Методика социально-педагогического семейного консультирования

Семейное консультирование представляет собой оказание социально-педагогической консультативной помощи при социальных проблемах, конфликтах между взрослыми и детьми в семье. В отличие от социально-психологического консультирования, в данном случае супружеские проблемы и психология семейных взаимоотношений не являются предметом анализа.
Предметом социально-педагогического консультирования являются:
в сфере жизнеобеспечения: трудоустройство, оформление льгот, субсидий, инвалидностей, материальная помощь в кризисной ситуации и т.п.;
в сфере организации быта: обеспечение необходимыми предметами мебели и бытовой техники, ремонт квартиры, дезинфекция, привитие навыков гигиены, организация уголка ребенка в квартире, организация свободного времени, надзора за ребенком и т.п.;
в сфере семейного здоровья: диагностика и лечение хронических болезней, острых заболеваний детей и взрослых, навыки здорового образа жизни, профилактика болезней, наркологическая помощь детям и т.п.;
в сфере духовного и морального здоровья: избавление от алкогольной зависимости, традиции и устои семьи, расхождение в ценностных ориентациях членов семьи и т.п.;
в сфере воспитания детей: решение проблем школьной дезадаптации, диагностика и коррекция отклоняющегося поведения, организация психологической, логопедической, психотерапевтической, юридической помощи, педагогическая неинформированность, неполноценность, несостоятельность и т.п.;
в сфере внутренних и внешних коммуникаций семьи: восстановление старых или построение новых позитивных социальных связей, содействие в разрешении конфликтов, гармонизации детско-родительских и супружеских отношений.
В отличие от индивидуального консультирования, при семейном консультировании социальный педагог работает либо с семьей в целом (членами семьи), выстраивает консультационный процесс поэтапно: от индивидуального консультирования отдельных членов семьи до проведения совместной встречи.

Семейное консультирование как вид социально-педагогической помощи семье развивается параллельно с семейной психотерапией и имеет некоторые отличительные признаки. Прежде всего, социально-педагогическое консультирование ориентировано на людей, не имеющих клинических нарушений, но испытывающих трудности в повседневной жизни.

Семейная консультация – это, прежде всего, общение, установление эмоциональных контактов с семьей, определенная динамика этих контактов, создавшая условия для самораскрытия с помощью эмоционально-рациональных факторов внутренних ресурсов личности.

Процесс консультирования включает когнитивный и эмоциональный аспекты. В ходе консультирования выявляются проблемы клиента и семьи в целом и находятся какие-то пути их решения на рациональном уровне.

Цель консультирования – помочь клиентам понять происходящие в их жизненном пространстве и осмысленно достичь поставленной цели на основе осознанного выбора при разрешении проблем эмоционального и межличностного характера. В ситуации семейного консультирования основной акцент делается на анализе системы взаимодействия в семье, нарушениях ролевого функционирования, способах разрешения внутренних и внешних конфликтов. Квалифицированная помощь семье в разрешении ее проблем опирается на систему теоретических взглядов консультанта, которая, в свою очередь определяет выбор методов и технологий.

С точки зрения американских теоретиков и практиков консультирования Д. Коттлера и Р. Брауна, работа с семьей, в отличие от индивидуального консультирования имеет ряд особенностей:

Семейные консультанты видят корни проблем не внутри самой личности, а в более широком контексте взаимодействия людей.

От специалистов в этой области требуется больше активности, директивности и степени контроля, чем при индивидуальном консультировании.

Лишь в очень редких случаях семейный консультант может позволить себе роскошь использования только одного теоретического подхода. Он должен быть гибким и прагматичным.

Центром внимания консультирования должны быть организационные структуры и естественный процесс развития, являющиеся частью семейной системы. Это подразумевает внимательное отношение к семейным правилам, нормам и объединениям внутри семьи.

Предпочтительно использование циркулярной, а не линейной модели причинно-следственной связей. Это означает, что при определении причин события или поведения важно рассматривать более широкую картину и выяснять, как взаимосвязано поведение разных людей.

Используются модели развития, которые описывают жизненный цикл семьи, включая естественные и предсказуемые перемены, кризисы и конфликты.

Необходимо признавать, что, в зависимости от культуры, существуют различные варианты структуры семьи. Может случиться так, что клиент, которого мы видим перед собой, является членом нетрадиционной структуры: смешанной семьи с приемными детьми, неполной семьи членом сожительствующей гетеросексуальной или гомосексуальной пары.

Семейное консультирование – это не обязательно работа со всеми членами семьи одновременно. На различных этапах процесса в различных пропорциях могут сочетаться различные способы организации процесса семейного консультирования:

общение со всей семьей;

индивидуальное консультирование одного из ее членов; работа с супружеской парой;

работа с расширенной семьей (с прародителями и теми близкими, которые оказывают влияние на семейные отношения: тети, дяди и др.);

работа с экосистемой или социальной сетью, при этом учитываются, включаются в качестве промежуточных переменных внешние контакты и социальные институты.

При индивидуальной работе с одним из членов молодой семьи развиваются отношения «консультант – клиент», однако и здесь незримо присутствует контекст семейных отношений: в памяти и образах клиента, в его рисунках и проигрываемых ситуациях. Семья продолжает существовать «в плане представления, вторичного образца и может получить истолкование и оценку пациента». Принято выделять внешний и внутренний (глубинный) уровни консультирования.

Работа на внешнем уровне вполне достаточна для решения неглубоко укоренившихся личных и семейных проблем. Она часто применяется на первой встрече. Здесь широко используются психотехника создания помогающих отношений, разработанные в гуманистической психологии. Доверительные отношения, создаваемые при этом, порождают открытость, которая помогает молодым супругам высказать все, что у них на уме и выразить свои подлинные чувства.

Это первый шаг к прояснению проблемы, шаг к себе подлинному и другому человеку.

На более глубоком уровне (при работе с проблемами созависимости, перераспределения власти), когда необходимо оказать влияние на менее осознанные процессы, используются методы, разработанные в психоанализе, гештальт-терапии.

Методические принципы основных психологических школ имеют существенные различия. Практика консультирования, в том числе и семейного, во многом определяется теоретическими ориентирами консультанта, прежде всего тем, как он понимает личность, детерминацию поведения, источники проблематизации, возможность изменений.

В настоящее время наиболее распространенными являются следующие модели консультирования семьи:

психоаналитическая;

бихевиористская;

системная.

Анализируя консультирование в целом как особый вид деятельности, в нем можно выделить ряд общих и последовательных этапов работы консультанта, характерных для любой модели консультирования.

1. Установление контакта. На этом этапе создается атмосфера душевного тепла и поддержки, которая будет способствовать достижению доверия между консультантом и клиентами. Консультанту необходимо внимательно выслушать всех участников взаимодействия, проявляя искренность, симпатию и заботу.

2. Сбор информации. На этом этапе уточняются проблемы семьи, так как они видятся участниками процесса. Очень важно, чтобы консультант выделял эмоциональные и когнитивные аспекты проблемы. В этом ему может помочь умение точно и своевременно задавать открытые и закрытые вопросы.

Открытые вопросы: «Что?» («Что случилось?», «Что вас привело к психологу?», «Что бы вы хотели обсудить со мной?» и т. д.) – выявляют факты. Вопросы: «Как?» («Как вы к этому относитесь?», «Как вам живется в этой ситуации?» и т. п.) – позволяют выявить чувства. Вопросы: «Почему?» («Почему это случилось, как вы считаете?») – позволяют понять, каким образом люди объясняют себе происходящее. С помощью закрытых вопросов, предполагающих очень краткий или однозначный ответ, можно узнать дополнительные факты и конкретизировать высказывание. Уточнение проблемы ведется до тех пор, пока консультант и клиент не достигнут одинакового понимания проблемы. Пока не достигнуто такое понимание, двигаться дальше некуда, так как остается не определен предмет работы.

3. Определение целей консультирования, психологический контракт. На этом этапе с клиентами обсуждаются следующие вопросы: как они представляют себе результат психологического консультирования, что будет для них результатом; как они поймут, что результат достигнут. Это имеет принципиальное значение, так как цели консультирования у консультантов и клиентов могут быть различными. После целей социальный педагог и семья заключают контракт на консультирование. При составлении контракта роль семьи – определить желательные и осуществимые цели и задачи предстоящей деятельности. Роль социального педагога – определить предельные сроки, которые будут обязательными и для него, и для семьи, и помочь последней в выборе и осуществлении целей. Соглашения между социальным педагогом и семьей не аналогичны контрактам в бизнесе или брачным договорам. В данном случае стороны несут не правовые, а моральные обязательства, которые закрепляются официальным документом, что повышает эффективность взаимодействия.

Совместная работа над договором поощряет семью активно участвовать в процессе выработки его условий, вовлекает ее в процесс принятия решений.

4. Выработка альтернативных решений. На этом этапе открыто обсуждаются возможные альтернативы решения проблемы. На этом этапе консультант сталкивается с основными трудностями творческого процесса. Будучи погруженными в свои проблемы, люди часто оказываются в плену стереотипов (привычных способов поведения и реагирования). Социальный педагог помогает клиентам обозначить все возможные (подходящие и реальные для данное семьи) варианты решения проблемы, а также отобрать те из них, которые наиболее приемлемы.

5. Обобщение. На этом этапе подводятся итоги работы, обобщаются достигнутые во время консультирования результаты. При необходимости осуществляется возврат на предыдущие стадии.

Социальный педагог может в процессе консультирования избрать разные типы поддержки клиента: влиятельный или внимательный, спрашивающий или утверждающий, ставящий анализ и стремящийся к пониманию. Влиятельный социальный педагог, представляющий клиента слабым, будет снабжать его энергией, оптимизмом, передавать ему силу. Внимательный консультант, ведущий консультирование по типу «роджерианского интервью», внешне выглядит пассивным. Спрашивающий социальный педагог активен, задает много вопросов. Он находится в более выгодном положении, чем утверждающий. Ставящий диагноз больше рискует, он чаще использует субъективные методы воздействия. Социальный педагог, стремящийся понять клиента, прежде всего, ориентирован на достижение с ним согласия.

В процессе работы социальному педагогу необходимо отрабатывать специальные навыки и умения ставить открытые и закрытые вопросы: фиксировать внимание на главных мыслях клиента, его чувствах; следовать в беседе за логикой клиента; овладевать умениями перефразирования (пояснения смысла) и суммирования важнейших высказываний; выразительного молчания (внимания, акцент значимости, напряженная пауза, отрицания); совместного принятия решений.

Немаловажное значение имеет развитие невербальных способов общения, демонстрирующих заинтересованность, внимание, сочувствие, доверие к клиенту: глазной контакт, улыбка, поза, мимика, тембровые окраски голоса, интонация и др. Социальный педагог должен научиться искренне выражать свои чувства и управлять ими, не допускать введения в консультативный процесс свободного светского диалога, чрезмерного самораскрытия, с одной стороны и закрытости с другой. Не следует жестко придерживаться первоначальной гипотезы, так как она может оказаться ложной. Надо постоянно избегать без должной мотивировки лобовых вопросов, игнорирования или дискредитации мнения собеседника, монологичности и авторитарности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: