Вопросы и задания для самостоятельной работы. 1. Определите условия возникновения и психологическую роль эмоций в конфликте

1. Определите условия возникновения и психологическую роль эмоций в конфликте.

2. Определите психологическую структуру и особенности импульса, инграммы в жизнедеятельности субъекта.

3. Как проявляется энергия эмоций в жизнедеятельности субъекта?

4. Что вы знаете о механизме эмоционально-энергетических разрядов?

5. Что вы знаете о видах экспрессии, как она соотносится с такой характеристикой эмоций, как сила?

6. Охарактеризуйте структуру стереотипа эмоционального поведения и определите роль его элементов в продуцировании конфликтов.

7. Какие эмоциональные состояния характерны для субъектов в конфликтных ситуациях?

8. Охарактеризуйте своеобразие эмоциональной составляющей конфликта.

9. Определите условия конструктивности эмоциональной сферы субъекта.

10. Какие правила эмоционального поведения значимы в конфликте?

11. Охарактеризуйте понятие и уровни психической саморегуляции в конфликте.

12. Охарактеризуйте приемы саморегуляции энергетического обеспечения психических функций.

13. Какие могут быть использованы приемы саморегуляции баланса эмоционального и волевого компонентов психики?

14. Охарактеризуйте приемы и возможности саморегуляции мотивационной сферы субъекта.

15. Каковы возможности преодоления субъективных негативных эмоций в трудных ситуациях?

16. Как можно преодолевать негативное содержание конфликта при общении с трудными людьми?

Лекция 6

Классификация и характеристика основных видов конфликтов

Вопросы для рассмотрения

1. Классификация конфликтов: систематика, типология и виды.

2. Характеристика основных видов внутриличностных конфликтов.

3. Психологические аспекты основных видов межличностных конфликтов.

4. Виды социогрупповых конфликтов и их роль в развитии субъекта.

1. Классификация конфликтов:
систематика, типология и виды

Конфликтные явления – это основа жизни всего сущего в этом мире, а сама жизнь – это высокая изменчивость субъекта в процессе разрешения проблем, ситуаций, противоречий, обусловливающих его развитие.

Важно отметить, что человеческие конфликты появляются и проявляются не только на бытовом уровне взаимодействия двух сторон, они пронизывают всю систему отношений субъектов (к себе, к другим, к миру) и могут проявляться на всех уровнях функционирования материи. При этом можно отметить, что человек является и наиболее совершенной частью природы, и наиболее конфликтным ее звеном.

Таким образом, любой конфликт – это сложное совместное и одновременное действие противоборствующих сторон в русле эволюции нашего мира. Поэтому необходимо различать системы конфликтных явлений по уровню жизнедеятельности функциональной системы.

1. Система природных конфликтов в своей основе имеет состояние природы и ее стремление к гармонии своих элементов. Конфликты данной системы проявляются на уровне природных катаклизмов и ненастных состояний атмосферы в различные времена, а также они существенно влияют на все другие системы конфликтных явлений, в том числе и на психологическое состояние субъектов жизнедеятельности. К природным конфликтам можно отнести и основные типы зооконфликтов: территориальные, иерархические, ресурсные, половые, которые свойственны и человеку.

2. Система социальных конфликтов в своей основе имеет состояние дисбаланса социальной системы, которое определяется остротой и напряженностью социальных противоречий. Социальные конфликты характеризуются противостоянием групп, общностей, национальностей, государств, коалиций государств. Данные конфликты разворачиваются на всех уровнях организации социальной системы, они характеризуют ее состояние, определяют зоны наибольшей социальной напряженности и обозначают потребности совершенствования ее структуры и функций соответствующих элементов.

3. Система социально-психологических конфликтов характеризуется негативно насыщенными отношениями между субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями. К данному уровню функционирования социальной системы относятся социо-групповые и межличностные противоборства.

4. Система психологических конфликтов определяетсясостоянием дискомфорта внутреннего мира субъекта жизнедеятельности, проявляющимся в рассогласованности личностных структур, внутренних побуждений и внешних действий; в обострении неразрешенных проблем и в возникновении новых проблем и противоречий между различными сторонами, свойствами и отношениями субъекта. Данные конфликты реализуются по типу межличностных и внутриличностных противоборств.

Конфликтные явления проявляются на всех уровнях. Например, психологические конфликты, присущие администратору, имеют свойство проецироваться и на подчиненных по типу межличностных, и на уровень социальных контактов и отношений по типу социогрупповых.

Таким образом, по уровню и области проявления отношений в каждой функциональной системе можно выделить соответствующие типы конфликтов:

•  Социогрупповые конфликты характеризуются преимущественно групповыми противоборствами (мега-, макро-, микроуровней). Базовыми причинами подобных конфликтов являются социальные противоречия, возникающие в различных сферах жизнедеятельности человека.

•  Межличностные конфликтыхарактеризуютсяпротивоборством субъектов, которое преимущественно обусловлено индивидуальным своеобразием жизнедеятельности субъектов, психологическими характеристиками человеческих отношений, деформациями и острыми проблемами развития внутреннего мира человека.

Внутриличностные конфликты характеризуются противоборством во внутреннем мире субъекта, которое преимущественно обусловлено несовместимостью тенденций сегодняшнего бытия и направленности субъекта. Подобные противоборства реализуются в русле противоречий между различными составляющими внутреннего мира субъекта, между осознаваемыми и неосознаваемыми компонентами, между реальными (социально важными) и нереальными (чаще прошлыми, неактуальными) устремлениями и др.

По функциональным особенностям реализации данных типов можно выделить следующие виды конфликтов.

1. В зависимости от характера влияния выделяют конфликты:

Конструктивные, способствующие улучшению функционирования субъекта в новых условиях внешней среды за счет перестройки, обновления функций и установления новых связей. Разрешение подобных конфликтов способствует принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений, а также является источником развития субъектов и совершенствования системы.

Стабилизирующие, ведущие к жесткому закреплению эволюционно наработанных механизмов, стереотипов, норм отношений и к стабилизации системы, что вызывает снижение возможностей развития как отдельных субъектов, так и всей системы.

Деструктивные (дисфункциональные), несущие разрушительное начало, имеющие в своей основе деструкции внутреннего мира человека. Это конфликты, препятствующие эффективному взаимодействию и принятию решений; в подобных конфликтах не только не отслеживается проблема как таковая, но часто игнорируется сама суть противоречия.

2. По характеру предмета разногласий можно выделить:

Реалистические (рациональные) конфликты, которыевызваны не удовлетворением определенных требований участников или несправедливым распределением между ними каких-либо преимуществ. Подобные конфликты направлены на достижение конкретного результата.

Нереалистические (эмоциональные) конфликты возникают из-за индивидуально-психологических особенностей или психологической несовместимости оппонентов. Подобные конфликтыимеют своей целью открытое выражение накопившихся отрицательных эмоций обиды, враждебности, т.е. острое конфликтное взаимодействие становится здесь не средством достижения конкретного результата, а самоцелью.

3.По источникам происхождения:

Субъективные конфликты обусловлены индивидуальными психологическими особенностями людей (потребностями, интересами, мотивами и представлениями о ценностях).

Объективные, осуществляющиесявне воли и желания его участников, просто в силу складывающихся обстоятельств.

4.По степени длительности и напряженности конфликтов различают:

Бурные, кратковременные конфликты. Они отличаются большой эмоциональной окрашенностью и личностной вовлеченностью субъектов. Разрешение подобных конфликтов в основном благоприятно.

Острые длительные конфликты характеризуются глубокими, устойчивыми, трудно осознаваемыми противоречиями, неконтролируемыми реакциями и поступками, сложностью разрешения.

Слабо выраженные, вялотекущие конфликты характерны для противоречий, носящих не очень острый характер. При разрешении подобных конфликтов многое зависит от позиции инициатора конфликта.

Слабо выраженный быстротекущий конфликт, характеризующийся яркими эпизодами столкновений и достаточной сложностью разрешения.

5. По масштабу распространения конфликты бывают: глобальные, характерные для всей системы; локальные, вовлекающие в свою орбиту часть окружающих субъектов.

6.По уровням взаимодействия и объему власти на момент начала конфликтных взаимодействий, конфликты разделяются на:

Горизонтальные, в которых участники не находятся в подчинении друг у друга; это взаимодействие равных по объему власти или иерархическому уровню субъектов.

Вертикальные – между участниками, которые связаны теми или иными видами подчинения; они предполагают распределение власти по вертикали сверху вниз, что и определяет разные стартовые условия участников конфликта.

С мешанные, где участники имеют отношения подчинения и неподчинения, по объему власти здесь присутствуют обе составляющие.

7. По степени остроты противоречия:

Антагонистические (неразрешимые), при которых любое продвижение к своей цели одной из сторон создает абсолютное препятствие для продвижения к своим целям другой стороны. То есть это способ разрешения противоречия в виде разрушения внутренних структур всех конфликтующих сторон. Это могут быть: раздор, перебранка, стычка, ссора, скандал, вражда, война.

Разрешимые, допускающие компромиссный исход за счет взаимного изменения целей участников конфликта, сроков, условий взаимодействия. Это могут быть: недовольство, разногласие, противоречие, размолвка.

8. По степени свободы различают: добровольные, осознанные, необходимые для развития, для достижения целей, для удовлетворения потребностей; вынужденные, ничем не оправданные, лишенные всякой целесообразности.

9.По формам и степени столкновения различают:

Открытые конфликты, которые характеризуются явно выраженным столкновением оппонентов: ссоры, споры, военные столкновения. Взаимодействие регулируется нормами, соответствующими ситуации и уровню участников конфликта: международными (при межгосударственных столкновениях), правовыми, социальными, этическими.

Скрытые, латентные конфликты, характеризующиеся отсутствием агрессивных внешних действий между конфликтующими сторонами, но при этом используются косвенные способы воздействия: причинение вреда чужими руками, маскировка истинных намерений и пр. Это происходит при условии, что один из участников конфликтного взаимодействия опасается другого либо у него нет достаточной власти и сил для открытой борьбы.

10.По характеру субъективных восприятий:

Ложные конфликты, не имеющие ре­альных причин и объективных оснований, возникают в результате лож­ных представлений или недоразумений.

Потенциальные конфликты возникают при наличии реальных оснований, но актуализируются в силу объективных причин в процессе осознания ситуации как конфликтной.

Плановые конфликты возникают на основе реально существующих между субъектами противоречий. Это объективное столкнове­ние интересов, которое осознается участниками и не зависит от легко изменяе­мого фактора.

Случайные,т.е. возникшие спонтанно по недоразумению или случайному стечению обстоятельств. Факт случайности редко осознается участниками как таковой, но конфликт прекращается в случае осознания реально имеющихся альтернатив.

Преднамеренные, заранее спланированные или сознательно провоцируемые неверно приписанные конфликты — это противоборство, в котором истинный виновник конфликта находится «за кулисами», а в конфликте задействованы участники, не имеющие к нему отношения

2. Характеристика основных видов внутриличностных конфликтов

Внутриличностные конфликты мы рассматриваем как состояние внутреннего мира субъекта, характеризующееся:

• высокой степенью напряженности и осознанности смысложизненных представлений;

• необходимостью выбора способа жизнедеятельности;

• отсутствием субъективных возможностей для разрешения внутренней проблемы;

• низкой степенью включенности сознания в процесс разрешения внутренних проблем и противоречий развития;

• повышенной отрицательной эмоциональностью.

Иными словами, внутриличностный конфликт представляет собой внутреннее противостояние в душе человека различных составляющих внутреннего мира, которое воспринимается и эмоционально переживается человеком как значимая психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая внутреннюю работу, направленную на его преодоление.

Анализ сущностных характеристик феномена внутриличностного конфликта позволяет нам выделить следующие наиболее часто встречающиеся виды внутриличностных конфликтов.

Структурные конфликты, возникающие между осознаваемой и неосознаваемой структурами внутреннего мира человека; между структурными компонентами личности. Разрешение подобных конфликтов основано на воспитании культуры внутренней жизни человека и формировании умений соотносить мотивы, ценности и возможности.

Целевые конфликты возникают по типу противоборств целей внутреннего мира человека. Здесь ведущими компонентами являются: фиктивные цели (нереальные устремления, обусловленные прошлыми переживаниями); стремление к превосходству, которое выявляет невротизацию субъекта (в нормативном варианте человек имеет социально важные цели, а в невротическом конфликте человек стремится к самоуважению, силе, самовозвышению); чувство неполноценности и компенсация, которые в нормативном варианте мотивируют человека к более высокому уровню развития, а в условиях аномального развития ведут к формированию комплекса неполноценности или комплекса превосходства и др.

Конфликты представлений в своей основе имеют столкновение несовместимых представлений. Например, человек знает, что курить вредно, но продолжает курить. Снижение или снятие несовместимых представлений достигается с помощью дополнительных аргументов, убеждения, повторяемых доводов. В конфликт подобное состояние переходит при условии, что преодоление диссонанса переживается человеком как сложная психологическая проблема, затрагивающая значимые для человека представления, убеждения, ценности. Поэтому ее решение является тяжелым.

Конфликты абсолютизма, имеющие в своей основе стремление к свободе и бессознательную тягу к зависимости. Они характеризуются тем, что человек стремится к собственной независимости, но при этом культивирует какую-либо черту личности, аспект, фактор развития по типу: «только это и ничто другое мне не подходит» и тем самым вместо «независимости» вырабатывает поклонение собственной зависимости и ограниченности. Например, повышенный уровень амбиций приводит к восприятию других в качестве средств реализации собственных целей с позиций превосходства и исключительности, далее претензии возводятся в ранг абсолюта, и развивается высокомерие. Подобное состояние приводит к необходимости подтверждения собственной значимости в глазах окружающих, и человек перестает работать над собой, а занимается лишь взращиванием своего комплекса превосходства.

Конфликт смысла поступка. В его основе лежит столкновение между социальными намерениями и бессознательными психическими образованиями. Это столкновение разума и чувств по типу «опасно, нельзя, но хочу, но надо», то есть это столкновение позиции сознания и установок в неосознаваемой сфере психики.

Конфликт смысла «я», возникающий в результате соотнесения собственных свойств с мотивами деятельности. Чаще всего он осуществляется как противостояние осознаваемых желаний и неосознаваемой самооценки (да, но не мое); противоречия жизнедеятельности, вытекающие из множества потребностей (одобрение, принятие, любовь и др.), а также из осознания (или его отсутствия) жизненных целей.

Конфликт самооценки. Стремление к адекватному соотношению самооценки и уровня притязаний на основе реальной достаточно критичной требовательности в плане оценки своих возможностей и спокойное отношение к неудачам и успехам. Здесь важно отметить, что низкая самооценка часто компенсируется высоким уровнем притязаний. При высокой самооценке, напротив, уровень притязаний занижается и, как следствие, в конфликте проявляются защитные формы поведения (избегание неудач). В ситуации адекватной самооценки уровень притязаний адекватен, а в мотивационной сфере отмечается симбиоз, способствующий конструктивному поведению.

Конфликты эмоциональности, возникающие в силу неудовлетворенности какой-либо стороной деятельности (операциональной, смысловой). Данные конфликты проявляются в негативной оценке деятельности как самой личностью (это нормативное явление онтогенеза), так и коллективом, администрацией, особенно в условиях психологической войны.

Достаточно часто подобные конфликты вызывают ряд соответствующих психосоматических заболеваний. Например, противоборство:

• между высоким социальным контролем поведения и нереализованной потребностью во власти продуцирует агрессию, которая подавляется из-за социальных установок. В результате развивается гипертония;

• между стремлением сохранить свободу и независимость и потребностью в защите и покровительстве способствует возникновению язвенной болезни;

• между достижением желаемого ценой нежелательных переживаний и отказом от желаемого, чтобы избежать этих переживаний; в подобных случаях чрезмерная напряженность вызывает астенизацию психики и нервный срыв.

Подобные конфликты берут свои истоки в детстве, когда у ребенка нагнетаются отрицательные эмоции: страхи, заблокированный гнев, обида и др. В подобных случаях эмоция блокирует нормальный энергетический обмен с окружающей средой и с другими людьми, как бы замыкая всю психическую деятельность субъекта на себе. Внешне это проявляется в защитных формах поведения, которые, в свою очередь, провоцируют окружающих к активному воздействию на источник неблагополучия в структуре данной группы, общности. Это зачастую приводит к серьезным нарушениям как на уровне физического тела, так и на уровне психической деятельности.

Конфликты внутреннего выбора, которые осуществляются как противоборство разных тенденций в самой личности по типу «хочу, но не могу», «надо, но не получается» и т.д. Это нормативные противоречия развития, которые выражаются в сомнениях, неуверенности и нерешительности. Важно, чтобы их разрешение осуществлялось на интеллектуальной, а не на эмоциональной основе, поскольку в ситуации преобладания эмоций человек может войти в ступор или «застрять» на данной ситуации или состоянии.

Конфликт между рациональным и эмоциональным имеет в своей основе действие подсознательной сферы мотивации, т.е обусловлен бессознательной частью психики и развивается в условиях ценностного кризиса. Данный конфликт пронизывает все структуры человеческой жизни: область верований, убеждений и оценок, отношений и взаимоисключающих стереотипов и др. Это нормативный акт жизнедеятельности человека, способствующий смене фаз и этапов развития.

Конфликт между актуальным и реальным. Подобные конфликтыобусловлены избирательностью сознания и особенностями психической деятельности в ситуации конфликта. Возникает противостояние реальной ситуации и возможностей человека в ней. Чаще подобные конфликты приводят к возникновению деформаций развития и к эмоциональным расстройствам.

Итак, внутриличностные конфликты в нормативном варианте, когда уровень внутреннего напряжения не превышает возможности субъекта, приводят к развитию внутреннего мира человека. В патологическом варианте, когда уровень психической напряженности превышает возможности человека, данные конфликты ведут к серьезным деформациям внутреннего мира и развития субъекта. Для профилактики негативных проявлений и последствий внутриличностных конфликтов важно создавать условия развития, в которых бы соотносились желания и возможности человека. При этом важно учитывать, что задачи развития ставит общество, оно же и определяет реализацию жизненной направленности человека, поэтому основным профилактическим средством патологических внутриличностных конфликтов является здоровая жизненная среда.

3. Психологические аспекты основных видов межличностных конфликтов

Межличностные конфликты мы рассматриваем как состояние взаимодействия субъектов общения, воспринимаемое и переживаемое как значимая социально-психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая соответствующую активность сторон. Конфликтное межличностное взаимодействие характеризуется:

• наличием дисгармонии, дисбаланса в отношениях субъектов;

• блокированием идей или интересов партнера по общению;

• столкновениями по поводу несовпадения или невозможности реализации ценностей, целей, потребностей;

• претензиями агрессора на индивидуальность оппонента посредством подавления, игнорирования, обесценивания его достоинств;

• целенаправленным воздействием на внутренний мир другого с целью порабощения и угнетения;

• наличием претензий на исключительность, оригинальность, на истину в последней инстанции, на повышенный контроль над всеми и вся;

• отягощенностью взаимодействия отрицательными эмоциями и отношением.

Межличностные конфликты реализуются преимущественно на психологическом и социально-психологическом уровнях функциональных систем.

Конфликты психологического уровня могут быть следующих видов.

Личностные конфликты – это чисто психологические, чаще эмоциональные конфликты, связанные с личностным восприятием, с эмоциональной реакцией на поведение и действия других людей, с расхождением во взглядах и т.п.Подобные конфликты обусловлены: излишней зависимостью, ролевой напряженностью, чувствами зависти, враждебности, антипатии; быстрой реакцией субъекта на ущемление его интересов; внутриличностными проблемами и личностными особенности субъектов.

Основные типы личностных конфликтов:

• конфликт требований, характеризующийся несопоставимостью требований к себе и возможностей человека;

• конфликт долга и личных мотивов;

• конфликт деморализации – это ситуация, когда человек признает требования, но отвергает нравственные нормы.

Потребностные конфликты обусловлены противоречием между желанием и действительностью из-за реальной или кажущейся ограниченности ресурсов; из-за соотношения краткосрочных и долгосрочных потребностей (например, рождение ребенка и его материальная и духовная обеспеченность). Подобные конфликты проявляются в форме:

• нереализованного желания в ситуациях выбора:

– между инстинктами и чувствами нравственного порядка (ответственности, собственного достоинства);

– между удовлетворением запретного желания и угрозой наказания;

– между взаимоисключающими друг друга желаниями;

– между двумя опасностями и др.

• переживания (страдания) по поводу невозможности реализации жизненно важных потребностей: самоутверждения, признания, единства «я» и др.

Для профилактики этого наиболее распространенного вида конфликтов важно создавать условия жизнедеятельности, где жизненно важные потребности могут быть удовлетворены, в противном случае возникает эффект: подавляемая потребность уходит в режим накопления, а затем реализуется, но уже насильственным путем.

Конфликты интересов характеризуются стремлением че­го-то достичь, что-то изменить или сохранить в своем поведении и жизни. Осуществляются подобные конфликты посредством перехода активности в некоторый объектив­ный результат. Предметом социально-психологического интереса в конфликте является возможность получения одобрения, признания, власти, богатства, престижа и др. Например, это может быть стремление человека выделиться в общей массе, во чтобы то ни стало самоутвердиться в позиции превосходства над окружающими. Таким образом, основным интересом здесь является акт самоутверждения за счет другого.

Конфликты отношений, возникающие на базе противоречий между формами единения: с природой, с людьми, которые определяют потенциал жизненной энергии человека. При конструктивном единении потенциал возрастает, при негативном варианте отмечается снижение жизненных сил и возникает депрессивное состояние. Здесь можно выделить:

Конфликты безысходности, характеризующиеся тем, что отношения и обра­щение оппонентов друг к другу явно не совпадают, т.е. один относится поло­жительно, а другой отрицательно и оба не хотят изменить свое отношение.

Конфликт неопределенности возможен в двух вариантах: когда один из оппонентов относится к другому положительно, а второй неопределенно; когда один относится негативно, а второй неопределенно.

Конфликт влечения – боязни характеризуется тем, что один и тот же человек вызывает к себе одновременно и положительное и отрицательное от­ношение, всякое движение, направленное на сближение с одновременно привлекательным и непривлекательным объектом, тормозится на определенном психологическом расстоянии, уравновешивающем стремления сблизиться и отдалиться.

Конфликты предвзятости, характеризующиеся восприятием человека в соответствии со стереотипом: ребенок, старый человек, представитель определенной профессии, представитель определенной национальности. Символами предвзятости отношения являются следующие речевые высказывания: «я давно знаю», «я давно хотел сказать» и т.д.

Мотивационные конфликты, имеющие в своей основе бессознательные стремления и к обладанию, и к безопасности. Подобные конфликты обусловлены противоречиями:

• между двумя положительными тенденциями (ситуация буриданова осла);

• между равно непривлекательными, но взаимоисключающими возможностями (выбор из двух зол);

• между равнозначно привлекательными и непривлекательными возможностями (есть много «за», но и много «против»).

В подобных случаях чем ближе человек к выбранной цели, тем больше возрастает ее привлекательность, и наоборот, уменьшается привлекательность цели, от которой человек удаляется. Также возможно и обратное: при приближении к выбранному объекту возникает реакция отторжения избранного, а отвергнутый объект становится все более привлекательным, что побуждает человека вернуться в исходное состояние.

Когнитивный конфликт обусловлен познавательным диссо­нансом взаимодействующих сторон. Например, когда один из оппонентов опери­рует системой понятий, недоступной другому; или в ситуации, когда содержание взаимодействия имеет эмоциональную окраску, воспринимаемую оппонентом как агрессивную, несущую интервен­цию; или когда оппонент интуитивно осознает собственную познавательную ущербность по сравнению с оппонентом.

Эмоциональный конфликт характеризуется преимущественно эмоциональным содержанием. Подобные конфликты имеют внутриличностные эмоциональные проблемы, комплексы, амбиции, нереализованные потребности и желания, создающие помехи процессу взаимодействия. Также основой подобных конфликтов является отсутствие или недостаточность эмпатии (сопереживания другому человеку), негативное отношение к себе, другим, к миру. По степени эмоциональной насыщенности различают следующие виды конфликтов:

• эмоционально насыщенные, позиционно разнонаправленные, акцентированные на игнорирование оппонентов;

• эмоционально невыдержанные, характеризующиеся активно противоборствующими позициями сторон, агрессивно насыщенным, бескомпромиссным поведением сторон;

• эмоционально сдержанные, вежливые, позиционно не фиксированные, характеризующиеся компромиссными формами поведения.

Конфликты реакции на препятствия по достижению целей профессионального и личностного развития; на нарушения социальных норм; в ситуации, когда индивидуальные особенности работников влияют на их деловые контакты с выше- или нижестоящими должностными лицами; когда есть конкурирующие группы и подгруппы; в ситуациях установления групповой иерархии и распределения вознаграждений.

Конфликты социально-психологического уровня могут быть следующих видов.

Коммуникационные конфликты в своей основе имеют особенности коммуникативного процесса, они могут быть ориентированы на кооперацию или конкуренцию во взаимодействии; на восприятие сходств или различий конфликтующих с интерпретацией, соответствующей установкам по отношению друг к другу. Важным моментом здесь также является мотивация сторон и их ориентация либо на задачу – это напористость в решении проблемы: либо на личность – это решение своих задач, часто за счет другого человека.

Деятельностные конфликты базируются на несовпадении процессуального и мотивационного аспектов деятельности, например, внеш­не требуется четкое исполнение каких-либо действий, а во внутренних процессах преобладает ориентация на мотивацию творчества. Тогда вовне проявляется противоборство требованиям и продуцируется профессиональная несостоятельность.

Адаптационные конфликты. Это конфликты между требованиями действительности и возможностями человека (физическими, психологическими, профессиональными). Подобные конфликты обусловлены: усвоением внутриорганизационных норм; навыками адаптации; реакциями участников трудового коллектива на структурные изменения и нововведения.

В адаптивном, конструктивном варианте они имеют направленность на реальные изменения личности посредством анализа ситуации и поиска конструктивных решений.

В дезадаптивном, защитном варианте отмечается направленность на убеждение других в том, что человека необходимо воспринимать в ином виде.

Внешне это проявляется в отсутствии способности к выработке определенной жизненной позиции, в депрессивных симптомах; в активном сопротивлении любого рода воздействиям и взаимодействиям; в сохранении статус-кво как важнейшей жизненной задачи.

Морально-нравственные конфликты, являющиеся неотъемлемой частью любого другого конфликта и обозначающиеся противоборством:

• между желанием и долгом,

• между моральными принципами и личностными привязанностями (В.С. Мерлин),

• между стремлением действовать и социальными воздействиями;

• между социально необходимыми личностными качествами и их выраженностью.

Подобные конфликты проявляются в противоборстве стремлений к положительной самооценке и оценке окружающих.

Ролевые конфликты, содержащие в своей основе противоборство между ролевым поведением и деятельностью человека. Например, директор школы требует и ожидает одной линии поведения, а коллеги учителя совершенно иной, даже противоположной по отношению к этим ожиданиям. Их осуществление характеризуется диссонансом профессиональных притязаний и реальных возможностей человека. Подобные конфликты выражаются в следующих основных формах:

• конфликт «я и роль» как переживание невозможности выполнения роли, которое может быть осознанным, и тогда оно стимулируется развитием способностей; или же неосознанным, но интуитивно ощущаемым, тогда человек уходит в защитные формы и взращивает свой комплекс профессиональной некомпетентности;

• «межролевой конфликт» возникает, когда различные роли человека предъявляют к нему противоречивые требования. Например, будучи хорошим семьянином (роль отца, матери, мужа, жены и т.п.), человек должен вечера проводить дома, а положение руководителя обязывает его задерживаться на работе;

• конфликт «роль и я» как переживание погруженности в роль и затруднение условий для ее реализации. Например, на производстве перегруженность работой или, напротив, отсутст­вие работы при необходимости находиться на рабочем месте.

Поведенческие конфликты в своейоснове имеют импульсивный, инстинктивный, эмоционально насыщенный характер реакций на взаимодействие (например, не осознавая своего поведения, человек проявляет базовый инстинкт собственничества на все, что попадает в его обзор, при этом другие люди, оказавшиеся в этой зоне, воспринимаются как инородное тело, которое необходимо удалить, иногда любыми способами); использование стратегии соперничества, чрезмерной демонстрации состояний собственного внутреннего мира безотносительно к ситуации; эгоизм, отсутствие должной культуры поведения. Это наиболее яркая сторона конфликта, это то, на что в большей степени обращают внимание все участники конфликтных действий.

Конфликт ответственности – предметом спора яв­ляются ответственность или самостоятельность. Это случаи с недостаточ­ной или чрезмерной ответственностью или же ситуации, когда люди из-за взаимного непонимания (из-за различных точек зрения) обвиняют друг друга в недостаточной или чрезмерной ответственности. Это ловушка ответственности, выбраться из которой можно при условии выработки единой точ­ки зрения на данную проблему. То есть основанием для разрешения конфликта служит призна­ние обвинений, если они объективны, а в случае когда вас обвиняют в том, чего вы не совершали, попытайтесь понять, почему вас считают виновным.

Человек, принимающий чрезмерную ответственность, властвует над тем, кто эту ответственность уступает, и, если уступающий действует вопреки своему желанию, у него возникает чувство унижения, обиды, враждебность. В свою очередь первый также чувствует недовольство, поскольку ответственность ложится на него тяжким бременем.

Данный конфликт имеет свои особенности возникновения:

• в семье, где он обусловлен: отсутствием знаний о необходимости такой ответствен­ности; различными приоритетами в жизни; отсутствием потребности в подобных знаниях, т.е. человек не подозревает о необходимости ответственности, поскольку это делает первый; наличием разных представлений о некоторых тривиальных моментах жизни (уборка квар­тиры, ремонт и пр.);

• в ситуации сотрудничества в условиях производственной деятельности чрезмерная ответственность возникает при условии, когда один испытывает потребность в этом и, сам того не желая, занимает лидирующее положение; а также в ситуациях, когда нет веры в силы и способности сотрудников; в подобных ситуациях первый обижен одиночеством и чрезмерной нагрузкой, а второй – чувством зависимости и утратой идентичности.

В зависимости от возрастного этапа конфликтующих и от сферы возникновения межличностные конфликты могут быть следующих видов.

Конфликты возрастного развития: детские, подростковые, юношеские, конфликты молодости, взрослой жизни, зрелого возраста, старости.

Семейные: супружеские, противоборство родитель – ребенок, ребенок – ребенок.

Производственные:

• в образовательной среде: учитель – учитель, администратор – учитель, учитель – родитель; ученик – учитель, ученик – ученик и др.

• в сфере здравоохранения: врач – администратор, врач – врач, и т.д.

• в сфере промышленности и торговли,

• в сфере транспортных услуг и др.

Итак, межличностные конфликты – это действительно «болезнь» и социального пространства, и индивида, включающего в свою жизнедеятельность лицемерие, жадность, зависть и пр. В числе основных профилактических мер деструктивных межличностных отношений можно отметить:

• осознание и структурирование различного рода проблемных зон межличностных отношений, их переориентация в позитивном ключе;

• воспитание культуры эмоционального поведения посредством обучения правилам поведения в конфликте;

• формирование коммуникативной компетентности;

• знакомство с теорией психического развития человека;

• обучение умениям работать с информацией в ситуации конфликта;

• работа над формированием мотивационной сферы субъекта;

• психологическая и организационная поддержка в реализации запросов человека; и др.

У А. Шопенгауэра есть прекрасное высказывание о том, что целостный, конструктивный человек, подобно успешному государству, не нуждающемуся во внешних заимствованиях, не нуждается во внешних завоеваниях и самоутверждении за счет других. Поэтому основным средством профилактики межличностных конфликтов является работа над формированием гармонично развитой личности. Особенно актуально это сегодня в условиях построения нового, гуманистически ориентированного общества.

4. Виды социогрупповых конфликтов и их роль
в развитии субъекта

Социогрупповые конфликты мы понимаем как состояние системы социальных контактов субъектов, характеризующееся высокой степенью социально-психической напряженности, отражающейся на всех уровенях межличностных отношений и на внутриличностных конфликтах. Подобные конфликты осуществляются по трем основным уровням:

I. Конфликты социального уровня по типу социальных противоборств макрогрупп: межгосударственные, межэтнические, межнациональные. По содержательному критерию на данном уровне можно выделить следующие виды конфликтов: ценностные, культурно-нормативные, статусно-ролевые, социально-бытовые.

II. Конфликты социально-психологического уровня осуществляются по типу групповых противоборств.Они могут проявиться как между личностями, так и между социальными группами. Подобные конфликты могут быть следующих видов: экономические, социально-политические, идеологические, территориальные, экологические, трудовые, конфликты власти и оппозиции.

III. Конфликты психологического уровня возникают как межличностные противоборства или противоборства личности и группы. Можно выделить следующие виды данного уровня: организационные, управленческие, инновационные, нормативные и др.

На некото­рых из них мы остановимся более подробно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: