Признание контроля со стороны международных организаций – сравнительно новое явление в отечественном правоведении. Основанием возможности международного контроля послужило вступление России в Совет Европы в 1996 году. Россия ратифицировала Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод (1950г.)[140].
Российская Федерация в силу членства в Совете Европы официально признаёт приоритетную роль международного контроля в вопросах совершенствования форм охраны правового положения осуждённых. Международный контроль за деятельностью уголовно-исполнительной системы России базируется на принятых ООН и Советом Европы документах, важнейшими из которых являются:
1) Всеобщая декларация прав человека (1948);
2) Международный пакт о гражданских и политических правах (1966);
3) Конвенцией против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984);
4) Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод (1950) и др.
|
|
В настоящее время существует четыре формы международного контроля:
1) периодическое представление Российской Федерацией докладов в комитет ООН о соблюдении прав человека, в том числе и при исполнении наказаний;
2) сообщения и заявления иностранных государств о нарушениях в Российской Федерации прав человека, в том числе и осужденных;
3) индивидуальные жалобы осужденных в международные органы (ч. 4 ст. 12 УИК РФ);
4) посещение представителями международных организаций (членами Европейского комитета по предупреждению пыток в места отбывания наказания) учреждений и органов, исполняющих наказания.
Представители Европейского Комитета в силу своего расширенного правового статуса наделяются правом:
1) на посещение всех мест, где содержатся лица, лишенные свободы;
2) на проведение бесед с осуждёнными и, даже наедине;
3) на контакт с любым лицом, которое может представить соответствующую информацию;
4) доведения до сведения компетентных органов посещаемого государства своих замечаний и предложений.
По итогам посещения Комитет разрабатывает рекомендации по улучшению защиты лишенных свободы лиц, которые для посещаемой страны носят рекомендательный характер. В случае если эта страна отказывается исправить ситуацию, контролирующий орган вправе письменно отразить соответствующие факты и представить их Комитету Министров Совета Европы.