Задачи, основные формы и методы воспитательной работы с осужденными

За последние два столетия мнение криминологов и правоведов склоняются к тому, что смысл пребывания осужденного в местах лишения свободы состоит не в том, чтобы только покарать его, и не в том, чтобы подавить его личность, а в том, чтобы способствовать его исправлению, помочь ему восстановить свой человеческих облик. «В самом общем значении воспитательное (карательное) воздействие, пишет Г.Й. Шнайдер, — служит возвращению его в общество» [194]. Это воздействие полезно для всего общества, ибо способствует преодолению рецидива, восстановлению и поддержанию социального порядка. Понятое таким образом воспитательное (некарательное) воздействие уже само по себе является моделью ресоциализации, т.е. восстановление социальных связей осужденного, «вторичного» приобщения к системе социальных норм и ценностей. Важно то, что воспитательная работа оказывает духовное влияние на осужденного, улучшает его личность за время отбывания наказания путем продуманного и системного воздействия, прививает навыки правильной ориентации в совокупности социальных ценностей, психологической подготовки и ведению нравственного, социально-полезного образа жизни после освобождения из мест лишения свободы.

Осуществление воспитательной работы с осужденными не может осуществлять без должной правовой регламентации ее содержания и основных направлений. Основной массив актов правового регулирования содержится в системных актах подзаконного порядка — приказы, инструкции, положения, указания, решения ФСИН РФ.

Воспитательная работа с осужденными нашла своё законодательное закрепление в главе 15 УИК РФ «Воспитательное воздействие на осуждённых к лишению свободы».

Уяснение основных форм и методов воспитательной работы в условиях исправительных учреждений должно происходить посредством смыслового уяснения самого понятия «воспитательная работа». В законе не раскрывается суть этого выражения, а указывается лишь её направление. Воспитательная работа с осужденными к лишению свободы (ст. 109) направлена на их исправление, формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, на повышение их образовательного и культурного уровня.

Таким образом, законодатель, определяя цель воспитательного воздействия на осуждённых, не называет её, так как она (цель) рассматривается в качестве результата, к которому стремится уголовно-исполнительное законодательство и практика его применения.

Несколько иной и, как представляется, более предметный подход выражен в законодательстве Республики Беларусь. В статье 104 УИК Республики Баларусь даётся понятие воспитательной работы с осуждёнными, здесь указано: «Воспитательная работа – планомерная, основанная, на педагогических принципах методах и формах деятельность работников исправительных учреждений, представителей государственных и общественных организаций, направленная на формирование и укрепление у осуждённых стремления к занятию общественно полезной деятельностью, добросовестного отношения к труду, соблюдение требований законодательства и принятых в обществе правил поведения, на повышение их образовательного и культурного уровня». На цели воспитательной работы законодатель указывает в части второй статьи, в которой закрепляет её основные направления[195]. Такой подход представляется достаточно логичным

Реализации задач, стоящих перед воспитательной работой с осуждёнными, должно способствовать и соблюдение режима, и организация трудовой деятельности осужденных, и поведение персонала исправительных учреждений, и проведение специальных мероприятий, и, наконец, вся социально-психологическая атмосфера в самом исправительном учреждении.

Основные формы и методы воспитательной работы с осужденными в самых общих чертах определены в ст. 110 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации. В исправительных учреждениях осуществляется нравственное, правовое, физическое и иное воспитание осужденных к лишению свободы, способствующее их исправлению. Воспитательная работа организуется дифференцированно с учетом вида исправительного учреждения, срока наказания, условий содержания в индивидуальных, групповых и массовых формах на основе психолого-педагогических методов.

В число психолого-педагогических методов обычно включают убеждение, разъяснение, меры поощрения и взыскания, воспитание примером, обучающую игру, стимулирование (формирование позитивной мотивации) и целый ряд иных методов.

Наиболее важной и доминирующей формой воспитательного воздействия на осужденных является их нравственное воспитание. Процессу активного воспитательного воздействия должно предшествовать тщательное изучение личности воспитуемого. Для социально-нравственной характеристики личности, как справедливо отмечает Л.А. Высотина, существенное значение имеет её отношение к своим действиям и поступкам. Отношение осуждённого к совершённому преступлению является одним из наиболее важных показателей степени социально-нравственной деформации и общественной опасности его личности. Оно проявляется, прежде всего, в степени признания им вины, справедливости наказания и осознания причин преступного поведения[196].

Особое место в последнее время занимает достаточно новое (забытое старое) религиозное направление в воспитательном воздействии на осуждённых. Духовно-нравственное воздействие религии на человека велико, а в условиях изоляции мест лишения свободы приобретает еще большее значение в силу целого ряда обстоятельств. И прежде всего, благодаря психотерапевтической, компенсаторной функции религии: ее способности утешить, смягчить стрессовое состояние, выступать моральным стимулятором раскаяния.

Немаловажное значение имеет и социально-педагогическая функция религиозного воздействия, заключающаяся в утолении эмоционального голода, подготовке к правопослушному образу жизни. Таким образом, общегуманитарное воздействие религиозных верований на осужденных, несомненно, несет в себе благотворный потенциал, реализовать который и призвано сотрудничество администрации ИУ с религиозными организациями.

Участие церкви в работе исправительных учреждений есть прямое свидетельство происходящего в последние годы процесса совершенствования системы исполнения уголовных наказаний в России, связанного с поиском новых направлений, форм и методов духовно-нравственного воздействия на лиц, совершивших преступления[197].

В 1989 г. приказом МВД СССР N250 были приняты “Рекомендации по взаимоотношениям исправительно-трудовых учреждений с религиозными организациями и служителями культов”. В 1992 г. в исправительно-трудовой кодекс Российской Федерации была введена новая ст.8 “Обеспечение свободы совести осужденных”.

В действующем Уголовно-исполнительном кодексе вопросам религиозного присутствия посвящены следующие законодательные положения.

1) осужденным гарантируется свобода совести и свобода вероисповедания. Они вправе исповедовать любую религию либо не исповедовать никакой религии, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними (п.1 ст. 14);

2) осуществление права на свободу совести и свободу вероисповедания является добровольным, при этом не должны нарушаться правила внутреннего распорядка учреждения, исполняющего наказания, а так же ущемляться права других лиц (п.2 ст. 14);

3) сужденным к ограничению свободы по их просьбе может быть дано разрешение на посещение мест богослужений, находящихся за пределами исправительных центров (п. 3 ст. 14);.

4) К осужденным к аресту или лишению свободы по их просьбе приглашаются священнослужители. В учреждениях, исполняющих наказания, осужденным разрешается совершение религиозных обрядов, пользование предметами культа и религиозной литературой. В этих целях администрация указанных учреждений выделяет соответствующее помещение (п.4 ст. 14);.

5) к осужденным, содержащимся в штрафных изоляторах, одиночных камерах исправительных колоний особого режима, штрафных и дисциплинарных изоляторах, а также в помещениях камерного типа, священнослужители допускаются, если нет угрозы личной безопасности последних (п. 5 ст. 14);.

6) тяжело больным осужденным, а также осужденным к смертной казни перед исполнением приговора по их просьбе обеспечивается возможность совершить все необходимые религиозные обряды с приглашением священнослужителей (п. 6 ст. 14).

Правовое воспитание призвано формировать правопослушную личность на основе усвоения для себя требований закона и норм человеческого общежития. Оно предполагает формирование у осужденных позитивного и должного уровня правосознания — необходимости неукоснительно следовать требованиям и предписаниям правовых норм. В этом деле широко и повсеместно используются такие формы, как лекции и беседы на правовые темы, юридические консультации, проведение гласных и открытых судебных процессов непосредственно в исправительном учреждении, приемы осужденных по личным вопросам и др.

Разнообразные мероприятия по правовому воспитанию осужденных должны завер шаться выработкой у них привычки вести законопослушный, позитивный и полезный для общества образ жизни. В целях повышения уровня юридических знаний целесообразно дополнить ст. 110 УИК РФ такой формой воспитательной работы как гражданское воспитание. В процессе этой работы осужденным должны разъясняться основные идеи гражданского общества, состояние и содержание политической и экономической системы РФ, ее государственное устройство, полномочия Президента, Федерального Собрания, Правительства, судебной власти, стратегические направления внешней и внутренней политики России. Иначе говоря, посредством гражданского воспитания у осужденного должен повышаться уровень патриотизма, навыки и способности самостоятельно разобраться и ориентироваться в политических ситуациях, умение найти свое достойное место в обществе, членом которого он является.

Немаловажное значение в процессе ресоциализации лишенных свободы имеет эстетическое воспитание, которое призвано ознакомить их с достижениями искусства, сформировать у них чувство причастности к мировому развитию человеческой культуры, ответственности за свое отношение к культурным ценностям и поведение в обществе.

Большую роль в воспитательной работе играют занятия физической культурой и спортом. Физическое воспитание направлено на сохранение и укрепление физического и психического здоровья осужденных. Основными его формами являются ежедневная физическая зарядка, различные спортивные кружки и секции, участие в соревнованиях. Для его осуществления в исправительных учреждениях развернута разнообразная сеть спортивных сооружений.

Трудовое воспитание — одно из наиболее действенных направлений воспитательной работы в условиях изоляции преступника и существенного ограничения его способностей, трудовых и специальных навыков. Оно, по своей сути, предполагает формирование у осужденного психологической готовности к труду. Кроме того, оно призвано учитывать, прежде всего, физическое и психическое здоровье осужденного, необходимость его профессиональной подготовки с учетом перспектив устройства на работу после освобождения от наказания, а также его трудового использования в период отбывания наказания на предприятиях и организациях различных форм собственности.

В УИК устанавливается необходимость индивидуальной воспитательной работы с осужденными. Индивидуальная работа включает в себя изучение состава осужденных, их классификацию, выявление личностных качеств, степени поражения социально-полезных связей и др. Основным источником таких сведений выступают личные дела, материалы оперативной деятельности, результаты контроля над характером их переписки, беседы с осуждёнными, материалы проверок, разборов правонарушений и др.

В содержание индивидуальной работы входит:

1) изучение личных качеств, характера осуждённого, его взаимоотношений в неформальной среде;

2) выявление лидеров;

3) применение типовых методик;

4) организация работы с осужденными, относящимися к различным классификационным категориям;

5) составление и организация планов индивидуальной работы с конкретными лицами;

6) организация самовоспитания осужденных;

7) организация работы по склонению осужденных к явке с повинной, досрочному погашению исков;

8) подготовка осужденных к освобождению и т.д.

Законодатель подразумевает групповые и массовые формы воспитательной работы с осужденными, не акцентируя внимания на их содержание. Вместе с тем, отличия между указанными формами весьма условны, ибо одна и та же форма может быть названа и групповой и массовой независимо от численности охваченной ею осужденных. Теория и практика за многие годы существования исправительной системы выработали, апробировали и закрепили следующие формы групповой и массовой воспитательной работы: собрания осужденных; лекции, доклады, беседы; диспуты, тематические и литературные вечера; вечера вопросов и ответов; викторины; киноведческие викторины; радиолектории; многотиражные и стенные газеты и т.д. Применение тех или иных мероприятий, их целесообразность определяются руководителем, организующим исправительное воздействие на осуждённых.

Основная и непосредственная нагрузка в плане организации индивидуальных воспитательных мероприятий возлагается на начальника отряда исправительного учреждения, но это не означает, что воспитательная работа осуществляется только им. В исправительных учреждениях к воспитательному воздействию на осужденных привлекается весь их персонал. По сути дела вся и любая профессиональная деятельность каждого сотрудника исправительного учреждения объективно, в силу режимных требований и особенностей уголовно-исполнительных отношений, носит исправительный характер. Вместе с тем даже хорошо организованные групповые и массовые воспитательные мероприятия не могут дать ожидаемых результатов если они не сочетаются с индивидуальным подходом, системой индивидуальных позитивных контактов с каждым осужденным. Индивидуальная воспитательная работа строится на основе достижений медицины, психолого-педагогических знаний, научно-методических рекомендаций, вырабатываемых исправительно-трудовой психологией и педагогикой.

В литературе по уголовно-исполнительному праву, кроме указанных выше форм воспитательной работы, обозначаются и такие направления воспитательного (психолого-педагогического) процесса, которые организуются в условиях исправительных учреждений как:

1) политическое;

2) умственное (интеллектуальное);

3) половое (сексуальное);

4) интернациональное;

5) экологическое и т.д.

Воспитательная работа с осуждёнными, её формы и методы, равно как и направления уголовно-исполнительной политики в целом, находятся в постоянном динамическом развитии.

В связи с рекомендациями, изложенными в Концепции развития уголовно-исполнительной системы до 2020 года, исправительная работа с осуждёнными должна быть полностью согласована с требованиями, направленными на изменение идеологии применения основных средств исправления осужденных в местах лишения свободы. Предполагается существенное усиление психолого-педагогической работы с личностью осуждённого и подготовки ее к жизни в обществе после отбытия наказания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: