Международный контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания

Признание контроля со стороны международных организаций – сравнительно новое явление в отечественном правоведении. Основанием возможности международного контроля послужило вступление России в Совет Европы в 1996 году. Россия ратифицировала Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод (1950г.)[140].

Российская Федерация в силу членства в Совете Европы официально признаёт приоритетную роль международного контроля в вопросах совершенствования форм охраны правового положения осуждённых. Международный контроль за деятельностью уголовно-исполнительной системы России базируется на принятых ООН и Советом Европы документах, важнейшими из которых являются:

1) Всеобщая декларация прав человека (1948);

2) Международный пакт о гражданских и политических правах (1966);

3) Конвенцией против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984);

4) Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод (1950) и др.

В настоящее время существует четыре формы международного контроля:

1) периодическое представление Российской Федерацией докладов в комитет ООН о соблюдении прав человека, в том числе и при исполнении наказаний;

2) сообщения и заявления иностранных государств о нарушениях в Российской Федерации прав человека, в том числе и осужденных;

3) индивидуальные жалобы осужденных в международные органы (ч. 4 ст. 12 УИК РФ);

4) посещение представителями международных организаций (членами Европейского комитета по предупреждению пыток в места отбывания наказания) учреждений и органов, исполняющих наказания.

Представители Европейского Комитета в силу своего расширенного правового статуса наделяются правом:

1) на посещение всех мест, где содержатся лица, лишенные свободы;

2) на проведение бесед с осуждёнными и, даже наедине;

3) на контакт с любым лицом, которое может представить соответствующую информацию;

4) доведения до сведения компетентных органов посещаемого государства своих замечаний и предложений.

По итогам посещения Комитет разрабатывает рекомендации по улучшению защиты лишенных свободы лиц, которые для посещаемой страны носят рекомендательный характер. В случае если эта страна отказывается исправить ситуацию, контролирующий орган вправе письменно отразить соответствующие факты и представить их Комитету Министров Совета Европы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: