Права и свободы человека и гражданина, их классификация

Одна из сущностных характеристик правового статуса личности, его ядро и системообразующий элемент – права, свободы и обязанности личности[57].

Сам правовой статус[58] личности может быть охарактеризован как совокупность прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, а также юридических гарантий их реализации, закрепляемых государством в нормативных правовых актах[59].

Права человека можно сформулировать как естественные притязания индивида на те или иные блага материального, нематериального, иного характера во всех сферах общественной и государственной жизни, пользование которыми обеспечивает человеку жизнь, здоровье, достоинство, личную свободу и другие блага, необходимые ему для нормальной жизнедеятельности.

В данном случае речь идет о естественных правах человека, которые могут как закрепляться в нормах позитивного права (т.е. в действующем законодательстве), так и не закрепляться.

Наряду с категорией «права» употребляется термин «свобода»: свобода слова, свобода мысли, свобода совести и т.п. В литературе отмечается, что юридическое различие между правом (субъективным) и свободой провести довольно трудно[60] и что различия между правами и свободами являются достаточно условными и применимы не во всех случаях[61]. Действительно, право (субъективное право) есть предусмотренная юридической нормой мера возможного поведения лица как участника правоотношения. Свобода также предполагает возможность определенного поведения лица. Однако, несмотря на условность различий между категориями «право» (субъективное право) и «свобода», они могут соотноситься между собой как форма (право на что-либо) и содержание (свобода).

Данный тезис может выражаться в том, что под свободой мы понимаем возможность человека и гражданина выбирать тот или иной вариант поведения (путем совершения активных действий или воздержания от них) по своему усмотрению. Таким образом, права человека означают саму естественную возможность притязать на те или иные блага (в том числе притязать и на свободу, выступающее как право на свободу), а свобода состоит в возможности выбирать (совершать) тот или иной вариант поведения (путем действия или бездействия, включая мысль о чем-либо). Иначе говоря, право (субъективное право) выступает как юридическая форма поведения лица в его свободе как содержательной стороне поведения действовать по своему усмотрению.

Кроме того, в литературе указывают на широкое и узкое понимание свободы. Так, М.В. Баглай пишет, что под свободой в широком смысле понимается естественное состояние народа и отдельного человека, которое характеризуется возможностью действовать по своему усмотрению. В более узком смысле свобода означает субъективную возможность человека и гражданина совершать или не совершать конкретные действия, основанные на его конституционных правах и свободах. Свобода в субъективном смысле является юридической формой свободы народа и отдельного человека[62].

Разумеется, сама свобода в государственно-организованном обществе имеет пределы, ее границы очерчиваются объективным правом, так же, как и само субъективное право. Наиболее наглядно это иллюстрируется на примере французской Декларации прав человека и гражданина 1789 года, которая и поныне является одним из действующих конституционных актов Французской Республики:

«Статья 1. Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах. Общественные различия могут основываться лишь на общей пользе. …

Статья 4. Свобода состоит в возможности делать все, что не наносит вреда другому, таким образом, осуществление естественных прав каждого человека ограничено лишь теми пределами, которые обеспечивают другим членам общества пользование теми же правами. Пределы эти могут быть определены только законом»[63].

Республика Казахстан отошла от социалистической концепции прав человека, когда права человека рассматривались как «дар» со стороны государства. Теперь пункт 1 статьи 12 Конституции Республики Казахстан устанавливает, что в Республике Казахстан признаются и гарантируются права и свободы в соответствии с Конституцией, а пункт 2 этой же статьи закрепляет, что права и свободы человека принадлежат каждому от рождения, признаются абсолютными и неотчуждаемыми, определяют содержание и применение законов и иных нормативных правовых актов. Тем самым, в государстве права и свободы не даруются, а признаются и к тому же гарантируются.

Здесь следует обратить внимание на то, что Конституция Казахстана 1995 года не расширяет перечень иных прав и свобод, не закрепленных в Конституции, и не делает при этом отсылки к принципам и нормам международного права по вопросам прав и свобод человека. Конституционная формулировка «признаются и гарантируются права и свободы человека в соответствии с Конституцией», на наш взгляд, предполагает, что конституционные права и свободы человека в Республике Казахстан исчерпываются тем объемом, который закреплен именно в нормах Конституции Республики Казахстан.

Напротив, Конституция, например, Российской Федерации 1993 года в части 1 статьи 17 провозглашает, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией (Конституцией Российской Федерации – прим. У.С.), а часть 1 статьи 55 этой же Конституции устанавливает, что перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.

Поэтому права человека имеют естественную природу и неотъемлемы от индивида, они внетерриториальны и вненациональны, существуют независимо от закрепления в законодательных актах государства, являются объектом международно-правового регулирования и защиты[64]. Тем не менее, следует сказать, что Республика Казахстан в 2005 году и последующие годы ратифицировала международные пакты о правах человека[65], в которых содержатся и те права и свободы, которые не предусмотрены в Конституции Республики Казахстан 1995 года.

Как было указано выше, в государственно-организованном обществе права и свободы человека имеют пределы своего осуществления. Это связано с тем, что другие члены общества обладают таким же объемом прав и свобод и, соответственно, ни у кого из членов человеческого общества не может быть преимущества в правах и свободах перед другими членами общества, так как все люди рождаются равными в правах и свободах. Человек не может осуществлять свои права и свободы за счет ущемления прав и свобод других лиц. Кроме того, осуществление человеком своих прав и свобод может ограничиваться государством в целях обеспечения безопасности самого государства, функционирования государственного строя, охраны общественного порядка и т.п. Поэтому пункт 5 статьи 12 Конституции Республики Казахстан устанавливает, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать прав и свобод других лиц, посягать на конституционный строй и общественную нравственность. Более того, пункт 1 статьи 39 Конституции Республики определяет, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только законами и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения.

Это означает, во-первых, что права и свободы человека и гражданина не могут быть ограничены подзаконными нормативными правовыми актами: постановлениями, приказами, инструкциями и т.п., а могут быть ограничены только законами. Законы в широком смысле имеют форму Конституции, законов, вносящих изменения и дополнения в Конституцию, конституционного закона, указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу конституционного закона, кодекса, закона, указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу закона. Только перечисленными формами нормативных правовых актов могут быть ограничены права и свободы человека и гражданина. Указанные формы актов издаются Парламентом, а в предусмотренных Конституцией случаях – Президентом Республики, а также принимаются на республиканском референдуме. Кроме того, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.

Во-вторых, Конституция устанавливает пределы ограничения прав и свобод человека и гражданина. Это означает, что закон, который предусматривает ограничение прав и свобод человека и гражданина, например, путем запрещения совершения тех или иных действий (бездействий), установления санкций за те или иные правонарушения, предоставления представителю власти права на применение специальных средств, огнестрельного оружия и т.п., должен установить пределы реализации таких ограничительных мер. Эти меры, ограничивающие права и свободы человека и гражданина, должны быть адекватны целям защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения.

Развитие института гражданства породила необходимость разграничения категорий «права человека» и «права гражданина». Права человека являются исходными, первичными, они принадлежат всем людям с рождения независимо от того, являются они гражданами государства, в котором живут, или являются гражданами другого государства (иностранцами) или лицами без гражданства. Права же гражданина включают в себя помимо тех прав, которыми обладают все люди, еще и те права, которые закрепляются за лицом в силу его принадлежности к государству. Тем самым, гражданин того или иного государства обладает всем комплексом (объемом) прав, относящихся как к общепризнанным правам человека, так и к правам гражданина, признаваемым тем или иным государством.

Обычно в конституции те права и свободы, которые относятся ко всем лицам независимо от того, являются ли они гражданами, иностранцами или лицами без гражданства, обозначаются словами «каждый», «каждому», «все», «никто». Например, Конституция Республики Казахстан 1995 года закрепляет право каждого на признание правосубъектности, на судебную защиту своих прав и свобод (ст.13), равенство всех перед законом и судом (ст.14), право каждого на жизнь (ст.15), на личную свободу (ст.16) и др. Права и свободы, принадлежащие гражданам, точно указываются в нормах Конституции Республики Казахстан: «Граждане Республики Казахстан имеют право участвовать в управлении делами государства…», «Граждане Республики имеют право избирать и быть избранными в государственные органы и органы местного самоуправления[66]…», «Граждане Республики имеют равное право на доступ к государственной службе» (ст.33) и др. Кроме того, на граждан налагаются обязанности, которые не распространяются на иностранцев и лиц без гражданства, например, защита государства, несение воинской службы (ст.36 Конституции РК).

В литературе справедливо отмечается, что соотношение между правами человека и правами гражданина даже в демократических государствах различно и порой зависит от субъективного выбора составителей той или иной конституции[67]. Более того, добавим, что по логике вещей те или иные налагаемые обязанности также должны распространяться не только на граждан страны, но и на всех и каждого, кто находится на территории государства. Например, статья 38 Конституции Республики Казахстан 1995 года устанавливает, что граждане Республики Казахстан обязаны сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам. Получается, что именно граждане Республики Казахстан, а не каждый, обязаны сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам. Соответственно, напрашивается вывод о том, статья 38 Конституции Республики Казахстан не распространяет свое действие на иностранцев и лиц без гражданства. Случаи, при которых иностранцы и (или) лица без гражданства загрязняют окружающую природную среду и хищнически относятся к природным богатствам на территории Республики Казахстан, могут наступить, например, в результате разработки иностранными фирмами нефтяных и газовых месторождений, а также добычи других полезных ископаемых на территории Республики Казахстан. В этой связи даже если статья 38 Конституции Республики Казахстан имеет в виду не только граждан Республики, но и иностранцев и лиц без гражданства, либо если действительно имеет в виду только граждан Республики Казахстан, то в любом случае государство в соответствии со статьей 31 Конституции Республики Казахстан должно ставить целью охрану окружающей среды, благоприятной для жизни и здоровья человека.

Поэтому норма, изложенная в статье 38 Конституции Республики Казахстан, является предметом толкования Конституционного Совета Республики Казахстан в части того, следует ли понимать под словами «граждане Республики Казахстан» исключительно и только граждан Республики Казахстан, или данное понятие своим содержанием охватывает не только граждан Республики Казахстан, получивших гражданство Республики Казахстан в установленном законом порядке, но и иностранных граждан и лиц без гражданства.

При этом правовое положение иностранцев и лиц без гражданства Конституция Республики Казахстан определяет следующим образом: «Иностранцы и лица без гражданства пользуются в Республике правами и свободами, а также несут обязанности, установленные для граждан, если иное не предусмотрено Конституцией, законами и международными договорами» (п.4 ст.12).

Классификация прав и свобод проводится по различным основаниям и всегда условна: на права человека и на права гражданина (что было рассмотрено выше); абсолютные и относительные; индивидуальные и коллективные; основные и дополнительные и др. Наиболее распространена классификация прав и свобод по их содержанию: на гражданские (личные), политические, социально-экономические и культурные. Остановимся кратко на характеристике прав и свобод, выделяемых по критерию содержания.

Гражданские (личные) права – фундаментальная категория, призванная утвердить человека как высшую ценность. Конституция Республики Казахстан в пункте 1 статьи 1 устанавливает, что Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы. Этим самым подчеркивается особое значение гражданских (личных) прав человека.

Понятие «гражданские права» используется в двух смыслах – широком и узком. В широком смысле – совокупность неотчуждаемых, естественных, основополагающих прав и свобод, принадлежащих каждому человеку от рождения вне зависимости от его принадлежности к тому или иному государству. В узком смысле - имущественные права, а также личные неимущественные права субъектов гражданских правоотношений. В первом случае гражданские права (а также свободы и обязанности) носят личный, абсолютный характер, охватывают сферу личной жизни и индивидуальной свободы индивида. В этом случае «гражданские права» нередко именуют личными правами, которые носят изначальный, основополагающий характер и принадлежат каждому человеку от рождения. К ним обычно относят: право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность; право не подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство обращению и наказанию; право на признание правосубъектности вне зависимости от местонахождения; право свободного передвижения и выбора местожительства; право на свободу мысли, совести и религии; право на свободу убеждений и на свободное выражение их; право на защиту от произвольного и незаконного вмешательства в личную и семейную жизнь; право на неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции; право на равную защиту закона и некоторые другие права.

Конституция Республики Казахстан также закрепляет гражданские (личные) права и свободы (ст.ст. 13, 15 - 22 и др., а также в ст.77, касающейся вопросов гарантий законного судебного разбирательства, презумпции невиновности и др. принципов). Следует отметить, что в перечне всех прав человека первейшим правом человека должно быть право на жизнь. И это естественно, так как в случае смерти человека любые другие его права теряют всякий смысл. Человек не только как биологическое существо, но и как существо социальное, как индивид должен существовать, жить, иметь право на жизнь, чтобы обладать политическими, экономическими, социальными, культурными и другими правами.

Поэтому Конституция Республики Казахстан в пункте 1 статьи 15 закрепляет право каждого на жизнь. Это конституционное право признается и гарантируется. Например, пункт 2 статьи 31 Конституции устанавливает, что сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, угрожающих жизни и здоровью людей, влечет ответственность в соответствии с законом.

Кроме того, никто не вправе произвольно лишать человека жизни (п.2 ст.15 Конституции). В данном случае речь идет о недопустимости ни при каких обстоятельствах произвольно лишать человека жизни кем бы то ни было, в том числе и государством. Тем не менее, Конституция Республики Казахстан допускает законное лишение жизни человека при применении исключительной меры наказания – смертной казни. Исключительно единственным субъектом, обладающим правом законно лишать человека жизни путем применения смертной казни как исключительной меры наказания, является государство. И это естественно, так как от имени государства – Республики Казахстан назначает наказания в форме вынесения приговора, в том числе и приговора о смертной казни, суд, который олицетворяет судебную власть как одну из ветвей единой государственной власти. Исполнение приговора о смертной казни также осуществляется государством в лице учреждений уголовно-исполнительной системы. Конституция Республики Казахстан, хотя и в бланкетной форме, указывает составы, категории преступлений, время их совершения и их последствия, за совершение которых предусмотрена смертная казнь: «Смертная казнь устанавливается законом как исключительная мера наказания за террористические преступления, сопряженные с гибелью людей, а также за особо тяжкие преступления, совершенные в военное время, с предоставлением приговоренному права ходатайствовать о помиловании» (п.2 ст.15).

Кроме права на жизнь, Конституция Республики Казахстан закрепляет иные гражданские (личные) права и свободы, которые в соответствии с пунктом 3 статьи 39 не подлежат ограничению ни в каких случаях: право на признание правосубъектности, на судебную защиту своих прав и свобод, на личную свободу, достоинство, право не подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию, право на указание своей национальной, партийной, религиозной принадлежности и др. Указанные права даже в условиях действия правового режима чрезвычайного или военного положения не должны ограничиваться. Например, любое лицо не может ограничиваться в праве на судебную защиту своих прав и свобод, также как, например, не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению и наказанию даже в период действия правового режима чрезвычайного или военного положения.

Другие гражданские (личные) права и свободы, предусмотренные в Конституции Республики Казахстан, такие, например, как право на неприкосновенность частной жизни, тайну личных вкладов и сбережений, переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст.18), свобода слова (ст.20) и др. не являются абсолютными и могут быть ограничены законами и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения (п.1 ст.39).

Политические права и свободы – одна из групп основных конституционных прав и свобод граждан в сфере политической жизни. К политическим правам относят право на свободу объединений, право мирно и без оружия собираться, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествие и пикетирование, право на участие в управлении делами государства, право избирать и быть избранными в государственные органы и органы местного самоуправления, право на участие в референдуме и т.п.

Обычно политическими правами и свободами обладают граждане государства. В Республике Казахстан политическими правами и свободами также обладают граждане Республики. Пользование политическими правами и свободами позволяет участвовать в управлении делами государства путем формирования органов государства, прежде всего представительных органов (Парламента, маслихатов), выборов главы государства, участия в референдуме и т.п.

В политической жизни общества и государства участвует не только отдельный гражданин, но и народ в целом, который является единственным источником государственной власти в Республике Казахстан. Народ осуществляет власть непосредственно через республиканский референдум и свободные выборы, а также делегирует осуществление своей власти государственным органам (ст. 3 Конституции). Свою политическую власть народ осуществляет через своих граждан, каждый из которых устойчиво связан политико-правовой связью с государством. Отсюда институт гражданства является определяющим для реализации политических прав и свобод.

Конституция Республики Казахстан закрепляет следующие политические права и свободы граждан:

- право на свободу объединений (п.1 ст.23);

- право мирно и без оружия собираться, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст.32);

- право на участие в управлении делами государства (п.1 ст.33);

- право обращаться лично в государственные органы и органы местного самоуправления (п.1 ст.33);

-право направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (п.1 ст.33);

- право избирать и быть избранными в государственные органы и органы местного самоуправления (п.2 ст.33);

- право на участие в республиканском референдуме (п.2 ст.33);

- равное право на доступ к государственной службе (п.4 ст.33).

Следует отметить, что политические права и свободы в Республике Казахстан, в отличие от некоторых гражданских (личных) прав и свобод, не являются абсолютными и могут быть ограничены законами. Например, пользование правом мирно и без оружия собираться, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование может ограничиваться законом в интересах государственной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья, защиты прав и свобод других лиц (ст.32 Конституции). Избирательные права граждан также могут быть ограничены по основаниям, указанным в Конституции. Так, пункт 3 статьи 33 Конституции Республики Казахстан устанавливает, что не имеют право избирать и быть избранными, участвовать в республиканском референдуме граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Кроме того, Конституционные законы «О выборах в Республике Казахстан», «О республиканском референдуме», а также утверждаемые актами Президента Республики Казахстан нормативные правовые акты, которые определяют порядок проведения выборов соответствующих акимов, могут содержать дополнительные ограничения избирательных прав граждан (в случае совершения ими коррупционных правонарушений и др.).

Государственная служба как одна из сфер реализации политических прав граждан регулируется законом и такое право также может ограничиваться законом. Однако сами требования, предъявляемые к кандидату на должность государственного служащего, обусловливаются только характером должностных обязанностей и устанавливаются законом. При этом само право на доступ к государственной службе для граждан Республики является равным (п.4 ст.33 Конституции).

Социально-экономические и культурные права и свободы группа основных прав человека и гражданина в социально-экономической сфере. К социально-экономическим правам в соответствии с Международным Пактом об экономических, социальных и культурных правах относят: право на труд; право каждого на справедливые и благоприятные условия труда; право создавать профессиональные союзы и вступать в таковые по своему выбору и право на забастовки; право на социальное обеспечение; защита семьи, брака, материнства и специальные меры защиты детей; право на достаточный жизненный уровень для человека и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни; право на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья; право на образование; право на участие в культурной жизни; пользование результатами научного прогресса и их практического применения; пользование защитой моральных и материальных интересов, возникающих в связи с любыми научными, литературными или художественными трудами, автором которых он является. Указанные права и свободы обеспечивают нормальное, достойное существование человека. Кроме того, эти права и свободы позволяют реализовать творческие и иные способности человека.

Конституция Республики Казахстан содержит широкий круг прав и свобод в сфере социально-экономических отношений (ст.24, п.2 ст.25, ст.ст.26 – 31 и др.). В литературе некоторые гражданские (личные) права и свободы, например, право на неприкосновенность жилища, закрепленное в пункте 1 статьи 25 Конституции Республики Казахстан, относят к социально-экономическим правам и свободам[68]. Между тем право на неприкосновенность жилища содержится в Международном Пакте о гражданских и политических правах (ст.17), ратифицированной Республикой Казахстан. Тем самым неприкосновенность жилища следует относить к гражданским (личным) правам и свободам.

Следует отметить, что в сфере труда Конституция Республики Казахстан 1995 года закрепляет не право на труд, а право на свободу труда. Это, скорее всего, объясняется тем, что в условиях рыночной экономики, курс на которую взяла Республика Казахстан после развала СССР, в реальности невозможно обеспечить всех и каждого рабочими местами, так как закон рыночной экономики обязательно предполагает безработных. В то же время чтобы, например, иметь право на свободу труда, свободный выбор рода деятельности и профессии, человек должен обладать самим правом на труд, так как без самого права на труд все остальные права, связанные с трудовой деятельностью, теряют смысл. Чтобы человек трудился (без принуждения), а также имел возможность трудиться, надо на это иметь право. Поэтому право на свободу труда, свободный выбор рода деятельности и профессии производны от права на труд. В Международном Пакте об экономических, социальных и культурных правах признается право на труд (ст.6), также ратифицированной Республикой Казахстан. Конституция Республики Казахстан допускает принудительный труд, но только по приговору суда либо в условиях чрезвычайного или военного положения (п.1 ст.24).

Что же касается культурных прав и свобод, то в отличие, например, от Конституции Российской Федерации 1993 года, где в статье 44 провозглашается право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям, в Конституции Республики Казахстан 1995 года аналогичная норма отсутствует. Лишь статья 37 Конституции Республики Казахстан устанавливает обязанность граждан Республики Казахстан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. Здесь так же, как и в ситуации со статьей 38 Конституции Республики Казахстан, неясно, относится ли такая обязанность ко всем лицам, находящимся на территории Казахстана, или только к гражданам Республики Казахстан.

Большинство социально-экономических и культурных прав и свобод в Республике Казахстан не являются абсолютными и также могут быть ограничены законами. Лишь собственность, в том числе право наследования, которое гарантируется законом, ни в каких случаях не подлежит ограничению (п.3 ст.39 Конституции). При этом ограничение социально-экономических и культурных прав и свобод законами также должно устанавливаться с учетом пункта 1 статьи 39 Конституции Республики.

Права и свободы человека в международном масштабе закреплены в таких основных документах, как: Всеобщая Декларация прав человека 1948 года; Международная Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 года; Международный Пакт о гражданских и политических правах 1966 года, а также Факультативные протокола к последнему; Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 года; Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 года; Конвенция против пыток и других, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 года; Конвенция ООН по правам ребенка 1989 года. Основополагающим документом для деятельности ООН в сфере защиты прав человека выступает Международный Билль по правам человека. Он состоит из трех документов: Всеобщая Декларация прав человека, Международный Пакт о гражданских и политических правах и Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах. Это ключевые международные акты, на основе которых впоследствии было принято более пятидесяти различных конвенций и деклараций.

Основными региональными документами по правам человека являются: Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года; Американская Конвенция по правам человека 1969 года; Африканская Хартия прав человека и народов 1981 года; Конвенция СНГ по правам человека 1995 года.

В Республике Казахстан конституционные права и свободы человека и гражданина главным образом закреплены во II Разделе Конституции 1995 года, а также в других ее положениях (например, в положениях, связанные с конституционными принципами правосудия).

Что же касается правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Казахстан, то их правовое положение определяется Конституцией, законами, международными договорами, иными нормативными правовыми актами. В соответствии со статьей 2 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу закона, от 19 июня 1995 года «О правовом положении иностранных граждан в Республике Казахстан»[69] иностранными гражданами в Республике Казахстан признаются лица, не являющиеся гражданами Республики Казахстан и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иного государства.

Лица, не являющиеся гражданами Республики Казахстан и не имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иного государства, признаются лицами без гражданства.

Иностранные граждане в Республике Казахстан имеют все права и свободы, а также несут все обязанности, установленные Конституцией, законами и международными договорами Республики Казахстан, за исключением случаев, предусмотренных законами и международными договорами Республики Казахстан.

Иностранные граждане в Республике Казахстан равны перед законом, независимо от их происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий.

Использование иностранными гражданами своих прав и свобод не должно наносить ущерб интересам Республики Казахстан, правам и законным интересам ее граждан и других лиц и неотделимо от исполнения ими обязанностей, установленных законодательством Республики Казахстан (ст.3 Указа Президента Республики «О правовом положении иностранных граждан в Республике Казахстан»).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: