Понятие конституционного строя. Конституционный строй представляет собой установленную Конституцией и другими конституционно-правовыми актами республики систему политических

Конституционный строй представляет собой установленную Конституцией и другими конституционно-правовыми актами республики систему политических, экономических и социальных отношений, охраняемые принудительной силой государства.

Политические, экономические, социальные и духовно-культурные отношения составляют основу конституционного строя. В политической сфере государство, например, охраняет закрепленную конституцией форму правления, содержанием которой является установленный порядок образования (путем выборов или назначения) центральных и местных органов власти, их взаимоотношения, порядок назначения (избрания) должностных лиц, их полномочия, методы осуществления государственной власти. Пункт 1 статьи 2 Конституции Республики Казахстан устанавливает, что Республика Казахстан является унитарным государством с президентской формой правления. Унитаризм, территориальная целостность государства, форма правления Республики не могут быть изменены как основы функционирования конституционного строя (п.2 ст.91 Конституции).

Кроме того, пункт 4 статьи 3 Конституции Республики Казахстан устанавливает, что государственная власть в Республике едина, осуществляется на основе Конституции и законов в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви и взаимодействия между собой с использованием системы сдержек и противовесов. Политической сферой охватывается также территориальное устройство государства, правовой статус его составных частей, порядок их образования, упразднения, вопросы территориальной целостности государства и т.п., посягательство на которые является правонарушением. Поэтому не случайно пункт 3 статьи 5 Конституции Республики устанавливает, что запрещаются создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение конституционного строя, нарушение целостности Республики, подрыв безопасности государства, разжигание социальной, расовой, национальной, религиозной, сословной и родовой розни, а также создание не предусмотренных законодательством военизированных формирований. Кроме того, не допускаются пропаганда или агитация насильственного изменения конституционного строя, нарушения целостности Республики, подрыва безопасности государства, войны, социального, расового, национального, религиозного, сословного и родового превосходства, а также культа жестокости и насилия (п.3 ст.20 Конституции). Если произошло посягательство на конституционный строй, то в соответствии с подпунктами 16 и 17 статьи 44 Конституции Президент Республики Казахстан может применить меры государственного принуждения, как символ и гарант единства народа и государственной власти, незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина. В то же время согласно пункта 1 статьи 5 Конституции Республики Казахстан в Республике Казахстан признаются идеологическое и политическое многообразие, но данное многообразие не должно посягать на конституционный строй.

Экономические отношения составляют закрепляемые и регулируемые конституцией и другими правовыми актами формы собственности, их правовой режим, субъекты и объекты собственности, в том числе на землю, природные ресурсы и т.п., которые также охраняются государством. В соответствии со статьей 6 Конституции Республики Казахстан в Республике Казахстан признаются и равным образом защищаются государственная и частная собственность. Данное конституционное положение означает, что ни государственная, ни частная собственность не обладают юридическим приоритетом по отношению к друг к другу. Соответственно, законы и иные нормативные правовые акты не должны устанавливать, например, более строгую юридическую ответственность за посягательство на государственную собственность, нежели за посягательство на частную собственность, либо наоборот. В свою очередь, государственная собственность выступает в виде республиканской и коммунальной собственности. Частная собственность выступает как собственность граждан и негосударственных юридических лиц и их объединений.

Содержанием социальных отношений является, прежде всего, классовая структура общества, ее правовое положение, закрепленное в конституции и в иных правовых актах, которая выражается в предоставлении права тому или иному социальному слою, классу, например, управлять делами государства, пользоваться материальными благами, социальной защитой и т.п. В Конституции Республики Казахстан отсутствует деление общества на классы, на иные социальные слои: на султанов, биев, шаруалар (крестьян), туленгутов, дворян, рабочих и т.д. Статья 14 Конституции Республики устанавливает, что никто не должен подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам. Поэтому нельзя, например, за один и тот же выполненный объем работы, за одну и ту же квалификацию, за один и тот же трудовой стаж, коэффициент и т.д. в разном размере оплачивать труд работников в зависимости от их социального происхождения. Пункт 2 статьи 24 Конституции Республики устанавливает, что каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации. Даже политическая целесообразность не может оправдать нарушение данного конституционного принципа. Кроме того, вопросы социальных отношений закреплены в статьях 27, 28, 29, 31 и в других положениях Конституции Республики Казахстан. И не случайно поэтому статья 1 Конституции Республики устанавливает, что Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы.

Духовно-культурные отношения также в той или иной степени регулируются и охраняются конституционными нормами. Исходя из того, что Республика Казахстан утверждает себя светским государством, в Республике не допускается деятельность партий на религиозной основе. Кроме того, пункт 5 статьи 5 Конституции Республики Казахстан устанавливает, что деятельность иностранных религиозных объединений на территории Республики, а также назначение иностранными религиозными центрами руководителей религиозных объединений в Республике осуществляются по согласованию с соответствующими государственными органами Республики. Данная конституционная норма призвана оградить от влияния иностранных государств, в том числе через религиозные объединения основы конституционного строя Республики Казахстан в сфере духовных отношений. Президент Республики Казахстан, например, используя свое конституционное право, может не подписать закон, регулирующий вопросы свободы вероисповедания и религиозных объединений, если этот закон противоречит Конституции.

Статья 7 Конституции Казахстана устанавливает, что в Республике Казахстан государственным является казахский язык, а в государственных организациях и органах местного самоуправления наравне с казахским официально употребляется русский язык. Кроме казахского и русского языков у граждан тех или иных национальностей, проживающих на территории Казахстана и которые в совокупности образуют народ Казахстана, родными могут быть другие языки. При этом государство заботится о создании условий для изучения и развития языков народа Казахстана и поэтому Конституция Республики Казахстан предоставляет право каждому на пользование родным языком и культурой, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества (п.2 ст.19).

Кроме того, Конституцией гарантируется бесплатное среднее образование в государственных учебных заведениях (п.1 ст.30). Обязательным является среднее образование. Получение высшего образования является не обязанностью, а правом граждан страны. При этом право на получение высшего образования допускается гражданину на конкурсной основе в государственном высшем учебном заведении (п.2 ст.30), а что же касается получения образования в частных учебных заведениях, то предполагается, что в таких учебных заведениях образование платное и осуществляется на основаниях и в порядке, установленных законом (п.3 ст.30).

Конституция Республики Казахстан, предоставляя каждому право на свободу совести, налагает обязанности перед государством, которая означает, что верующие обязаны соблюдать Конституцию и законодательство Республики Казахстан, уважать права, свободы, честь и достоинство других лиц, уважать государственные символы Республики, платить законно установленные налоги и т.п. Конституция также налагает обязанность на граждан Республики Казахстан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ст. 37).

Указанные отношения составляют основу конституционного строя Республики Казахстан. В соответствии с пунктом 1 статьи 40 Конституции Республики Президент Республики Казахстан определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, в том числе и в сфере экономических, социальных и духовно-культурных отношений. Следует отметить, что в отличие от прежней Конституции Казахстана 1993 года, где преамбула включала основы конституционного строя из десяти частей, в действующей Конституции Республики Казахстан 1995 года раздел под таким названием отсутствует. Можно сказать, что I и II Разделы Конституции 1995 года под названием «Общие положения» и «Человек и гражданин» соответственно регулируют вопросы основ конституционного строя Республики Казахстан. Однако это не означает, как мы убедились выше, юридический приоритет правовых норм, содержащихся в названных Разделах, перед нормами других разделов Конституции Республики Казахстан. При этом слова «конституционный строй» в тексте Конституции 1995 года употребляется дважды: в пункте 3 статьи 5 и в пункте 1 статьи 39.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: