Понятие уголовно-исполнительной политики, ее сущность на современном этапе

В самом общем смысловом выражении политика это деятельность органов государственной власти и государственного управления, отражающая общественный строй и экономическую структуру страны, а также деятельность организаций, определяемая их интересами и целями[67].

В сфере социальной политики следует различать политику в вопросах борьбы с преступностью, которую в отдельных источниках юридической литературы принято называть «уголовной политикой»[68].

Правовую политику следует рассматривать как деятельность государственных структур в сфере правового регулирования определенных общественных процессов в интересах самого государства и его граждан.

Государственная правовая политика не произвольна. Она обусловливается объективно существующими разнообразными факторами, определяющими основное содержание и стратегию развития законодательства, его социальную направленность, а также совершенствование деятельности правоприменительных органов. В монографической литературе выделяются следующие факторы, влияющие на государственную политику:

1) уровень развития демократизма, защиты прав и свобод человека и гражданина, проявления гуманизма в отношении правонарушителей;

2) состояние, структура и динамика преступности;

3) высокий уровень коррупции в органах государственной власти, правоохранительных органах, судебной системе и в обществе в целом;

4) зависимость государства от олигархических группировок в решении таких важных социально-экономических проблем, как повышение уровня жизни человека целенаправленные вложения в развитие науки, образования, здравоохранения;

5) навязывание СМИ молодому поколению чуждой культуры, неуважения к национальным обычаям, этническим корням;

6) отсутствие в стране комплексной программы «Основ формирования в обществе нравственно-этических ценностей и правосознания народа»;

7) современный уровень развития науки уголовного и уголовно-исполнительного права России.

Эти и иные факторы обусловливают зарождение, формирование и развитие политики российского государства в области назначения, исполнения уголовного наказания, обращения с осужденными. Через политику, выраженную в законодательстве, реализуются на практике принципы уголовного и уголовно-исполнительного права[69].

Уголовно-правовая политика представляет собой выражение той воли государства, в рамках которой формулируются основные требования борьбы с преступностью посредством выработки и практического осуществления широкого перечня предупредительных мер, создания и применения правовых норм материального, процессуального и уголовно-исполнительного права, устанавливающих криминализацию и пенализацию, а когда нужно, - декриминализацию деяний, а также посредством определения круга допустимых в борьбе с преступностью мер государственного принуждения[70].

Правовая политика в области борьбы с преступностью, определяемая М.Г. Детковым как карательная, рассматривается им в качестве важнейшего направления общей государственной политики. Её содержание составляет система идей, принципов и воззрений государства в лице его высших органов, определяющих методы, средства и формы защиты, господствующих государственных и общественных отношений, объявляющих преступными деяния, наносящие ущерб этим отношениям, формулирующих стратегию и тактику обеспечения государственного и общественного порядка[71].

В вопросах соотношения политики и права представляется, что уголовно-исполнительная политика первична по отношению к уголовно-исполнительному праву. Она определяет задачи стоящие перед ним, и большей частью воплощается в нем. В то же время уголовно-исполнительное право в некоторой степени самостоятельно от уголовно-исполнительной политики. Оно, как и право вообще, довольно консервативно. Являясь надстроечной категорией, уголовно-исполнительное право не всегда соответствует меняющимся условия общественной жизни. Политика государства в области исполнения уголовных наказаний мобильнее, быстрее реагирует на нововведения. Уголовно-исполнительному праву, выраженному в уголовно-исполнительном законе, присущ принцип стабильности. В уголовно-исполнительной политике постоянно стабильными являются преимущественно принципы, в соответствии с которыми она выстраивается и осуществляется.

Уголовно-правовая и связанная с ней уголовно-исполнительная политика, в большей, чем уголовное право, степени зависят от эффективности избранных средств борьбы с преступностью. Если практика государственных органов свидетельствует, что отдельная норма, или даже целая их совокупность не выполняет, или ненадлежащих образом выполняет тех задач, которые поставлены перед законом, проводимая политика предполагает ее исключение, либо соответствующую корректировку. В этой связи, следует отметить, что вопросы борьбы с преступностью относятся к категории политических. Государство, основываясь на анализе правоприменительной практике, вырабатывает основное направление, средства и цели борьбы с преступностью, то есть уголовно-правовую политику. Соответственно, изменение уголовного и уголовно-исполнительного права всецело зависит от изменений уголовно-правовой политики. Уголовно-исполнительное право аккумулирует в себе сущность уголовно-исполнительной политики.

Как любое правовое регулирование, сфера уголовно-исполнительного правового применения предполагает определенный уровень принуждения. При этом, признание того или иного деяния настолько опасным, что возникает необходимость государственного за него принуждения лиц, его совершивших, выбор таких мер, которые гарантировали бы реальную безопасность, носят политический характер, поскольку являются одним из основных средств поддержания, укрепления, развития существующего государственного строя. Решая эти уголовно-политические задачи, государство встает перед необходимостью официального закрепления задач по борьбе с преступностью, совершенствования системы исполнения уголовных наказаний, раскрытию ее содержания, основных направлений и форм деятельности.

Следует отметить, что уголовное право, равно как и уголовно-исполнительное, являются ядром государственной политики в вопросах борьбы с преступностью и исправления лиц, совершающих преступления, но, вместе с тем, не исчерпывают последнюю. Государственная политика в сфере борьбы с преступностью охватывает и уголовно-процессуальную политику, в некоторой степени и социально-экономическую политику.

Уголовно-исполнительная политика характеризуется следующими основными признаками:

1) выражает волю государства в области исполнения уголовных наказаний;

2) имеет своим содержанием идеи, основополагающие начала, принципиальные положения воздействия на преступность посредством исправления лиц, участвующих в преступной деятельности, создания условий возвращения их в общество.

Таким образом, уголовно-исполнительную политику можно сформулировать следующим образом: Уголовно-исполнительная политика — основанное на Конституции Российской Федерации, согласованное с основными требованиями общепризнанных международно-правовых актов в сфере организации исполнения уголовных наказаний направление деятельности российского государства в вопросах организации и корректировки процессовборьбы с преступностью, исправления и социальной адаптации лиц, отбывающих наказание, определения основных принципов воспитательной работы с ними.

Законодательноезакрепленные уголовно-правовые, пенитенциарные принципы (ст. 4–7 УК РФ, ст. 8 УИК РФ) есть не что иное, как итог развитияуголовной и пенитенциарной политики российского государства. Они отражают достижения отечественной науки в сфере правового регулирования назначения и исполнения наказаний.

Следует отметить, что основное содержание уголовно-исполнительной политики на современном этапе должно исходить из важнейшего вывода о том, что доведенная до абсолюта эффективность исполнения уголовного наказания это высшая степень реального обеспечения безопасности всего общества.

Принципы воздействия на преступность с помощью уголовно-исполнительного права складываются из принципов уголовного и уголовно-исполнительного права, выражающихся в законодательных принципах и принципах организации самой деятельности государства в области исполнения уголовных наказаний.

Принципы деятельности по созданию и применению уголовно-исполнительного закона заключаются в принципах точного и полного исполнения уголовных наказаний; индивидуализации и дифференциации исполнения наказаний; гуманного отношения с заключенными; экономии мер карательного воздействия на заключенных в период отбытия наказания; уважения их законных прав и обеспечения их безопасности.

Принципиально важной задачей в области уголовно-исполнительной политики государства на современном этапе является назревшая необходимость и целесообразность интенсивной реорганизации системы исполнения наказаний, приведение ее в полное соответствие с требованиями времени и проходящими в государстве политическими и социальными процессами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: