double arrow

Правовое регулирование общего образования осужденных

Право на образование является конституционным правом гражданина России (ст. 43 Конституции РФ). Такое право распространяется и на осуждённых, отбывающих наказание в виде лишения свободы.

История становления системы образования осужденных к лишению свободы свидетельствует о том, что такая необходимость издавна признавалась многими учёными криминологами и пенитенциаристами. Одним из первых, кто подчеркивал позитивное воздействие обучения на исправление осужденных, был проф. И.Я. Фойницкий, рассуждая о важности образования осуждённых, писал: «Работа поддерживает гармонию физических сил арестанта; образование берёт на себя ту же задачу относительно его интеллектуальных и духовных сил. Согласно этому, под тюремным образованием разумеется совокупность мер тюремной деятельности, просвещающих ум арестанта, сообщающих упругость его мыслей, расширяющих его умственный кругозор, знакомящих его с нравственными идеалами, восполняющих сумму его практических сведений. Отсюда открываются следующие виды его: а) образование интеллектуальное; б) образование нравственное и религиозное; в) образование практическое или техническое обучение»[201].

Другой виднейший русский учёный С.В. Познышев в 20-х годах прошлого столетия он писал: «Образование в пенитенциарном учреждении должно иметь место, поскольку оно необходимо, чтобы уничтожить тот умственный мрак, в котором порок и преступление скрывают свои глубокие корни… Образование, даваемое в школе мест заключения, должно, насколько возможно, затрагивать мир нравственных понятий и жизненных идеалов»[202].

Дальнейшее развитие идея пенитенциарного образования получила в советский период. Социальной предпосылкой послужила широкая кампания борьбы с неграмотностью всего населения. Были приняты первые нормативные акты: декрет «О мобилизации грамотных» (1918г.); декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР» (1919г.), которые имели непосредственное отношение, в том числе, и к организации обучения лиц, содержащихся в местах заключения. Обучение осужденных закреплялось рядом нормативных актов. Так, в Положении о работных домах (1918г.) предусматривалось создание при каждом работном доме школы. Во временной инструкции «О лишении свободы как мере наказания и о порядке отбывания такового» (1918г.) разъяснялись вопросы организации общего образования и воспитания заключенных, формирования учительских кадров и т.п.

«Положение об общих местах заключения» (1920г.) определяло обязательность обучения для всех заключенных, не достигших пятидесятилетнего возраста, и содержало описание системы норм, регулирующих не только учебный процесс, но и воспитательную работу с осужденными. Успехи в учебе наряду с примерным поведением рассматривались в Положении как показатели исправления и перевоспитания заключенных. В обязательном порядке они отражались в характеристиках и учитывались при решении вопросов об условно-досрочном освобождении (применялось в лагерях до 1939 года) или о предоставлении заключенным тех или иных льгот.

16 октября 1924 года ВЦИК утвердил Исправительно-трудовой кодекс РСФСР, в котором в качестве задач определялись ликвидация неграмотности, обучение политической грамоте, культурно-просветительское воспитание осужденных.

В Исправительно-трудовом кодексе 1933 года была предусмотрена уже не культурно-просветительская, а политико-воспитательная работа, в сферу которой включалось и общеобразовательное обучение. В 30-е годы проблема малограмотности уже не являлась для большинства населения колоний актуальной. На первое место выходят задачи подготовки грамотных кадров для развивающейся промышленности и сельского хозяйства. В то же время наряду с привитием трудовых навыков с заключенными проводились мероприятия по поднятию их интеллектуального уровня и политической грамотности путем общеобразовательного и профессионального обучения.

Новый этап развития общеобразовательного обучения осужденных к лишению свободы связан с постановлениями партии и правительства об улучшении деятельности ИТУ, принятыми в 1954-1956 годах. Все осужденные получили возможность получить среднее образование в школе при колонии, получить избранную специальность. В этот период значительно расширяется сеть средних школ и учебно-консультационных пунктов, в которых преподаватели придерживались принципа воспитывающего характера обучения. Общеобразовательное обучение осужденных, согласно статье 7 «Основ исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик» (1969г.), признано одним из основных средств их исправления и перевоспитания.

В 1997 году было принято новое уголовно-исполнительное законодательство, в котором наиболее полно и последовательно отражены идеи гуманизации системы исполнения уголовных наказаний. В гл. 15 действующего УИК РФ, регулирующей организацию воспитательной работы, рассматриваются также и вопросы общего образования тех осужденных, которые его не имеют.

В исправительных учреждениях организуется обязательное получение осужденными к лишению свободы, не достигшими возраста 30 лет, основного общего образования.

Осужденные старше 30 лет и осуждённые, являющиеся инвалидами первой или второй группы, получают основное общее или среднее (полное) общее образование по их желанию.

Организация общеобразовательного обучения в местах лишения свободы требует больших усилий и постоянного внимания со стороны администрации и общественности. Обучение отбывающих наказание регламентируется не только нормами УИК, но и положениями Закона РФ «Об образовании», нормативными актами Правительства РФ.

В соответствии с УИК для сдачи экзаменов учащиеся-осужденные освобождаются от работы в соответствии с законодательством РФ о труде.

Получение осужденными основного общего и среднего (полного) общего образования поощряется и учитывается при определении степени их исправления.

Педагогические коллективы образовательных учреждений уголовно-исполнительной системы оказывают помощь администрации исправительного учреждения в воспитательной работе с осужденными.

К общему образованию не привлекаются осуждённые, отбывающие пожизненное лишение свободы, Им создаются условия для самообразования, не противоречащие порядку и условиям отбывания наказания.

За последние десятилетия сложилась определенная структура общеобразовательного обучения. Оно организуется в функционирующих при исправительных учреждениях общеобразовательных школах, имеющих необходимое оборудование, штат учителей. Контроль за посещением школы осужденными и их успеваемостью осуществляет начальник отряда.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: