования неживой материи до возникновения жизни, социально-исторической стадии и проблем современного общества. Социальные феномены (мораль и язык, терпимость и совесть, мифы и религии, наука и право) оказываются такими же эволюционными феноменами, как и природные (кварки и атомы, звёзды и галактики, ГЦ и живые организмы).

УИ, формируясь в контексте кросскультурных и этнографических проблем, с самого начала была ориентирована на кризисные проблемы развития систем любого порядка, в том числе и социальных. На исходе ХХ в. междисциплинарный научный синтез, направленный на выработку новых императивов развития, технологий выживания, идеологии XXI в. стал насущной необходимостью.

УИ, вооружённая опытом изучения цивилизаций и стран в кризисные переломные моменты, современными средствами теоретического исследования и методами анализа наблюдений, идущими от естественных наук и математики, должна сказать своё веское слово в сфере долгосрочного планирования. Рекомендации учёных могут стать основой хорошо продуманной программы целенаправленных действий. В утверждении социальных идеалов и ценностей, модернизации стереотипов массового сознания, демографического и межэтнического поведения, реформировании системы образования, которая способна определить движение социума в направлении выбранного сценария, когда уже будущее будет “притягивать” настоящее. Об этом свидетельствует появление множества работ по социальной синергетике, например, книга В.Б. Занга Синергетическая экономика. Вр и перемены в нелинейной экономической теории (Капица и др. 1997; Аршинов 1999; Шалаев 1999; Бранский 1997, 1999; Занг 1999; Делокаров, Демидов 1999; Назаретян 1996, 2001; УИ: междисциплинарные подходы 2001; ОНС).

Э. Тоффлер считает: мы стоим на пороге новой эры синтеза. Произойдёт возврат к обобщающей теории, к составлению частей снова в единое целое. Большинство людей более искусны в анализе, чем в синтезе. Это одна из причин, почему и наше представление о будущем так фрагментарно, бессистемно и неверно. Новая культура, культура цивилизации будущего, Третьей волны будет ориентирована на изменение и растущее многообразие, целостность, единство и синтез (Тоффлер 1999: 223, 498).

Но синтез будет невозможен, если мы не признаем смысл существования ненаучных форм восприятия, видения мира: магии и мистики, астрологии и теории реинкарнаций, парапсихологии и трансперсональной психологии, оккультных учений. Работы К. Кастанеды, С. Грофа, П. Фейерабенда, Ф. Капры, В.В. Налимова свидетельствуют: существует реальность, выходящая за рамки того, что изучает и признаёт наука, мы предпочитаем науку лишь потому, что она лучше проверяема и объясняет больше и более точно.

Наука не может объяснить множество странных явлений, существование которых признаёт Н.П. Бехтерева, называя их Зазеркальем:

s сверхсильное влияние одного человека на другого или на группу людей;

s видение отдалённых событий прошлого или будущего;

s выход астральной или эфирной субстанции, сущностей (Н.П. Бехтерева), души из тела и её возвращение в тело;

s контакты некоторых людей с теми, кто покинул материальный мир или с инопланетянами (Бехтерева 2001).

Междисциплинарная теория УИ, синергетика позволяют осуществлять полилог между различными компонентами культуры, способами познания мира – наукой и искусством, обыденным знанием и религией, философией и мистикой, обогащать и дополнять рациональные модели мира интуитивными. Подобный синтез способствует высвобождению ценных элементов различных способов миропонимания и включению их в новые мировоззренческие системы. Синергетика и теория УИ могут стать основой новой целостной культуры, позволяя рассматривать любые явления с единых позиций. Если ХХI в. состоится, то станет веком возврата к целостности, к всестороннему осмыслению общих проблем (Капра 1996; Делокаров, Демидов 1999: 51-56; Малинецкий, Потапов 2000: 24-25; Шеболкина 2001; Шеболкина, Громов 2001; Назаретян 2001).

P.S. Проблемы современной культуры обсуждались на Первых налимовских чтениях На изломе культуре (Сыктывкар, 17-18.12 1999 г.) и Вторых налимовских чтениях, посвящённых мыслителям земли коми Культура в ХХI веке: катастрофа или трансформация? (Сыктывкар, 31.10-2.11. 2001г.) (Шеболкина 1999).


ГЛОССАРИЙ [170]

Абсолют (ное) – от лат. безусловный, то, что для понимания самого себя не нуждается ни в чём другом, что может быть понято само через себя, ни от чего не зависящее (М.К. Мамардашвили).

Австралопитеки – от лат. южный и греч. обезьяна, ископаемые высшие человекообразные обезьяны, систематически использовавшие усилители передних конечностей, передвигавшиеся на двух ногах, жившие более 4-х миллионов лет назад на территории современной Африки. Известно 4 вида: из Афара, африканский, могучий и Бойса.

Автотрофы (фототрофы) – авто + греч. пища, организмы, использующие лучистую энергию Солнца, преобразуя её при помощи фотосинтеза. К автотрофам относятся и хемотрофные организмы, синтезирующие органические вещества из неорганических составляющих за счёт энергии окисления веществ почвы.

Автопоэзис – авто + греч., лат. творчество, динамика устойчивых, не приходящих в состояние равновесия структур. Выражение дополнительности структуры и функции, динамики, гибкости и пластичности, через которые становится возможной самоорганизация (Э. Янч). Теория автопоэзиса (теория сохранения структур) первоначально занималась вопросом: как самоподдерживаются биологические структуры. Синонимы – самопроизводство, самообновление, гомеостаз.

Агностицизм – от греч. отрицание и знание. Учение, полностью или частично отрицающее возможность познания. Классики агностицизма – Д. Юм и И. Кант.

Адаптация – от лат. приспособление, совокупность реакций организма, системы к изменяющимся условиям среды.

Аддитивность – от лат. прибавление, свойство, состоящее в том, что некоторая составная величина сводится к сумме всех частей.

Адроны – от греч. сильный, общее название частиц, подверженных сильному взаимодействию: протон, нейтрон, мезоны.

Аксиология – от греч. ценность и учение, учение о ценностях.

Аксиома – от греч. значимость, требование, исходное положение, которое не доказывается.

Актуализм – от лат. настоящий, сравнительно-исторический метод научного познания, использующий знания современности для объяснения процессов, происходивших в прошлом.

Алармизм – от фр. паникёр, тревога, экологическое мировоззрение, полагающее неизбежной гибель цивилизации из-за её вмешательства в природные процессы, приведшего к кризису. Алармист – человек, склонный к панике.

Аллели – от греч. друг друга, взаимно, альтернативные формы одного гена.

Аминокислоты – от фр., класс органических соединений, производных карбоновых кислот, содержащих карбоксильные (-СООН) и аминогруппы (-NН2) и обладающих свойствами кислот и оснований; мономерные блоки-звенья, из которых построены белки.

Аннигиляция – от лат. превращение, уничтожение, превращение частиц и античастиц в другие частицы или кванты энергии в результате взаимодействия.

Античастица – есть у каждой частицы материи. При соударении частицы и античастицы происходит их аннигиляция, в результате которой выделяется энергия и рождаются другие частицы.

Антисциентизм – от анти+англ. наука, психологическое отторжение науки, антинаучный синдром.

Антропный принцип от греч. человек, (сильный вариант) – Вселенная изначально была нацелена на появление человека.

Антропный принцип (слабый вариант) – наша Вселенная представляет собой только одну из множества МВ. Каждая МВ находится за “порогом событий” относительно остальных и в этих многообразных областях реализуется бесконечное разнообразие фундаментальных физических параметров.

Антропогенный – вызванный человеческой деятельностью.

Антропоиды – подотряд приматов, к которому относятся низшие и человекообразные обезьяны, человек. Произошли от предков ныне живущих долгопятов, лемуров.

Антропоморфизм – уподобление человеку, наделение человеческими свойствами предметов неживой природы, растений, животных, мифических существ.

Антропосоциогенез – от греч. человек, общество, происхождение, процесс становления на определённом этапе УИ человека, человеческого общества, человеческого сознания.

Антропоцентризм – мировоззрение, принимающее в качестве исходного факта реальное существование человека.

Апостериори – от лат из последующего, на основании эмпирического опыта.

Апокалипсис – от греч. откровение, идея апокалипсиса заключается не в сеянии чувства обречённости, а в предупреждении и осмыслении.

Априори – от лат. из предшествующего, то, что предшествует опыту, изначально заложенное в сознании, И.Кант считал: априорные формы сознания, например, Пр и Вр, даны нам изначально.

Априорная направленность – последовательность событий, гарантированная изначальной программой (идеей).

Артикуляция – от лат. расчленять, ясно произносить. В науке применяется как синоним словам произношение, рассуждение, анализ.

Архантроп (человек прямоходящий) – древний ископаемый вид, в эту группу входят пекинский человек или синантроп, яванский человек или питекантроп и гейдельбергский человек (Средняя Европа).

Ассимиляция – от лат. усвоение, поглощение, растворение, слияние. Процесс использования организмом внешних веществ, в результате чего эти вещества или продукты их расщепления становятся составной частью живых структур.

Астрология – от греч. звезда и учение, древняя гуманистическая наука о языке символов, архетипических значениях человеческого опыта, связанная с астральными религиями Востока, попытка по положению и движению звёзд определить вероятность тех или иных событий в судьбе человека.

Атавистические органы – от лат. предок, органы или структура, показывающие “возврат к предкам”.

Аттракторы – от лат. притягивать, цели Э, состояния, к которым стремится система, то, что определяет цель Э.

Атрибут – всеобщее свойство (например, отражение).

Аффект – от лат. волнение, страсть, сильное психическое волнение, впечатление.

Ацидоз – от лат. кислота, нарушение кислотно-щелочного равновесия, избыточное содержание в крови, других жидких средах организма ионов Н как продукта распада кислот.

Бактериофаг – вирус, поражающий бактерий.

Барионы – от греч. тяжёлый, тяжёлые “элементарные” частицы, с массой, не меньшей массы протона.

Бейеса формула – ρ(μ/γ)=kρ(μ)ρ(γ/μ), где ρ(μ/γ) – условная функция распределения, определяющая семантику нового текста, возникающего после эволюционного толчка γ; k – константа нормировки.

Белки (протеины – от греч. первый, важнейший) – высокомолекулярные полимеры, состоящие из аминокислот, соединённых пептидной связью.

Белый карлик – стабильная холодная звезда, находящаяся в равновесии со средой, благодаря тому, что в силу принципа запрета Паули между электронами действуют силы отталкивания.

Биосфера – от греч. жизнь+сфера, термин был введён австрийским геологом Э. Зюссом в 1875 г., учение о биосфере как активной оболочке Земли, в которой деятельность живого и человека проявляется как глобальный геохимический фактор, создал В.И. Вернадский. Биосфера – область активной жизни, охватывающая нижнюю часть атмосферы, гидросферу и верхнюю часть почвы.

Биоценоз – от греч. жизнь+общий, совокупность организмов на определённом участке среды. Синонимы – биогеоценоз, экосистема.

Бифуркация – от лат. раздвоенный, разветвление путей Э, критическое значение состояния системы, при котором параметры быстро изменяются, момент потери устойчивости. Явление открыл Л. Эйлер в конце ХVIII в., как правило, выход из точки бифуркации – деструкция или выход на более высокий уровень организации.

Бозоны – от имени индийского физика Ш. Бозе (1894-1974), “фотоны” слабого взаимодействия, существование частиц было предсказано С. Вайнбергом и А. Саламом.

Бутстрэп – от англ. шнурки ботинок, зашнуровывание. Гипотеза бутстрэпа объясняет мир не на основе точечных структур, фундаментальных “кирпичиков” материи, а на основе взаимосвязанности и взаимосогласованности всего сущего. Вещи существуют благодаря их связям. Гипотезу развивал американский физик-теоретик Джефри Чу.

Валентность – от лат. крепкий, прочный, мера реакционной способности химических структур, способность присоединять или отдавать электроны с внешней орбиты.

Валеология – от лат. здравствовать и греч. учение, наука о здоровье. Название предложил российский учёный И.И. Брехман.

Верификация – от лат. истинный+делать, проверка, опытное подтверждение гипотезы или эксперимента.

Вероятность – мера случайности, неоднозначности, неопределённости, размытости, спонтанности по В.В. Налимову.

Вероятностное видение мира – описание явлений в их спонтанном выражении, размытое, полиморфное, неоднозначное, не имеющее атомарного смысла.

Вирус – от лат. яд, неклеточная макромолекулярная форма жизни, состоящая из белка и ДНК или РНК. Живут только внутри живых клеток.

Витализм – от лат. жизненный, учение, согласно которому в биологических явлениях действует нематериальная сила, энтелехия, вариантом витализма была, например, философия природы А. Бергсона.

ВОЗ – Всемирная организация здравоохранения, входящая в ООН.

Возможность – обозначает то, что существует не непосредственно, а опосредованно, через посредство действительности.

Волновое уравнение Шрёдингера – основное уравнение квантовой механики, уравнение изменения волновой функции: ίh•dψ/dt=Нψ,

где: ί – произвольное число, h – постоянная Планка, ψ – волновая функция, t – время, d – приращение величины, Н – оператор Гамильтона, смещения во Вр.

Гамма-излучение – электромагнитное излучение с малой длиной волны, испускаемое при радиоактивном распаде, соударениях “элементарных” частиц.

Гаметы – от греч. супруг (а), половые клетки (женские, мужские) с одинарным набором хромосом.

Ген – от греч. род, происхождение, структурная, функциональная, молекулярная единица наследственности, участок хромосомы, отрезок ДНК.

Генотип – система наследственных задатков, составленная из единиц наследственности, генов.

Генофонд – совокупность генов популяции.

Геноцид – от греч. род и лат. убивать, истребление отдельных групп людей по расовым, религиозным, классовым или другим признакам.

Гелиоцентрическая система – от греч. Солнце и центр, космологическая концепция, полагающая, что в центре мироздания находится неподвижное Солнце, а Земля вращается вокруг Солнца (Аристотель, Птолемей).

Гетеротрофы – от греч. другой+пища, организмы, использующие для жизнедеятельности в качестве энергии готовые органические вещества, накопленные другими живыми организмами. Гетеротрофами являются все животные, паразитарные растения, грибы и большинство микроорганизмов.

Гипероны – от греч. сверх+электрон, нестабильные “элементарные” частицы, появляющиеся при высоких энергиях, есть несколько типов, масса чуть больше, чем у нуклонов. В. Вайскопф считает гипероны возбуждёнными состояниями, квантовыми уровнями протона.

Гиперциклы – средство объединения макромолекул в систему, способную к Э (М. Эйген).

Глюон – от англ. клей, виртуальная частица-переносчик сильного ядерного взаимодействия со спином 1.

Гносеология (эпистемология) – от греч. знание+учение, теория познания.

Гомеостаз – от греч. подобный+стояние, биологический термин, обозначает “внутреннее” динамическое равновесие, устойчивость организма, синоним – автопоэзис. Биологическую теорию гомеостаза создал К. Бернар.

Гоминиды – от лат. человек и греч. вид, семейство отряда приматов. Включает людей современного типа, а также ископаемых предшественников.

Гомология – от греч. согласие, сходство структур или функций.

Гравитация – от лат. тяжесть, сила тяготения, притяжение в физическом смысле.

Гравитон – квант, “фотон” поля тяготения, движущийся со скоростью света.

Грегарный отбор – от греч. стадо, субъектом Э в АСГ выступало стадо.

Гуманитарное знание – от лат. человек, знание о человеке, духе. В философии науки о духе, природе разделялись, что вылилось в конфликт “двух культур”. В науке, философии ХХ в. возникает возможность преодолеть противопоставление.

Дальнодействие – принцип действия силы гравитации в теории И. Ньютона: сила, действующая на любом расстоянии.

Движение – способ существования материи.

Деградация – от франц. ухудшение, упадок, движение назад, разрушение, потеря организационных качеств, рассеивание энергии.

Детерминизм – от лат. определяю, учение о причинной обусловленности всех явлений. Язык детерминистических представлений заставляет нас видеть мир как некий гигантский часовой механизм, управляемый причинно-следственными связями. Случай есть лишь проявление нашего незнания.

Действительность – обозначает то, что существует непосредственно.

Дедукция – от лат. выведение, метод, противоположный индукции, от общего к частному; метод, объясняющий или предсказывающий факты на основе уже имеющейся теоретической конструкции.

Демография – наука о населении, динамике роста численности людей в социальном и географическом Пр.

Деструктивный – от лат. разрушение, нарушение. Деструкторы – организмы (бактерии и грибы), превращающие органические остатки в неорганические вещества, заключительное звено в пищевой цепи.

Дивергенция – расхождение признаков и свойств у первоначально общих групп организмов.

Диверсификация – рост разнообразия.

Дилемма – от греч. разъединение и посылка, необходимость выбора их двух альтернатив.

Дискретность – прерывность.

Диссимиляция – от лат. расподобление, распад, расщепление сложных макромолекул с высвобождением химической энергии фосфатных связей молекулы АТФ.

Диссипация – от лат. рассеяние, обмен веществом и энергией систем со средой.

Диссипативные системы – центральное понятие теории И. Пригожина. Структуры, вдали от равновесия, в которых потоки ведут не к потерям, а к самоорганизации.

Дифракция – огибание физическими волнами различных препятствий.

Дихотомия – разделение на пары противоположностей. Дихотомическое мышление – раздробленное, основанное на логике “они-мы”.

ДНК – дезоксирибонуклеиновая кислота, биополимер из двух цепей нуклеотидов, содержит дезоксирибозу, носитель генетической информации.

Догматизм – суждения Абс, неизменные и непроверяемые.

Додисциплинарность – описание мира целостно, характеристика античной и классической стадий науки: единая, нерасчленённая на дисциплины наука.

Доистория – так К. Ясперс называл донеолитическую эпоху, в доистории возник человек как биологический вид, история же начинается с появлением письменности.

Доплера эффект: закон зависимости частоты звуковых и световых колебаний, воспринимаемых наблюдателем, от скорости движения наблюдателя и источника колебаний.

Дуализм – равноправие и независимость двух имманентных начал (волновых и корпускулярных свойств в физике, материи и сознания в философии).

Естественная терапия – альтернативные медикаментозной медицине методы лечения, основанные на обращении к естественному образу жизни (главным образом правильному питанию и отказу от медикаментов).

Естественный отбор – основное понятие теории Ч. Дарвина, выживание и гибель организмов как следствие конкуренции (борьбы за существование).

Жизнь – закономерный этап УИ, активная форма существования и самовоспроизводства ГЦ, клеток, организма, популяций, биосферы.

Зигота – клетка, возникающая из двух гамет, оплодотворённая яйцеклетка.

Имманентный – изначально присущий, внутренний, неотделимый.

Императив – от лат. требование, закон, приказ, по И. Канту нравственное общезначимое и беспрекословное требование, предписание, долженствование.

Имплицитный – невыраженный, возможный, подразумеваемый, скрытый, “внутренний”.

Инвариант – область, в которой схожи различные точки зрения; общезначимый.

Индукция – метод, связанный с движением мысли от данных опыта, фактов (полученных в наблюдении или эксперименте) к их обобщению в выводах, заключениях.

Инфосфера – сфера информации.

Информация – субъективная мера организованности объективно существующей структуры любой системы.

Интеграция – от лат. восстановление, целый, объединение, процесс, ведущий к объединению.

Ионы – от греч. идущий, электрически заряженные частицы, атомы или группы атомов, потерявшие или присоединившие электроны.

Истина – теоретическая категория для обозначения меры соответствия знания объективным тенденциям изменения наличной системы общественных отношений.

Каннибализм – поедание животными особей своего вида, для человека синоним людоедство.

Карма – понятие индийской философии, например, буддизма, означает предопределённость человеческой судьбы, её зависимость от прошлой жизни.

Катализатор – ускоритель процесса, в химии – вещество, которое влияет на химическую реакцию, оставаясь неизменным.

Катаклизмы – катастрофы.

Каузальность – с лат. причина, каузальный, причинно обусловленный.

Квант – от лат. сколько, дискретная, неделимая порция энергии.

Кварки – слово взято из стихотворения Джеймса Джойса романа Поминки по Финнегану: 3 кварка для мистера Марка. Гипотетические частицы, из которых возможно состоят составные части ядра атома: протоны и нейтроны.

Клон – от греч. уплотнение, давка, совокупность клеток, которые произошли от одной исходной клетки в результате размножения делением.

Клонирование – размножение при помощи соматических клеток одного пола.

Креационизм – учение о сотворении мира, жизни и сознания внеприродным существом.

Кроманьонец – древний человек современного типа, жил более 40 тыс. лет назад. Получил название от пещеры Кро-Маньон во Франции, где были обнаружены скелеты. Синоним – неоантроп.

Кибернетическая теория систем – теория, интегрирующая общую теорию систем и кибернетику (науку об управлении). Ключевые категории: цель, система, управление, информационное моделирование, прямые и обратные связи.

Когнитивный – познавательный.

Когерентность – согласованность, непротиворечивость.

Коллапс – сжатие под действием гравитации.

Конвариантная редупликация – воспроизведение всех вариантов текстов, полимерных молекул.

Корпускула – частица.

Космос – от греч. гармония, порядок, красота, для перевода подходит русское слово лепота, обозначающее одновременно красоту и строительство.

Конвенциализм – соглашение.

Континуальность – непрерывность, отсутствие квантов (порций).

Корреляция – соответствие.

Кросс-катализ – перекрёстный процесс химического катализа, например, из У получается Х, а из Х одновременно получается У.

ЛСД – диэтиламид лизергиновой кислоты, в 1942 г. швейцарский химик А. Хофман открыл экстраординарные психоактивные свойства микроскопических доз ЛСД-25. Это стало научной сенсацией и привело к лавине открытий различных психоделиков: психоделические растения, грибы, психоделические вещества искусственного и животного происхождения.

Латентный – от лат. скрытый, невидимый, не имеющий пока явного выражения.

Лептоны – от греч. лёгкий, частицы, участвующие в электромагнитном и слабом взаимодействиях: электроны, нейтрино, мюон и их античастицы.

Лимитизм – от лат. предел, синтетическая эволюционная философская теория К.Ф. Жакова. Лимитизм – стремление к пределу, а познание, по К.Ф. Жакову, переменная величина.

Макромолекулы – высокомолекулярные соединения, полимеры, отличаются от низкомолекулярных соединений способностью сохранять свой субстрат в ходе взаимодействий.

Макроэволюция – Э больших групп (родов, семейств, отрядов или типов).

Материя – теоретическая категория для обозначения квантованного самодвижения или энергии.

Медитация – от лат. размышление, интенсивное, углублённое погружение умом в самоё себя, предмет, идею, которое достигается путём сосредоточенности на одном объекте, устранения всех факторов, рассеивающих внимание. Приём психической тренировки и выхода к необычным состояниям сознания.

Мезоны – кванты ядерного поля (В. Вайскопф).

Метаболизм – от греч. изменение, превращение, обмен веществ со средой.

Метод – от греч. вдоль и путь, способ движения, поведения, построения и обоснования знания, приёмы и операции получения знания.

Методология – учение о методе, теория метода, обоснование принципов познания.

Мейоз – от греч. уменьшение, убывание, процесс деления созревающих половых клеток (гамет), в результате которого происходит уменьшение числа хромосом и переход от диплоидного в гаплоидное состояние.

Механицизм – объяснение сложных явлений жизни, общества, мышления по аналогии с механическими взаимодействиями.

Микроволны – то же, что световые волны, но с частотой 10 тыс. млн. волн в сек.

Микроэволюция – Э в пределах локальных воспроизводящихся популяций, самый “низкий” уровень Э.

Минивселенные – согласно данным современной космологии наша Вселенная не одна, а является одной из множества областей, доменов, МВ огромной, возможно, бесконечной матрицы существования, Мегавселенной.

Мобилизация – от лат. подвижный, переход в активное состояние.

Молекула – система атомов, качественно новое образование, образующее целое.

Монада – от. греч. единица, по Г.В. Лейбницу: единая, психически активная субстанция, составная часть мироздания, отражающая в себе все сущее.

Мораль – от лат. нравы, правила общественного поведения конкретной группы людей.

Мутация – внезапное изменение наследственности из-за искажения в структуре генов, основное условие изменчивости.

Наукометрия – термин ввёл в 1969 г. В.В. Налимов в книге Наукометрия. Изучение развития науки как информационного процесса. Новая научная дисциплина, исследующая саму науку.

Научная революция – это изменение картин мира и методов исследования, философских оснований науки и научных парадигм. Американский историк науки Т. Кун написал книгу Структура научных революций.

Неандерталец – ископаемый подвид человека разумного, получил своё имя по останкам, найденным в долине Неандерталь в Германии. Синоним – палеоантроп.

Негэнтропия – отрицательная S, мера порядка, организации.

Нейрон – от греч. нерв, нервная клетка с отростками.

Нейтрон – незаряженная, нейтральная частица, близкая по свойствам к протону. Входит в состав ядер атомов.

Нейтрино – итал. уменьшит. от нейтрон, самая лёгкая частица из лептонов, участвует только в слабых взаимодействиях. Всё ещё не установлено, есть ли у нейтрино масса “покоя”.

Нелинейность – многовариантность, альтернативность.

Неодномерные формы – не являющиеся друг другу формы бытия, не взаимодействующие.

Неолит – от греч. новый и камень, новый каменный в., сменивший палеолит, последняя в развитии современного человечества эпоха каменного в. (10-5 тыс. л. назад, местами до современности). Каменные орудия совершенствовались, появились глиняная посуда, прядение, ткачество. Эпоха перехода к земледелию и скотоводству.

Неоплатонизм – форма греческой философии, возникла вследствие смешения учений Платона и Аристотеля с восточной и христианской мистикой, религией. Основные положения: интуитивное познание высшего; существование ряда ступеней при переходе от высшего, единого и всеобщего к материи; освобождение материально обременённого человека и переход к чистой духовности с помощью экстаза и аскетизма. Представители: Плотин, Ямвлих, Порфирий, Прокл.

Неоантроп – от греч. новый и человек, обобщающее название людей современного типа, синоним – кроманьонец.

Неравновесная термодинамика – теория самоорганизации, создана И. Пригожиным, описывает неравновесные, эволюционирующие нелинейно и открытые для потоков энергии, S из среды и в среду, неживые системы.

Низшие обезьяны – макаки, ревуны, мартышки, бабуины, павианы.

Номогенез – от греч. закон и генез, концепция, согласно которой Э происходит в соответствии с изначальной программой, а отбор играет второстепенную роль. Теория выдвинута Л.С. Бергом в 1922 г. Синонимы – телегенез, ортогенез.

Ноосфера – от греч. разум+сфера, по В.И. Вернадскому, сфера разума, ставшая по своему воздействию на планету сравнимой с геологической силой. Термин был введён Э. Леруа и П.Т. де Шарденом в 1927 г. По Шардену – объединение всех людей в единую мыслящую оболочку.

Нуклеиновые кислоты – информационные молекулы РНК и ДНК, несущие генетическую информацию.

Нуклеосинтез – от лат. ядро и синтез, формирование атомных ядер.

Нуклеотиды – составные части информационных макромолекул, мономеры нуклеиновых кислот.

Нуклоны – от лат. ядро, частицы ядер атомов, название протонов и нейтронов.

Объект – всё, что способно выполнить функцию данного, противостоит субъекту.

Объективность – то, что существует вне и независимо от сознания человека.

Объективируемость – атрибут сознания: языки науки и математики, искусственный интеллект. Объективируется знание на практике, в процессе эксперимента, компьютерного моделирования.

Одномерные формы – те, которые согласовывают определённости своего существования, являются друг другу.

Организация – 1) внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействий более или менее дифференцированных и автономных элементов целого, обусловленная его строением; 2) процесс, ведущий к образованию и совершенствованию взаимосвязей между элементами целого.

Открытые автокаталитические системы (ОАС) – основное понятие эволюционной теории неорганических химических реакций А.П. Руденко. ОАС способны к эволюционному прогрессу.

Отражение – атрибут материи. Формы отражения эволюционировали от простого взаимодействия и взаимопревращения в мире “элементарных” частиц к избирательному отражению химических систем и живым, опережающим формам отражения. Функция отражения – сохранение себя в ходе взаимодействия со средой. Соотносится с понятием информационное моделирование. С философской точки зрения обозначает ещё и отражение всего во всём.

Осевое Вр истории – понятие ввёл К. Ясперс в работе Истоки истории и её цель для обозначения Вр, когда появился человек такого типа, который сохранился и по сей день.

Онтогенез – от греч. сущее, существо и происхождение, развитие, индивидуальное развитие организма от зиготы до смерти.

Онтология – учение о бытии.

Палеолит – от греч. древний и камень, древнейший период каменного века культурно-технического развития человека и его предков (с момента первого изготовления каменных орудий 3-2,5 млн. лет – приблизительно до 12-10 тыс. лет назад). За период палеолита сменилось несколько видов рода Человек. Завершается острым антропогенным экологическим кризисом.

Палеоантроп – от греч. древний человек, следует за архантропами и предшествует неоантропам. Синоним – неандерталец.

Парадигма – от греч. образец, по Т. Куну, господствующая научная концепция, стиль мышления.

Парадигма образования – система, содержание, функции, способы получения образования.

Паттерн – от англ. модель, система, структура, процесс, стиль. Термин имеет широкий диапазон значений в зависимости от контекста, с акцентом на преходящей, динамической и вероятностной природе описываемых явлений.

Перинатальный – от греч.-лат. слов: пери, вокруг, поблизости, наталис – указывает на отношение к рождению.

Перцептивная психика – от лат. воспринимать, характеризуется способностью отражения среды уже не в форме отдельных элементарных ощущений, а в форме отражения вещей, предметного восприятия, интеллекта (А.Н. Леонтьев).

Пифагора теорема – а 222, где а, в, с – натуральные числа.

Пифагора треугольник – треугольник со сторонами 3,4,5.

Позитрон – положительно заряженная античастица электрона.

Поле – существует во всех точках Пр, в отличие от частицы, существующей только в одной точке Пр в каждый момент Вр.

Полилог – многосторонний диалог.

Популяция –совокупность особей одного вида, минимальная единица Э.

Постулат – утверждение, аксиома, то, от чего можно оттолкнуться, строя объяснение какого-либо явления (дедуктивный путь).

Поток генов – иммиграция носителей разных аллелей из других популяций.

Прагматизм – концепция, считающая, что истинно то, что полезно.

Предмет – более узкое понятие, чем объект, исследуется конкретной наукой.

Преднаука – понятие ввёл В.С. Стёпин для обозначения различия между преднаукой Древнего Востока и древнегреческой наукой.

Преформизм – от лат. заранее образую. Учение о наличии структур, предопределяющих развитие.

Приматы – от лат. первенствующие, высший отряд млекопитающих: полуобезьяны, обезьяны, ископаемые предки человека, человек.

Прогресс – слово более древнее, чем развитие и Э. Происходит от лат. pro-gredo, progressus, продвижение, движение вперёд и использовалось позднеримскими авторами также в значении “успех”.

Прокариоты – доядерные клетки: самые примитивные организмы, бактерии, сине-зеленые водоросли.

Пространство-время – формы существования материи, обозначающие качественную дифференцированность квантованного самодвижения, непрерывность и необратимость.

Протеин – от греч. первостепенный, важный, так в 1838 г. назвали группу азотсодержащих органических веществ, выделенных из живых тканей.

Протон – от греч. первичный, положительно заряженное ядро атома Н.

Пульсары – быстровращающиеся нейтронные звёзды.

Развитие – в современных европейских языках – калька с лат. evolutio, сохраняющая прозрачную коннотацию с образом развёртывающегося клубка или свёртка. В философии обозначает закономерное изменение способа существования, изменение законов движения; соотносимые понятия – Э, прогресс.

Рациональность – это разумность, соответствие требованиям разума, соответствие, имеющее две ипостаси: опора на разум и доступность разумному, интеллигибельному пониманию.

Редукция – от лат. отодвигание назад, возвращение, сведение всего многообразия реальности, сложного к более простому, например, к механике.

Редукционизм – научная парадигма, суть которой в том, что более сложные явления объясняются путем сведения (редукции) к более простым.

Редупликация – от лат. удвоение, самовоспроизводство макромолекул с помощью универсального генетического кода.

Резонансы – короткоживущие “элементарные” частицы, у каждой сильно взаимодействующей частицы есть “свои” резонансы.

Реинкарнация – от лат. перевоплощение, возрождение, переход индивидуальной души из одного тела в другое.

Реинкарнационные воспоминания – воспоминания предыдущих рождений одной и той же личности.

Релятивизм – от лат. относительный.

Релятивистский – относящийся к теории относительности А. Эйнштейна.

Реликтовое микроволновое излучение – излучение, возникшее при свечении ранней Вселенной, регистрируется в виде волн микроволнового диапазона.

Рефлекс – от лат. повёрнутый назад, отражённый, автоматизированная реакция на стимул.

Рефлексия – от лат. отражение, обращение назад, процесс осмысления человеком чего-либо при помощи изучения и сравнения.

РНК – рибонуклеиновая кислота, биополимер из одной цепочки нуклеотидов, содержит углевод – рибозу, носитель генетической информации. Есть несколько функциональных видов: информационная, рибосомная, транспортная. Самая эволюционно древняя, реликтовая макромолекула, “передавшая” некоторые информационные и каталитические функции ДНК и белкам.

Русский космизм – возникшее в России учение о переходе в ноосферу, выходе человека в Космос, влиянии Интеллекта на космическую Э.

Самоорганизация – процесс спонтанного упорядочивания (от хаоса к порядку), образования, Э структур различной природы в открытых нелинейных средах.

SETI – научная программа поиска внеземного разума.

Семантика – наука о значении знаков изучает происхождение и смысл того или иного понятия.

Семиотика или семиология – теория, исследующая свойства знаковых систем, или систем знаков, каждому из которых придаётся некоторое значение.

Сенсорная (элементарная) психика – от лат. чувство, ощущение, восприятие, по А.Н. Леонтьеву, отражение среды в форме раздражимости и чувствительности, элементарного ощущения.

Сингулярность – особенность, “огненная” точка бесконечной плотности, гипотетическое состояние Вселенной до начала инфляции “нашей” МВ, БВ.

Синергетика – от греч. совместное, кооперативное действие. Впервые этот термин был введён, и именно в этом смысле, английским физиологом Шеррингтоном около 100 лет назад в ходе исследования мышечных систем и управления ими со стороны спинного мозга. В ХХ в. Г. Хакен использовал термин для создания теории самоорганизации.

Синкретизм – слитность, нерасчленённость. Синкретичное первобытное мышление не разделяло человека и природу.

Скалярное поле – требования законов физики заставили ввести ещё одно поле в теорию для выяснения природы взаимодействия электромагнитных и слабых сил. В отсутствии СП электромагнитные и слабые силы почти не отличаются. Именно существование разных типов СП в Пр приводит к разделению всех взаимодействий в единых теориях.

Снятие – философский термин, означает преодоление и сохранение.

Сон – нерефлексируемый поток образов. Вещие сны – просчёт ситуации подсознанием, образные варианты прошлого, будущего, проецируемые в индивидуальный мозг из коллективного бессознательного через канал подсознания. Наиболее доступное средство погружения в трансперсональный опыт.

Социальная синергетика – исследует общие закономерности социальной самоорганизации, взаимоотношений социального порядка и социального хаоса.

Спекуляции – от лат. рассматривать издалека, попытка исключительно мысленным путём рассматривать и объяснять явления по “ту сторону опыта”, непроверяемые теоретические конструкции.

Спорадический – непостоянный, несистематический.

Спонтанность – центральное понятие вероятностной модели В.В. Налимова, имеющее множество значений: свобода и потенциальность, раскрытие смыслов и действие через меру, непостижимое и сущее, распознавание и проявление.

Стационарное состояние – состояние, которое не изменяется со Вр.

Стохастичность – случайность.

Странные аттракторы – математический образ детерминированных непериодических процессов, для которых невозможен долгосрочный прогноз.

Структура – обозначает множество существующих форм, систем. Не мгновенный “рентгеновский снимок” системы, но объективная определённость движения.

Субстанция – то, что не нуждается для своего существования ни в чём другом, кроме себя. По Б. Спинозе, причина самоё себя.

Субстрат – вещественная основа.

Схоластика – средневековая “школьная философия”, представители которой – схоласты стремились рационально обосновать, систематизировать христианское вероучение, а учения Платона и Аристотеля приспособить к обоснованию христианства.

Табу – запрет, одна из первых форм нравственности (небиологические механизмы регуляции поведения предлюдей).

Таксон – с греч. строй, расположение. Любая систематическая категория в биологии: подвид, вид, род и т. д.

Тезаурус – память, разнообразие, информация, духовная и интеллектуальная сокровищница, модель мира, словарь смыслов.

Тектология – от греч. строить, созидать и учение, всеобщая организационная наука, теория организации и структуры систем. Термин ввёл Э. Геккель для дисциплины, которая описывает принципы строения живых организмов. По А.А. Богданову всеобщая организационная наука, которая должна заменить философию, предтеча кибернетики, общей теории систем, синергетики.

Телеология – от греч. конец, цель, завершение и учение, учение о том, что природные явления, исторические события направлены к определённой цели.

Теология – от греч. Бог и учение, учение о Боге, богословие, исследование религиозных текстов.

Теоцентризм – от греч. Бог, мировоззрение, развивающееся в тесном взаимодействии с религиозной мыслью.

Толерантность – от лат. терпение, переносимость воздействующего фактора, устойчивость к сохранению гомеостаза.

Транскрипция – первый этап реализации генетической информации в клетке, биосинтез молекул РНК на матрице ДНК.

Трансляция – от лат. передача, второй этап передачи генетической информации, биосинтез полипептидных цепей белков, идущий в клетке путём считывания генетической информации, записанной в виде последовательности нуклеотидов в молекулах РНК.

Трансперсональная психология – основатель Э. Сутич определил её как исследование предельных способностей и возможностей человека, выходит за пределы человеческого самоопределения, самоактуализации (А. Маслоу), открывает новые перспективы изучения сознания. В рамках данного направления работали А. Маслоу, С. Гроф, В.В. Налимов.

Трансцендентальный – от лат. переступать, то, что выходит за пределы чего-то.

Трофия – от греч. пища, питание, трофический, принадлежащий к системе питания.

Углеводы – органические соединения, входящие в состав всех организмов и необходимые для жизни. Первичные продукты фотосинтеза.

Универсум – от лат. всеобщий, часто синоним понятию Вселенная.

Универсальная история – теория, модель Э Вселенной от начала инфляции (БВ) до современности. Термин УИ синонимичен терминам глобальный эволюционизм; Универсальный эволюционизм; Большая история; космический эволюционизм обозначающим как теорию Э Вселенной и человека, так, иногда, и сам процесс Э.

Фактор – от лат. делающий, производящий, движущая сила, причина процесса или явления.

Фаллибилизм – от англ. погрешимый, радикальная концепция гносеологии, утверждающая, что все теории ошибочны.

Фальсификация – от англ. опровержение, термин ввёл К. Поппер для обозначения опровержения любой теории ссылкой на факт, противоречащий данной теории.

Фатализм – предопределённость событий, предписанность судьбы, финализм, карма.

Феномен – явление.

Фенотип – от греч. являю, обнаруживаю и отпечаток, форма; внешнее проявление наследственных признаки живого организма.

Фермент – биокатализатор-белок.

Физикализм – научная парадигма, требующая объяснения всех процессов по аналогии с физическими процессами; антисубъективное описание неживого мира без категорий, связанных с субъективностью.

Физика – от греч. природа, по Аристотелю наука, изучающая чувственную субстанцию.

Филогенез – история развития биологического вида.

Флуктуации – случайные колебания, отклонения значений величин от средних значений.

Фотосинтез – превращение растениями и некоторыми микроорганизмами энергии Солнца в энергию химических связей макромолекул.

Фотон – квант света, частица-переносчик электромагнитного взаимодействия.

Фототрофывтотрофы) – организмы, использующие энергию Солнца, углекислый газ и выделяющие в атмосферу О.

Фракталы – от англ. дробный, неполный, частичный. Объекты, которые обладают свойством самоподобия, масштабной инвариантности. Малый фрагмент структуры объекта подобен другому, более крупному фрагменту или структуре в целом.

Футурология – наука о будущем.

Хабилис – человек умелый, хабилис первым стал изготовлять орудия.

Хиральная чистота – от греч. рука, все макромолекулы жизни построены из молекул несовместимых со своим зеркальным изображением: белки – из “левых” аминокислот, нуклеиновые кислоты – из “правых” сахаров.

Холизм – от греч. целый, весь, учение о соотношении часть-целое. Термин введён Я. Смэтсом в 1926, в книге Холизм и Э.

Холистический – от англ. целое, целостное представление о чём-либо.

Хромосома – от греч. цвет и тело, нитевидные или палочковидные структуры ядра клетки, материальное начало наследственности, множество генов.

Цефализация – развитие, увеличение объёма головного мозга в Э.

Человекообразные обезьяны –ныне живущие: орангутанг, горилла и шимпанзе.

Чёрная дыра – область Пр-Вр, из которой ничто, даже свет, не может выбраться наружу из-за сильной гравитации. В чёрную дыру могут коллапсировать звёзды.

Эволюция – от лат. evolvere, развёртываться, раскрываться. В военном лексиконе Франции XIV в. термин означал развёртывание боевого порядка для движения на марше. В XVIII в. Ш. Бонне ввёл термин в эмбриологию и распространил его на филогенез. В конце XIX в. понятие утверждается в связи с теорией Ч. Дарвина и в сочетании с новым понятием биосферы.

Эдипов комплекс – установка ребёнка по отношению к родителям, которая складывается в фаллической фазе сексуального развития между 3-4 гг. Герой древнегреческой легенды царь Эдип, не зная того, убил своего отца и женился на своей матери. Проявляется как любовь или ненависть к отцу или матери.

Экзистенциализм


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow