Суть майевтики и человеческие добродетели

Основополагающая способность человека, по Сократу, - это разум, мышление. Именно разум способен дать высшее, общеобязательное знание. Но это знание нельзя получить в готовом виде. Человек должен затратить значительные усилия, чтобы обрести его. Отсюда вытекает метод Сократа – майевтика («повивальное искусство»). Этот метод помогает рождению человеческой мысли, а философ, работающий по этому методу, уподобляется «бабке-повитухе». Смысл этого метода заключается в том, что Сократ не выдвигает собственных утверждений, но, находя противоречия в рассуждениях собеседника, помогает тому самому «родить» истину, самому сформулировать правильный вывод. Форма этого метода – беседы, диалоги, а конечная цель – получение понятия, основанного на строго научном определении предмета.

Сократ называл три основные человеческие добродетели:

  • умеренность (знание как обуздать страсть);
  • храбрость (знание как преодолеть опасности);
  • справедливость (знание как соблюдать законы божественные и человеческие).

ВЫВОД. Сократ пытался найти в сознании, мышлении человека такую прочную и твёрдую опору, на которой могло бы стоять здание нравственности и всей общественной жизни, в том числе и государства.

ПЛАТОН (428-347 гг. до н.э.) – настоящее имя Аристокл, а имя Платон получил от своего учителя Сократа (которое означает с греч. «полный», «широкоплечий»), за ширину двух частей тела – груди и лба.

- основал Академию – философскую школу, которая сочетала в себе черты научного сообщества и религиозной общины;

- в диалоге «Тимей» первым всеобъемлюще обсудил происхождение первоначал и структуру КОСМОСА;

- поставил вопрос о сущности вещей и их, сущностей, местопребывании. Положил начало учению об эталонных первообразах (парадигма + идея), взирая на которые Демиург, творец Вселенной, матрицирует вещный мир;

- обозначил виды любви, навсегда связал своё имя с открытием любви духовной, без чувственного элемента («Платоническая любовь»).

Литературное наследие: «Протагор», «Федон», «Пир», «Парменид», «Теэтет», «Федр», «Софист», «Филеб», «Тимей», «Критий», «Лахет», «Менон», «Политик», «Законы», «Государство» и т.д.

В учении Платона выделяется 4 разддела:

1. КОСМОЛОГИЯ (учение о Вселенной). Субстанцией мира является логос – божественный разум. Бог творит мир из логоса, и выступает как Демиург, некий Бог – творец, Бог – мыслящий и водящий, который, взяв за образец мир идей, слепил пространственность («хору») и, таким способом породил физический космос. Мир выступает как некий «видимый Бог», и звёзды, Светила суть ничто иное «как видимые боги». Так, сконструированный мир не подвержен коррупции, порче; мир рождён, но не исчезнет вовек.

2. ОНТОЛОГИЯ (учение о бытие).

Мир = мир идей + мир чувственных вещей.

3. ГНОСЕОЛОГИЯ (учение о познании) – опирается на его учение о душе.

4. ЭТИКА (учение о морали). Помимо указанных четырёх добродетелей, Платон вглавной части: нравственно – этическом учении выделяет благочестие- религиозность, почитание божеств.

В платоновском идеальном государстве существует разделение труда между 4 разрядами свободных граждан: философы, воины, ремесленники и земледельцы. Рабы прав не имеют, их удел – физический труд.

Обладает истинным желанием ДУША Живёт в мире идей до своего вселения в тело  
               
С О О Т В Е Т С Т В У Ю Т   Части души × Д О Б Р О Д Е Т Е Л И    
          С П Р А В Е Д Л И В О С Т Ь  
философы Ø × разумная Ø Ø мудрость Ø  
                   
             
воины Ø × волевая (пылкая) Ø Ø мужество Ø  
             
             
ремесленники и земледельцы Ø × чувственная (вожделеющая) Ø Ø благоразумиеØ умеренность  
                 
     
  Вселившись во временное обиталище (тело) бессмертная душа определяет развитие человека и его место в обществе    
     
                             

АРИСТОТЕЛЬ (384-322 гг. до н.э.)В молодости входил в кружок Платона. Несколько лет (с 343 по 340 гг. до н.э.) был воспитателем и учителем Александра Македонского. В 340г. до н.э. основывает свою философскую школу в роще Ликея. Обучал на ходу, Учителя и ученики ходили кругами по аллее – перепатетики.

Аристотель мыслитель-энциклопедист, оставил сочинения по всем важным областям знания. Он первым разграничил науки, выделив для каждой из них специальные области исследований. И установить различие между теоретическими, практическими и творческими науками.

1) Теоретические:

- метафизика - изучает первопричины всех вещей, первоначало всего сущего;

- физика - изучает состояние тел и определённые материи;

- математика - изучает абстрактные свойства реальных вещей.

2) Практические:

- этика - наука о норме поведения людей (морали);

- экономика;

- политика.

3) Творческие науки:

- поэтика - теория стихосложения;

- риторика - теория ораторского искусства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: