Основные направления

На особое значение организации воспитательного воздействия на осужденных к лишению свободы обратил внимание еще в конце девятнадцатого века (1889г.) выдающий русский учёный проф. И.Я.Фойницкий в своем труде «Учение о наказании в связи с тюрьмоведением». В главе «Тюремное заключение» автор рассматривал такие теоретические проблемы как работа заключенных в тюрьмах, их интеллектуальное, нравственное, религиозное и техническое образование.

Другой виднейший отечественный криминолог проф. С.В. Познышев в своём научном труде «Очерки тюрьмоведения» (Москва 1915) в специальной главе «Тюремное воспитание» достаточно основательно рассматривал проблемные вопросы воспитания и обучения заключенных.

Исправительно-трудовое законодательство советского периода в начальной стадии своего становления (20-е годы 20-го века) предусматривало необходимость проведения с осужденными культурно-просветительской работы. Исправительно-трудовым кодексом 1933г. был введён в законодательный оборот термин политико-воспитательная работа. Политико-воспитательная работа в исправительно-трудовых учреждениях рассматривалась уже и как часть научных и педагогических знаний во всех учебниках и учебных пособиях по исправительно-трудовому праву.

Кодифицированное законодательство 1969-1971г.г. закрепило задачи, организацию и формы политико-воспитательной работы, основы правового регулирования общеобразовательного и профессионально-технического обучения.

Действующий Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации не содержит в себе выражения «политико-воспитательная работа» а использует понятие воспитательная работа и вопросам организации воспитательной работы с осуждёнными в исправительных учреждениях уделяет значительное внимание. Такая законодательная позиция представляется оправданной в силу того обстоятельства, что исполнение уголовных наказаний в виде лишения свободы в настоящее время не может рассматриваться в качестве эффективной без применения в этой работе основных выводов и рекомендаций пенитенциарной психологии.

Предметная и продуманная организация исправительного воздействия на осуждённых предопределяет необходимость учёта того фактора, что лишение свободы и помещение в исправительное учреждение – это начало существенных, а порой и кардинальных изменений жизненных планов человека и резкая смена его образа жизни. Возникающие в связи с этим негативные психические состояния и поведенческие проявления, которые в литературе часто называют “тюремным синдромом”, протекают на фоне необходимости адаптации осужденных к условиям конкретного пенитенциарного учреждения. Как показывает практика правового применения, наиболее острые негативные психические состояния осужденные испытывают на стадии первоначальной пенитенциарной адаптации (первая фаза - п ервые 3-5 месяцев). Для осуждённых, впервые лишившихся свободы, типичны состояния фрустрации[189], депрессии, тоски.

Примерно через 5-6 месяцев пребывания в исправительном учреждении для осужденных типичным является выход на вторую фазу адаптации - “нивелировки”.

Третья фаза - “завершение адаптации”, наступающая обычно к концу первого года отбывания наказания, характеризуется тем, что осужденные начинают ставить перед собой конкретные цели и стремятся их реализовывать в условиях учреждения, а также жить не только прошлым и настоящим, но и надеждой на будущее.

Оценочными критериями при организации исправительного воздействия на осуждённых могут служить:

1) состояния полного или частичного осознания осуждённым значения своих действий, которое включает в себя правильное или искажённое понимание объективного содержания собственного поведения;

2) аналитической способности, предвидения прямых и косвенных результатов своих поступков;

3) оценки своего поведения с точки зрения действующих правовых норм и общественной морали;

4) способности осуждённого руководить своими действиями и др.

Кроме того, следует учитывать и факторы, непосредственно влияющие на интенсивность и характер поведенческих начал осуждённых, к которым следует относить:

1) социально-демографическая характеристика;

2) криминальный опыт и «стаж» пребывания в исправительных учреждениях;

3) место в преступной иерархии и авторитет в субкультурной среде;

4) опыт в вопросах социальной «мимикрии» и способность адаптации к любой экстремальной ситуации;

5) ярко выраженное стремление к лидерству, подчинению своей воле других осуждённых и т.д.

Изучение и учёт указанных факторов должно рассматриваться в качестве основополагающих установок в вопросах организации исправительного воздействия на осуждённых.

Организация исправительного воздействия на осуждённых исходит из того, что выбор конкретных воспитательных действий и их совокупности всегда неразрывно связан с мотивами поведения осуждённых. Перестройка мотивационного механизма, самосознания и самооценки и формирование на этой основе субъективной и объективной готовности к изменению своего образа жизни и социального поведения – ключевая задача исправительного воздействия на осуждённых.

Воспитательная работа включена законодателем в перечень основных средств исправления осужденных. Это нашло отражение в ст. 9 УИК РФ, а также в ряде его глав. Содержание и понятие воспитательного воздействия на осужденных находятся в постоянном историческом изменении. Так, в дореволюционный период использовалось понятие пенитенциарного воспитания, целью которого было внушение арестанту правильного понятия о религии, об общих гражданских обязанностях, требующих преданности престолу и отечеству и подчинения существующим законам и властям. В советское время воспитательное воздействие на осужденных рассматривалось как учебно-воспитательное дело.

Воспитательная работа в исправительных учреждениях по действующему законодательству основывается на принципах дифференцированного подхода к лицам, отбывающим уголовные наказания. Результативность воспитательного воздействия во многом определена, индивидуальным подходом к конкретному правонарушителю.

Психологическое обеспечение целостного процесса исправительного воздействия на осуждённых в условиях учреждений закрытого типа является стержнем всей работы с ними. Эта работа требует углублённого вхождения в область психологической особенности личности каждого осуждённого, и, в силу этого, является непременным условием успешной воспитательной работы.
Процесс организации исправительно-воспитательного воздействия в условиях пенитенциарных учреждений должен основываться на глубоких знаниях психологии осуждённых, находящихся в экстремальной ситуации. Такой подход предполагает на самой начальной стадии (стадия адаптации) проведение комплексной психолого-психиатрической диагностики каждого осуждённого (в условиях ИК и тюрем), психолого-педагогической диагностики (для несовершеннолетних в условиях воспитательных колоний), психолого-психиатрической диагностики с учётом физиологических и природных особенностей осуждённой (для женщин в условиях ИК общего режима).

Представляется достаточно очевидным тот факт, что ведущим структурным компонентом целостного акта поведения осуждённых, является мотив. Психологическая наука прямо указывает на необходимость точного прогноза поведения осуждённого. Использование теоретических основ предвосхищения поведения преступника в той или иной экстремальной ситуации (пребывание в условиях исправительного учреждения закрытого типа является таковой) – достаточно новое (ограниченно и бессистемно применяемое в деятельности ФСИН) и перспективное направление прикладной пенитенциарной психологии (пенитенциарный профайлинг [190]). Основными источниками информации необходимой для организации профайлингового прогнозирования являются в первую очередь итоги оперативно-розыскной деятельности (ст. 84 УИК), официальные документы личных дел осуждённых, материалы дисциплинарной практики, информация, полученная в ходе цензуирования переписки и т.д. Научно обоснованное прогнозирование позволит предметно, с использованием выработанных рекомендаций организовывать эффективное предупреждение и профилактику пенитенциарного рецидива. Особую актуальность пенитенциарный профайлинг приобретает в исправительных колониях строгого, особого режима и тюрьмах в которых отбывают наказание осуждённые склонные к рецидиву (пенитенциарному рецидиву) преступлений. Кроме того, и это важно, применение метода пенитенциарного профайлинга позволяет активизировать позитивную мотивацию[191] поведения осуждённых.

Следует отметить, что пребывание осуждённых в условиях исправительных учреждений – дополнительный весьма действенный социальный раздражитель, способный в значительной степени повлиять на иерархическую структуру мотивационных компонентов поведения. Контингент осужденных в колонии любого вида режима крайне неоднороден по возрасту, образованности, криминальным установкам (доминантам) в поведении, степени воспитательной запущенности, восприимчивости к воспитательному воздействию, отношению к обычаям и традициям преступности мира, способности противостоять негативному воздействию и т.д. Поэтому необходима и важна исправительная дифференциация осужденных в самом начале воспитательной работы с ними и глубокая индивидуализация в вопросах применения карательных и иных мер правового воздействия.

Работу по исправительному воздействию должна рассматриваться как четко спланированная, целостная и гибкая система основанных на методах педагогической науки и сочетающихся с индивидуальными особенностями личности осужденного мер, способствующих социальному её «выздоровлению». Исправительная работа должна обеспечивать рост индивидуального, духовного и нравственного уровня, правопослушного поведения, в целях обеспечения возможности успешного вхождения в общество (социум) после отбытия уголовного наказания.

С учетом изложенного следует констатировать, что воспитательная работа — это деятельность, направленная на достижение целей наказания посредством применяемых психолого-педагогических мер воздействия на осужденных, способствующих преодолению у них личностных деформаций (аномалий), повышению толерантности, укреплению морально-нравственного, образовательного уровня, физического состояния, выработке уважения порядка установленного в обществе и подготовке к успешной социальной адаптации на свободе.

В качестве базовых и принципиальных положений в вопросах организации, планирования и осуществления воспитательной работы в исправительных учреждениях следует рассматривать:

1) строгое соблюдение прав и свобод человека (обеспечивается Конституцией РФ);

2) терпимое отношение к осужденным на основе строго соблюдения основных положений закона, определяющих их правовой статус;

3) развитие и поощрение инициативы осужденных в вопросах поддержания надлежащего порядка в исправительных учреждениях;

4) обеспечение комплексного характера карательно-воспитательного процесса;

5) оказание помощи в вопросах сохранения и приобретения социально-полезных связей осужденных;

6) повышение материально-ресурсного обеспечения процесса исполнения уголовных наказаний.

Характерной особенностью исправительного воздействия на осуждённых является то обстоятельство, что с одной стороны, оно проводится в процессе карательного на них воздействия, а с другой стороны осуществляется в весьма неблагоприятных условиях повышенной концентрации криминогенной среды. Осуществление исправительного воздействия на осуждённых в таких условиях, с учётом специфики, должно быть должным образом организовано.

Первостепенное значение в вопросах организации исправительной работы имеет уяснение поведенческих акцентуаций осуждённых в условиях исправительных учреждений. Под акцентуациями такого порядка следует понимать существующие устоявшиеся, обусловленные средой пребывания и понуждаемые ею стереотипы поведения осуждённых и построения их взаимоотношений (формальных, субкультурных), позволяющие минимизировать трудности и лишения, связанные с процессом отбывания наказания. Совокупность определяющих начал (акцентуаций) в сознании осуждённых – явление объективное существующее без каких-либо исключений. Вопрос лишь в том, какого порядка и в каком сочетании эти психологические мотивационные начала объективируются в режимных условиях различных исправительных учреждений?

Центром всего воспитательного процесса в системе исправительных учреждений следует считать отряды осужденных. Отряд осужденных исправительной колонии, воспитательной колонии, лечебного исправительного учреждения, лечебно-профилактического учреждения уголовно-исполнительной системы является низовым и центральным структурным образованием, имеющим непосредственное отношение к организации предметной, адресной воспитательной работы.

Общее организующее руководство, в силу действующего принципа единоначалия, а также осуществление контроля за состоянием воспитательного процесса в исправительном учреждении осуществляет его начальник, на которого возлагается:

1) обеспечение комплексного похода к организации воспитательной работы с осужденными;

2) соблюдение прав и законных интересов осужденных;

3) использование и совершенствование традиционных, выработка и внедрение новых форм и методов воспитательного воздействия на осужденных, а также положительного отечественного и зарубежного опыта, научных рекомендаций;

4) создание, укрепление и развитие материальной базы для воспитательной работы с осужденными и т.д.

Руководство организации воспитательной работы в отрядах осуществляет заместитель начальника учреждения по кадрам и воспитательной работе и начальник отряда. Кроме того, в документе определены права и обязанности других лиц уголовно-исполнительной системы.

Первостепенное значение в вопросах исправительного воздействия имеет нравственное воспитание осужденных, как основа (фундамент) для использования иных направлений. С учетом особого правового статуса осужденных нравственное воспитание в исправительной (пенитенциарной) педагогике рассматривается как процесс позитивного формирования личности, её жизненной позиции. С точки зрения общей педагогики, процесс нравственного воспитания — это целенаправленно организованное взаимодействие воспитателя и воспитуемого в соответствующих обстоятельствах жизни и деятельности, необходимое и достаточное для развития системы отношений воспитуемого к окружающей действительности и самому себе в соответствии с принципами и нормами морали[192].

В тесной взаимосвязи с нравственной основой всего исправительного воздействия находится образование осужденных к лишению свободы. Повышение образовательного уровня осужденных неизменно приводит к повышению и укреплению их нравственных устоев. Исходя из этого, законодатель включил в качестве одного их основных средств исправления осужденных, получение общего образования и профессиональную их подготовку (ч. 2 ст. 9 УИК РФ). Кроме того педагогические коллективы образовательных учреждений уголовно-исполнительной системы оказывают помощь администрации исправительного учреждения в воспитательной работе с осужденными.

Одной из важнейших форм исправительного воздействия на осуждённых является их правовое воспитание. На важность указанного направления правового применения указывала ещё Екатерина вторая, которая писала в «Наказе»: «Преступления не столь часты будут, чем большее число людей закон читать и разуметь станут». С целью совершенствования правового воспитания она предлагала: 1) писать законы «простым языком»; 2) сделать книги с изложением законов дешевыми и общедоступными - «наподобие букваря»; 3) «чтобы во всех школах учили детей грамоте попеременно из церковных книг и из тех книг, кои законодательство содержат» (ст. 158)[193].

Правовое воспитание осужденных всегда предопределялось необходимостью вооружения их минимумом юридических знаний, которые будут способствовать формированию законопослушного члена общества с повышенным уровнем правосознания, не нарушающего закон не под страхом наказания из осознанного понимания законопослушного образа жизни. Здесь широко используются лекционные занятия, индивидуальное обучение в форме консультаций, семинаров, собеседований и т.д.

Как показывает история и накопленный опыт воспитательной работы, одним из действенных форм исправления признается труд осужденных, основной целью которого, на наш взгляд, является выработка у них физического и психологического стремления к общественно-полезной деятельности в условиях исправительных учреждений, и после освобождения из них. По возможности, трудоиспользование осужденных должно осуществляться с учетом их желаний и профессиональных навыков. Следует шире использовать и индивидуальную трудовую деятельность осужденных. Исключение возможности осуждённых заниматься индивидуальной трудовой деятельностью из перечня их основных прав, как указывалось выше, представляется достаточно спорным (Федеральный закон от 6 июня 2007 года № 91-ФЗ). Индивидуальная трудовая деятельность стимулирует умственную работу, развивает творчество, увлечённость, материальную заинтересованность, отвлекает от участия в криминальных группировках, способствует созданию условий будущей трудовой деятельности.

Физическое воспитание, возведенное в жизненную систематическую потребность, должно быть поощряемо и, насколько это возможно в условиях исправительных учреждений организовано. Традиционные формы активизации физического воспитания (массовые мероприятия, соревнования, состязания) представляются вполне приемлемыми и желательными. Их проведение должно быть самым тесным образом связано в активной пропагандой здорового образа жизни. Особое значение эта работа приобретает в воспитательных колониях. Именно в подростковом возрасте формируется физическое состояние организма, и, в тесной связи с этим, укрепляются нравственные устои осужденных несовершеннолетних.

Необходимым условием повышения уровня воспитательной работы является степень ее обеспечения в части материально-технических возможностей и комплектования специалистов в этой сфере. Особое внимание вопросам пропаганды исправительного воздействия на осуждённых уделяется на страницах ведомственных средств массовой информации.

Представляется, что отход от некоторых традиционных методов воспитания и внедрение новых его форм, основанных на достижениях психологии, педагогики, пенитенциарной педагогики, проводимых и использованием достижений в области связи, науки, техники на сегодняшний день уже востребовано и необходимо. Широкое внедрение религиозного, интернационального, экологического, полового и ряда других направлений в воспитательный процесс также целесообразно и востребовано.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: