Основные направления современной уголовно-исполнительной политики

Современное состояние уголовно-исполнительной системы, положение в области исполнения уголовных наказаний требует кардинальных мер организационного порядка и в силу этого серьёзной корректировки уголовно-исполнительной политики. Дальнейшего совершенствования требует и существующая правовая база в вопросах обеспечения основных направлений уголовно-исполнительной политики.

В течение значительного периода времени, многих десятилетий двадцатого века работа нашей уголовно-исполнительной системы, как и в целом, уголовная политика в нашей стране, носила преимущественно репрессивный характер. И это, наверное, такая фундаментальная причина того, что состояние самой уголовно-исполнительной системы очень сложное, тяжелое[72].

Сложность настоящего положения уголовно-исполнительной системы России, как справедливо отмечает профессор Т.Ф. Минязева, определяется целым рядом факторов:

1) заметны явные тенденции к ее реформированию;

2) приняты законодательные акты, в том числе УИК РФ;

3) впервые на уровне закона закреплён правовой статус осуждённых выстраданный многолетней практикой исправительных учреждений;

4) российская пенитенциарная система до настоящего времени остается плотью от плоти прежней исправительно-трудовой системы советского периода[73].

Демократизация общества в 90-е гг. XX-го и начале ХХ1-го века незначительно отразилась на карательной политике государства. С одной стороны, УК РФ вобрал в себя новые виды наказаний, альтернативные лишению свободы и призванные сократить назначение этого вида наказания (обязательные работы, ограничение свободы, арест, принудительные работы), но их введение в действие затрудняется тем обстоятельством, что отсутствует соответствующая база и необходимые средства. С другой — появились такие сроки лишения свободы как 20, 25, 30 лет, чего не знала практика советского периода.

В рамках одного исправительного учреждения созданы различные условия отбывания наказания, даже в колониях общего режима осужденные могут содержаться в строгих условиях, а в одной исправительной колонии могут создаваться изолированные участки с различными видами режимов. Значительно расширена сфера применения пожизненного лишения свободы, что, в свою очередь создает, и будет создавать в будущем новые социально-экономические проблемы.

Модернизированная уголовно-исполнительная система и проводимая в государстве правовая политика призвана обеспечить надлежащее исполнение назначенного виновному наказания. В процессе исполнения уголовных наказаний должно обеспечиваться полное содействие нравственному оздоровлению осужденного.

Однако, возросший в последнее время рецидив преступлений, лицами, отбывающими уголовное наказание, (пенитенциарный рецидив) имеет место быть. Это обстоятельство прямо указывает на необходимость изменения качественного состояния действующей в России исправительной системы. Она должна быть более прозрачной, подконтрольной всему обществу. Только при таком подходе система исполнения уголовных наказаний может рассматриваться как эффективный, целостный государственный институт, способный решать стоящие перед ним задачи. Означенным тезисом можно охарактеризовать и основное направление современной уголовно-исполнительной политики государства.

В сфере общественных отношений, складывающихся между государством, в лице уголовно-исполнительной системы и осужденными по поводу отбытия и исполнения уголовных наказаний должно быть представлено реальное и действенное уголовно-исполнительное законодательство, способное решать поставленные перед ним соответствующие задачи.

Уголовно-исполнительная система за последние годы изменилась, но она до сих пор крайне несовершенна. Необходимо самым внимательным образом посмотреть на действующее уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство, потому что оно не бывает, во-первых, совершенным, во-вторых, время проходит, требуется вносить какие-то коррективы, и, наконец, мы должны посмотреть на саму судебную практику, которая вытекает из соответствующих решений на основе соответствующего законодательства.

Необходимость внесения коррективов в действующее законодательство следует рассматривать в качестве вынужденной меры, которая реализуется в настоящий момент путём существенного ужесточения санкций и условий применения уголовного законодательства. Как показывает правовой анализ, в последнее время законодатель вносит существенные изменения в такие достаточно фундаментальные правовые документы как кодексы. Примером такой правовой политики может служить Федеральный закон № 215-ФЗ от 27.07.2009. «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации». Указанным нормативным актом статьи 131, 132, 134, 135 и 242.1 УК РФ изложены в новой редакции с введением в них дополнительных квалифицирующих признаков, усиливающих уровень уголовной ответственности. Кроме того, расширены диспозиции статей 105, 111, 112. Внесены значительные корректировки и в Общую часть УК - ужесточены условия применения статей 47, 79, усилена санкция ст. 156 УК РФ и т.д.

Представляется, что принятые меры способны и могут обеспечить надлежащую безопасность, жизнь и здоровье граждан.

Современное же состояние уголовного правового применения свидетельствует о том, что с одной стороны, существующая отечественная уголовная и уголовно-исполнительная доктрины исходят из возможности не только ограничивать преступные устремления человека путем его изоляции в специально созданные исправительные учреждения, но и исправлять и таким образом предотвращать возможное в будущем преступное поведение. С другой стороны различные формы изоляции от общества объективно оказывают на правонарушителей десоциализирующее воздействие. Лицо, совершившее преступление, помещается в среду индивидов, преступивших уголовный закон, оно изолируется от определенных позитивных общественных институтов, что приводит к утрате социально значимых связей. Восстановление же этих связей после освобождения из мест лишения, свободы затруднено, а порой и практически не возможно. Отсюда низкая эффективность деятельности пенитенциарных учреждений в вопросах исправления преступников.

Содержание осужденного в изоляции, окружающей его криминальной среде, а также соответствующая, присутствующая здесь субкультура, являются факторами продуцирующими будущее противоправное поведение. Многолетняя практика применения уголовного наказания указывает на то, что лишение свободы не должно быть преимущественной санкцией за совершенное преступное деяние. С целью реализации этой идеи важно создавать соответствующие предпосылки для альтернативных решений как организационного, так и правового характера. Пути решения указанной проблемы должны приобретать форму магистральных направлений современной правовой политики.

Реализация основных направлений современной уголовно-исполнительной политики обуславливает необходимость постановки и решения следующих задач:

1) обеспечения правового статуса личности осужденных в деятельности органов, исполняющих наказание и организаций, учреждений, отдельных граждан, содействующих им в этой работе, является приоритетным направлением реформирования уголовно-исполнительной системы и рассматривается в качестве ключевого направления развития уголовно-исполнительной политики и уголовно-исполнительного права России;

2) повышение эффективности работы по достижению целей уголовной ответственности и эффективности борьбы с преступностью за счет неукоснительного исполнения всех предписаний приговоров суда и надлежащего обеспечения правового статуса осужденного к уголовному наказанию;

3) дальнейшее обеспечение дифференциации и индивидуализации правового статуса личности осужденного и самого процесса исполнения наказания с учетом поставленных целей;

4) установление и закрепление твердых, научно обоснованных критериев классификации осужденных. В основу процесса должны быть положены: уровень социально-нравственной запущенности личности, мотивы и характер совершенных преступлений, степень криминальной направленности в образе жизни осужденных и т.д.;

5) создание в крупных регионах центров по предварительной классификации осужденных основной задачей которых является определение места дислокации исправительного учреждения, условия содержания в нем и установление индивидуальной методики обращения с конкретным осужденным;

6) дальнейшее совершенствование системы правового стимулирования процесса исправления осужденных к лишению свободы и их социальной адаптации после освобождения от наказания.

Представляется, что решение указанных проблемных вопросов позволит в значительной мере сократить число лиц, относящихся к категории маргинальных[74].

Важным направлением современной уголовно-исполнительной политики остается совершенствование руководства системой исполнения наказаний. В этой сфере государственного управления, в 2004году проведена достаточно серьезная организационная реконструкция Министерства юстиции Российской Федерации. Так, Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 года № 314 «О системе и структуре Федеральных органов исполнительной власти» закреплены основные положения их правового статуса.

Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 года № 1313 в составе Министерства юстиции Российской Федерации были созданы три самостоятельные федеральные службы.

1) Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН);

2) Федеральная служба судебных приставов (ФССП);

3) Федеральная регистрационная служба.

В настоящее время Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН) обладает более широким правовым статусом по сравнению с существовавшим ранее Главным управлением исполнения наказаний (ГУИН). Это обстоятельство положительно отражается на организационном уровне деятельности новой структуры.

Особого внимания требуют к себе проблемные вопросы повышения эффективности борьбы с преступностью несовершеннолетних. Совершенствование уголовного и уголовно-исполнительного законодательства в вопросах ответственности и условий отбывания уголовных наказаний несовершеннолетними — одна из важнейших проблем современной правовой политики. Определенные меры по борьбе с преступностью несовершеннолетних предпринимались ранее:

Советом Министров РСФСР 04.10.1957 г. было принято постановление № 1099 «О мерах улучшения работы среди детей вне школы и предупреждения детской безнадзорности»;

15 февраля 1977года был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об основных обязанностях и правах инспекций по делам несовершеннолетних, приемников-распределителей для несовершеннолетних и специальных учебно-воспитательных учреждений по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

24 июля 1998 года был принят Федеральный закон № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

24 июня 1999 года был принят Федеральный закон № 120-ФЗ «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

5 декабря 2001 года было принято постановление Совета Федерации № 389-СФ «О парламентских слушаниях «Детская безнадзорность» и беспризорность как один из факторов угрозы национальной безопасности России». Принимались и другие нормативные правовые акты, направленные на профилактику подростковой преступности.

Особого внимания заслуживает тот факт, что 14 октября 2010 года распоряжением Правительства Российской Федерации № 1772-р утверждена «Концепция развития уголовно-исполнительной системы до 2020 года». Этот программный документ в разделе III. «Основные направления развития уголовно-исполнительной системы» определяет следующие пути совершенствования уголовно-исполнительной политики:

1) совершенствование уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, направленного на изменение структуры уголовно-исполнительной системы и создание новых видов учреждений, осуществляющих исполнение наказаний в виде лишения свободы;

2) поиск и использование новых форм и методов исправительного воздействия на осужденных, организационных механизмов социальной работы с осужденными, закрепление в уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации форм социальной, психолого-педагогической работы с осужденными в качестве основного средства исправления осужденных;

3) дополнение системы поощрений осужденных иными стимулами к правопослушному поведению и активной ресоциализации;

4) дифференциация содержания осужденных в зависимости от характера и степени общественной опасности совершенных ими преступлений, поведения во время отбывания наказания, криминального опыта (раздельное содержание впервые осужденных к лишению свободы и ранее отбывавших наказание в виде лишения свободы, расширение оснований направления в колонию-поселение, с одной стороны, и перевода на тюремный режим, с другой стороны);

5) закрепление в уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации новых форм надзора за поведением осужденных с использованием электронного мониторинга спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS;

6) подготовка предложений о внесении изменений в законодательство Российской Федерации, предусматривающих применение электронных средств контроля по месту жительства подозреваемого, обвиняемого в совершении преступлений в качестве альтернативы содержанию под стражей; оптимизация размещения мест отбывания наказания на территории страны, в том числе для сохранения социально полезных связей осужденных, доступности места отбывания наказания для родственников, за исключением случаев, требующих изоляции членов организованного преступного сообщества, а также обеспечения безопасности самого осужденного.

Таким образом, можно заключить, что ожидаемые последствия проводимой уголовно-исполнительной политики должны предопределяться реализацией следующих принципов:

1) каждый человек должен быть твердо уверен в том, что его права и законные интересы будут соблюдены в полном объеме в процессе исполнения уголовного наказания;

2) уголовно-исполнительные отношения будут выстраиваться в соответствии с правовым статусом субъектов этих отношений и на весь временной период их действия;

3) права, свободы и законные интересы осуждённых будут неприкосновенны, основаны на требованиях закона и обеспечиваться действенным контролем за их соблюдением;

4) современная уголовно-исполнительная политика нацеливает систему исполнения наказаний на необходимость строгой индивидуализации и дифференциации исполнения наказания в соответствии с законом;

5) совершенствование системы исполнения уголовных наказаний, индивидуализация и дифференциация процесса исправительного воздействия на осуждённых при исполнении наказаний должны стать главенствующими направлениями уголовно-исполнительной политики при ее реализации;

6) определяющая роль в вопросах совершенствования уголовно-исполнительного законодательства, его развития, оптимизации, демократизации должна принадлежать ориентирам на общепризнанные международно-правовые установки и рекомендации с полным учётом национальных особенностей и интересов.

Контрольные вопросы

1) Дайте понятие современной уголовно-исполнительной политики.

2) Определите основные направления уголовно-исполнительной политики на современном этапе.

3) Определите основные задачи и приоритеты развития уголовно-исполнительной политики.

4) Определите отношение к вопросу о целесообразности перехода к тюремной системе учреждений исполняющих наказания в виде лишения свободы.

5) Назовите основные этапы развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, рассчитанной до 2020 года.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: