Философия Средневековья

Средневековая (христианская) философия (I – XV вв.) была теоцентрична, (т.е. Бог находится в центре философии).

Основные черты средневековой теологической философии:

1. изучение самого по себе космоса, природы, явлений окружающего мира уделялось мало внимания, т.к. они считались творением Бога;

2. господствовали догматы (т.е. истины, не нуждающие в доказательствах) о творении (всего Богом) и

откровении (Бога о Самом Себе – в Библии);

3. сглаживается противоречие между материализмом и идеализмом;

4. человек выделялся из природы и объявлялся творением Бога, стоящим над природой (подчёркивалась божественная сущность человека);

5. провозглашался принцип свободы воли человека в рамках божественного предопределения;

6. выдвигалась идея о воскрешении человека из мёртвых (как души, так и тела) в будущем при богоугодном поведении;

7. выдвигался догмат о спасении окружающего мира и человечества путём воплощения Бога в теле человека – Иисуса Христа (Боговоплощения) и принятия Иисусом Христом на Себя грехов всего человечества;

8. мир считался познаваемым через познание Бога, которое может быть осуществлено через веру в Бога.

Основные этапы средневековой философии:

Патристика «учение отцов» (I – VI вв.). Видные представители: Василий Великий, Августин Блаженный, Тертуллиан, Ариген. Задача патристики – воссоздание целостного мировоззрения, философии на основе Священного писания, Библии.

Главные проблемы патристики:

Ø проблемы сущности Бога и его тройственности;

Ø отношение веры и разума, откровения христиан и мудрости язычников (греков и римлян);

Ø понимание истории как движения к определённой конечной цели и определение этой цели – «град Божий»;

Ø рассматривание свободы человека через возможность спасения или гибели его души;

Ø проблема происхождения зла в мире. Почему его терпит Бог и др.

Схоластика – это учебная (школьная) философия. Видные представители: Бонавентура, Фома Аквинский, Пьер Абельяр.

Проблемы схоластики:

Ø проблемы отношения разума и религии, религии и науки, о Божестве и тайной спасения;

Ø проблемы постижения христианского учения на рациональной основе научной философии.

Схоласты подразделяли знание на два вида:

1. Сверхъестественное, даваемое в откровении, т.е. то, что,имел в виду Бог, закладывая ту или иную мысль в Библии.

2. Естественное, отыскиваемое человеческим разумом, т.е. то, что, сумел человек «расшифровать» из текста Библии, как он понял идеи Бога.

Христианское учение о мире характеризуется:

  • Теоцентризм – Бог центр бытия.
  • Креационизм - сотворение мира Всевышним из ничего.
  • Провиденциализм – предопределённость спасения мира Богом.
  • Теодицея – «оправдание Бога» - не случайность, оправданность зла в сотворённом Богом мире.

Значение средневековой теологической философии:

  • стала связующим звеном между античной философией и философией эпохи Возрождения и нового времени;
  • сохранила и развила ряд античных философских идей, поскольку возникла на основе античной философии христианского учения;
  • способствовала расчленению философии на новые сферы (помимо онтологии, выделялась гносеология);
  • способствовала разделению идеализма на объективный и субъективный;
  • положила начало появлению в будущем эмпирического (Бэкон, Гоббс, Локк) и рационалистического (Декарт) направлений философии как результатом собственно практики номиналистов опираться на опыт (эмпиризм) и повышенного интереса к проблеме самосознания («Я – концепция», рационализм);
  • пробудила интерес к осмыслению исторического процесса;
  • выдвинула идею оптимизма, выразившегося в вере в победу добра над злом и в воскрешение.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: