Онтология аристотеля

Аристотель не отождествлял бытие с идеями. Он критикует Платона за то, что тот приписал идеям самостоятельное существование, обособив и отделив их от чувственного мира. В результате он даёт понятию бытие иное, чем Платон, толкование. Сущность – это единичное, обладающее самостоятельностью бытие. Она отвечает на вопрос: «Что есть вещь?», - и представляет собой то, что делает предметы именно этим, не позволили ему слиться с другими.

СУЩНОСТИ
Высшие (идеальные сущности).

Наивысшая сущность – перводвигатель

(лишённая материи форма), который

служит источником жизни и движения

всего космоса.

Низшие материя – это первичный

материал, потенция вещей.

Форма - это активное

начало, начало жизни и

деятельности (замена

платоновского понятия

бытия).

Классификация причин бытия:

1) Материальные, то из чего состоят вещи, их субстрат.

2) Формальные, в которых форма проявляет себя, образуя сущность, субстанцию бытия. Каждая вещь есть то, что она есть.

3) Действующие или производящие – рассматривающие источник движения и превращения возможности в действительность, энергетическая база формирования вещей.

4) Целевая или конечная причина, отвечающая на вопросы «Почему?» и «Для чего?».

В своём учении о перводвигателе, вечном двигателе – Аристотель указав, что движение вечно, предполагал, что должно существовать нечто, что приводит все тела в движение. Это и есть первый двигатель. Сам он не может находиться в движении, ибо тогда следовало бы предположить наличие ещё одного двигателя. «Первый двигатель» для своей деятельности не нуждается в существовании других тел, он сам есть энергия, чистая деятельность. Будучи энергией, первый двигатель не обладает материей, в нём нет косного, он есть чистая форма – цель.

Присуща лишь

живому существу;

ДУША

Это проявление

активности живительной

силы, которой обладают

только:

1. Растения (растительная душа) – ведает функциями питания, роста и размножения.

2. Животные - тоже + способность желания, т.е. стремление к приятному и избеганию неприятного.

3. Человек – разумная душа, которая познаёт и думает.

РАЗУМ – основное начало души человека. Он не зависит от тела. Он бессмертен и находится в тесной связи с вселенским разумом. Будучи вечным и неизменным, он один способен к постижению вечного бытия и составляет сущность первого двигателя, который есть чистое мышление и которым живёт всё в мире.

 
 


Человек ==/== Животное

Способность к интеллектуальной жизни

нравственная позиция.

«Только человек способен к восприятию таких понятий как добро и зло, справедливость и несправедливость». («Политика»).

Центральное понятие Аристотилевой этики:

· Дианоэтические (интеллектуальные) – возникают путём обучения человек обнаруживает добродетель через мудрость, разумная деятельность, благоразумие.

· Этические (волевые) – складываются благодаря привычки, т.е. через теоретическую и познавательную деятельность.

Аристотелево учение о человеке направлено на то, чтобы поставить на службу государства личность, Человек есть политическое животное. Человек родился политическим существом и носит в себе инстиктивное стремление «к совместному сожительству». В общественной жизни Аристотель отводил центральное место добродетели – справедливость.

Справедливым можно быть лишь по отношению к другому человеку. Забота о другом, в свою очередь, есть проявление заботы об обществе. В справедливости человек обнаруживает себя, прежде всего, политическим общественным существом.

Справедливость рассматривается Аристотелем в связи с понятием «равенство» (различие справедливости среди равных и среди неравных).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: