Основополагающая способность человека, по Сократу, - это разум, мышление. Именно разум способен дать высшее, общеобязательное знание. Но это знание нельзя получить в готовом виде. Человек должен затратить значительные усилия, чтобы обрести его. Отсюда вытекает метод Сократа – майевтика («повивальное искусство»). Этот метод помогает рождению человеческой мысли, а философ, работающий по этому методу, уподобляется «бабке-повитухе». Смысл этого метода заключается в том, что Сократ не выдвигает собственных утверждений, но, находя противоречия в рассуждениях собеседника, помогает тому самому «родить» истину, самому сформулировать правильный вывод. Форма этого метода – беседы, диалоги, а конечная цель – получение понятия, основанного на строго научном определении предмета.
Сократ называл три основные человеческие добродетели:
- умеренность (знание как обуздать страсть);
- храбрость (знание как преодолеть опасности);
- справедливость (знание как соблюдать законы божественные и человеческие).
ВЫВОД. Сократ пытался найти в сознании, мышлении человека такую прочную и твёрдую опору, на которой могло бы стоять здание нравственности и всей общественной жизни, в том числе и государства.
ПЛАТОН (428-347 гг. до н.э.) – настоящее имя Аристокл, а имя Платон получил от своего учителя Сократа (которое означает с греч. «полный», «широкоплечий»), за ширину двух частей тела – груди и лба.
- основал Академию – философскую школу, которая сочетала в себе черты научного сообщества и религиозной общины;
- в диалоге «Тимей» первым всеобъемлюще обсудил происхождение первоначал и структуру КОСМОСА;
- поставил вопрос о сущности вещей и их, сущностей, местопребывании. Положил начало учению об эталонных первообразах (парадигма + идея), взирая на которые Демиург, творец Вселенной, матрицирует вещный мир;
- обозначил виды любви, навсегда связал своё имя с открытием любви духовной, без чувственного элемента («Платоническая любовь»).
Литературное наследие: «Протагор», «Федон», «Пир», «Парменид», «Теэтет», «Федр», «Софист», «Филеб», «Тимей», «Критий», «Лахет», «Менон», «Политик», «Законы», «Государство» и т.д.
В учении Платона выделяется 4 разддела:
1. КОСМОЛОГИЯ (учение о Вселенной). Субстанцией мира является логос – божественный разум. Бог творит мир из логоса, и выступает как Демиург, некий Бог – творец, Бог – мыслящий и водящий, который, взяв за образец мир идей, слепил пространственность («хору») и, таким способом породил физический космос. Мир выступает как некий «видимый Бог», и звёзды, Светила суть ничто иное «как видимые боги». Так, сконструированный мир не подвержен коррупции, порче; мир рождён, но не исчезнет вовек.
2. ОНТОЛОГИЯ (учение о бытие).
Мир = мир идей + мир чувственных вещей.
3. ГНОСЕОЛОГИЯ (учение о познании) – опирается на его учение о душе.
4. ЭТИКА (учение о морали). Помимо указанных четырёх добродетелей, Платон вглавной части: нравственно – этическом учении выделяет благочестие- религиозность, почитание божеств.
В платоновском идеальном государстве существует разделение труда между 4 разрядами свободных граждан: философы, воины, ремесленники и земледельцы. Рабы прав не имеют, их удел – физический труд.
Обладает истинным желанием | ДУША | Живёт в мире идей до своего вселения в тело | ||||||||||||
С О О Т В Е Т С Т В У Ю Т | Части души | × | Д О Б Р О Д Е Т Е Л И | |||||||||||
С П Р А В Е Д Л И В О С Т Ь | ||||||||||||||
философы | Ø | × | разумная | Ø | Ø мудрость Ø | |||||||||
воины | Ø | × | волевая (пылкая) | Ø | Ø мужество Ø | |||||||||
ремесленники и земледельцы | Ø | × | чувственная (вожделеющая) | Ø | Ø благоразумиеØ умеренность | |||||||||
Вселившись во временное обиталище (тело) бессмертная душа определяет развитие человека и его место в обществе | ||||||||||||||
АРИСТОТЕЛЬ (384-322 гг. до н.э.)В молодости входил в кружок Платона. Несколько лет (с 343 по 340 гг. до н.э.) был воспитателем и учителем Александра Македонского. В 340г. до н.э. основывает свою философскую школу в роще Ликея. Обучал на ходу, Учителя и ученики ходили кругами по аллее – перепатетики.
Аристотель мыслитель-энциклопедист, оставил сочинения по всем важным областям знания. Он первым разграничил науки, выделив для каждой из них специальные области исследований. И установить различие между теоретическими, практическими и творческими науками.
1) Теоретические:
- метафизика - изучает первопричины всех вещей, первоначало всего сущего;
- физика - изучает состояние тел и определённые материи;
- математика - изучает абстрактные свойства реальных вещей.
2) Практические:
- этика - наука о норме поведения людей (морали);
- экономика;
- политика.
3) Творческие науки:
- поэтика - теория стихосложения;
- риторика - теория ораторского искусства.