Свободы

Вопросы о необходимости присутствия органов самоуправления в системе исполнения уголовных наказаний на протяжении всей истории её существования всегда являлись дискуссионными.

Самодеятельными организациями принято понимать как форму ограниченного самоуправления осужденных, осуществляемого под руководством (контролем) сотрудников исправительных учреждений. В российской пенитенциарной системе они присутствовали практически всегда[198], т.е. с момента ее образования. Наибольшее же распространение такое своеобразное управление получило в послереволюционный период. Оно применялось в 1923г. на Соловках, позже было перенесено и в другие исправительно-трудовые лагеря. В тот период самоуправление сыграло отрицательную роль, за исключением разве что института камерных (коридорных) культурников[199]. Объяснение этому лежит на поверхности — избранные заключенные назначались в управление исправительным учреждением, ставились во главе административных единиц лагеря, под общим контролем нескольких служащих работников ОГПУ (НКВД). У многих практических работников, исполняющих наказание, отсутствовало ясное представление о методах работы с правонарушителями, что привело к опасному явлению — широкому самоуправлению заключенных, выражавшемуся в том, что внутренняя жизнь тюрем регулировалась самими заключенными. Администрации же отводилась весьма скромная и ограниченная функция — чисто внешнего надзора и охраны. Однако в середине 20–х до начала 40-х гг. допускалась и самоохрана (внутренняя охрана) исправительно-трудовых учреждений. К ней допускались изначально бывшие работники правоохранительных служб, осужденные за различные преступления, а позже — любые заключенные, но преимущественно из числа осужденных за воинские преступления.

Попытки опереться в работе на уголовный элемент и с его помощью поддерживать внутренний распорядок в исправительных учреждениях были крайне опасными и по существу означали, что перевоспитание осужденных подменялось расправой над ними руками заключенных. Характерными для самоуправления стали и безграничная коррупция, и дичайший произвол[200].

В середине 50-х гг. лагерное начальство, понимая негативную роль самоуправления, ограничивает ее. Формальная самодеятельность отбывающих наказание стала осуществляться под контролем персонала исправительных учреждений. В местах лишения свободы создаются товарищеские суды, советы коллективов заключенных, различные секции, связанные, как правило, с организацией трудового соревнования и культурно-просветительской работой, что нашло отражение в ведомственных нормативных актах, а позднее — в ИТК 1970 года, где, в частности, закреплялось: «В целях развития навыков коллективизма у осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы, и поощрения их полезной инициативы, а также использования влияния коллектива на исправление и перевоспитание осужденных в исправительно-трудовых учреждениях создаются самодеятельные организации осужденных, работающие под руководством администрации этих учреждений» (ст. 45 ИТК).

В связи с этим в местах лишения свободы стали создаваться советы коллективов колоний и отрядов, при которых функционировали различного рода секции (культурно-массовые, внутреннего порядка, производственные и др.). В них входило значительное количество лиц, отбывающих наказание. Однако следует отметить, что не только законопослушные осужденные входили в них. Были и такие, кто не хотел трудиться, бывшие правонарушители. К ним присоединялись лица, допустившие нарушения субкультурных норм «тюремной общины». В формальных организациях осужденных они искали себе защиту. Администрация исправительно-трудовых учреждений нередко делегировала свои функции подобным «активистам». Им поручалось осуществлять контроль за другими. Привлекали их и к участию в обысках. На них делалась основная опора в обеспечении распорядка дня в учреждениях. А те избивали осужденных за невыполнение трудовых норм, опоздания в строй, несоблюдение формы одежды и т.п. Подобная практика весьма негативно отразилась на деятельности исправительно-трудовых учреждений в 70-х и 80-х гг.

В действующем уголовно-исполнительном законодательстве учтены негативные аспекты деятельности самоуправления осужденных в местах лишения свободы. В соответствии с требованиями действующего законодательства создание и функционирование самодеятельных организаций осуждённых, отбывающих наказание в виде лишения свободы, запрещается. Статья 111, в этой связи, исключена из Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от 7 декабря 2011 года № 420-Ф). Представляется, что позиция законодателя в этой части не имеет достаточного логического содержания в силу того, что участие осужденных в самодеятельных организациях свидетельствует:

1) о степени их исправления, готовности оказывать содействие администрации исправительных учреждений в поддержании режима, дисциплины и порядка;

2) о развитие полезной инициативы осужденных;

3) об оказании позитивного влияния на исправление осужденных;

4) об участии в решении вопросов организации труда, быта и досуга осужденных и т.д.

Важным являлось и то положение закона, что перед самодеятельными организациями осужденных могут стоять и иные задачи, не противоречащие целям, порядку и условиям отбывания наказания. Члены самодеятельных организаций осужденных не пользуются дополнительными льготами. Самодеятельные организации осужденных и их члены не могут обладать полномочиями администрации исправительного учреждения.

Типичной и оправданной формой самодеятельных организаций были советы коллективов исправительных учреждений и отрядов, которые создавались из числа положительно зарекомендовавших себя осужденных на добровольной основе. Они избирались на общих собраниях осужденных или их представителей и утверждались начальником колонии. При советах коллективов осужденных создавались секции по основным направлениям их деятельности (профилактики правонарушений, производственная, общеобразовательная, профессионального обучения, физкультурно-спортивная, культурно-массовая работы, санитарно-бытовая и др.). Советы коллективов призваны были быть активом, противодействующим авторитетам преступной среды, оказывать положительное влияние на обстановку в местах лишения свободы.

В тюрьмах и среди осужденных, содержащихся в помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа, самодеятельные организации совершенно логично не должны создаваться.

Представляется, что возвращение в УИК правовой нормы, разрешающей создание и деятельность подконтрольных администрации исправительных учреждений общественных формирований осуждённых находится в полном соответствии с целями и задачами уголовно-исполнительного законодательства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: