Аристотель не отождествлял бытие с идеями. Он критикует Платона за то, что тот приписал идеям самостоятельное существование, обособив и отделив их от чувственного мира. В результате он даёт понятию бытие иное, чем Платон, толкование. Сущность – это единичное, обладающее самостоятельностью бытие. Она отвечает на вопрос: «Что есть вещь?», - и представляет собой то, что делает предметы именно этим, не позволили ему слиться с другими.
|
Наивысшая сущность – перводвигатель
(лишённая материи форма), который
служит источником жизни и движения
всего космоса.
Низшие материя – это первичный
материал, потенция вещей.
Форма - это активное
начало, начало жизни и
деятельности (замена
платоновского понятия
бытия).
Классификация причин бытия:
1) Материальные, то из чего состоят вещи, их субстрат.
2) Формальные, в которых форма проявляет себя, образуя сущность, субстанцию бытия. Каждая вещь есть то, что она есть.
3) Действующие или производящие – рассматривающие источник движения и превращения возможности в действительность, энергетическая база формирования вещей.
|
|
4) Целевая или конечная причина, отвечающая на вопросы «Почему?» и «Для чего?».
В своём учении о перводвигателе, вечном двигателе – Аристотель указав, что движение вечно, предполагал, что должно существовать нечто, что приводит все тела в движение. Это и есть первый двигатель. Сам он не может находиться в движении, ибо тогда следовало бы предположить наличие ещё одного двигателя. «Первый двигатель» для своей деятельности не нуждается в существовании других тел, он сам есть энергия, чистая деятельность. Будучи энергией, первый двигатель не обладает материей, в нём нет косного, он есть чистая форма – цель.
Присуща лишь
живому существу;
ДУША
Это проявление
активности живительной
силы, которой обладают
только:
1. Растения (растительная душа) – ведает функциями питания, роста и размножения.
2. Животные - тоже + способность желания, т.е. стремление к приятному и избеганию неприятного.
3. Человек – разумная душа, которая познаёт и думает.
РАЗУМ – основное начало души человека. Он не зависит от тела. Он бессмертен и находится в тесной связи с вселенским разумом. Будучи вечным и неизменным, он один способен к постижению вечного бытия и составляет сущность первого двигателя, который есть чистое мышление и которым живёт всё в мире.
Человек ==/== Животное
Способность к интеллектуальной жизни
нравственная позиция.
«Только человек способен к восприятию таких понятий как добро и зло, справедливость и несправедливость». («Политика»).
|
|
Центральное понятие Аристотилевой этики:
· Дианоэтические (интеллектуальные) – возникают путём обучения человек обнаруживает добродетель через мудрость, разумная деятельность, благоразумие.
· Этические (волевые) – складываются благодаря привычки, т.е. через теоретическую и познавательную деятельность.
Аристотелево учение о человеке направлено на то, чтобы поставить на службу государства личность, Человек есть политическое животное. Человек родился политическим существом и носит в себе инстиктивное стремление «к совместному сожительству». В общественной жизни Аристотель отводил центральное место добродетели – справедливость.
Справедливым можно быть лишь по отношению к другому человеку. Забота о другом, в свою очередь, есть проявление заботы об обществе. В справедливости человек обнаруживает себя, прежде всего, политическим общественным существом.
Справедливость рассматривается Аристотелем в связи с понятием «равенство» (различие справедливости среди равных и среди неравных).