15.1. Понятие и назначение Совета Министров
Совет Министров Республики Беларусь является коллегиальным центральным органом государственного управления, осуществляющим в соответствии с Конституцией исполнительную власть в Республике Беларусь и руководство системой подчиненных ему республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, а также местных исполнительных и распорядительных органов.
Совет Министров в своей деятельности подотчетен Президенту Республики Беларусь и ответствен перед Национальным собранием Республики Беларусь.
Совет Министров в пределах своей компетенции обеспечивает исполнение Конституции, законов, актов Президента, осуществляет контроль за их исполнением подчиненными ему республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, а также местными исполнительными и распорядительными органами, физическими лицами и организациями.
15.2. Состав и структура Совета Министров
|
|
В состав Совета Министров входят Премьер-министр, Глава Администрации Президента, Председатель Комитета государственного контроля, Председатель Правления Национального банка, заместители Премьер-министра, министры, председатели государственных комитетов, Руководитель Аппарата Совета Министров, Председатель Президиума Национальной академии наук Беларуси, Председатель Правления Белорусского республиканского союза потребительских обществ и иные должностные лица по решению Президента Республики Беларусь.
Премьер-министр Республики Беларусь назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь.
Заместители Премьер-министра Республики Беларусь, министры, председатели государственных комитетов назначаются Президентом Республики Беларусь.
Совет Министров действует на протяжении срока полномочий Президента и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом, если Президентом в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией, не принято решение об отставке Совета Министров. В случае сложения полномочий Совет Министров по поручению Президента продолжает осуществлять свои полномочия до формирования нового Совета Министров.
Совет Министров в полном составе, Премьер-министр, каждый член Совета Министров отдельно имеют право заявить Президенту о своей отставке, если сочтут невозможным исполнять возложенные на них обязанности. Президент вправе по собственной инициативе принять решение об отставке Совета Министров и освободить от должности любого члена Совета Министров. Отставка Премьер-министра не влечет за собой сложения полномочий Советом Министров в полном составе.
|
|
Компетенция Совета Министров и иные вопросы его деятельности закреплены в Законе от 23 июля 2008 г. «О Совете Министров Республики Беларусь».
15.3. Президиум Совета Министров
Для оперативного решения вопросов, входящих в компетенцию Совета Министров, в качестве его постоянного органа действует Президиум Совета Министров в составе Премьер-министра, его заместителей, Главы Администрации Президента, Председателя Комитета государственного контроля, Председателя Правления Национального банка, Министра экономики, Министра финансов, Министра иностранных дел.
Заседания Президиума Совета Министров проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц под председательством Премьер-министра, а при его отсутствии - под председательством Первого заместителя Премьер-министра. В случае отсутствия Премьер-министра и Первого заместителя Премьер-министра проведение заседаний осуществляется Заместителем Премьер-министра, в ведении которого находятся вопросы экономики.
Заседание Президиума Совета Министров считается правомочным, если на нем присутствует более половины членов Президиума. Решения Президиума Совета Министров принимаются большинством голосов от общей численности его членов, оформляются, как правило, в виде постановлений Совета Министров и должны соответствовать актам, принятым на заседаниях Совета Министров. В случае равенства голосов принятым считается решение, за которое проголосовал председательствующий.
По отдельным неотложным вопросам или вопросам, не требующим обсуждения, постановления Совета Министров могут приниматься путем опроса членов Президиума Совета Министров (без рассмотрения на заседаниях).
15.4. Аппарат Совета Министров
Для организации и контроля исполнения принимаемых Советом Министров решений создается Аппарат Совета Министров, который действует на основании положения, утверждаемого Советом Министров.
Руководитель Аппарата Совета Министров по статусу является министром, назначается на должность и освобождается от должности Президентом по представлению Совета Министров.
Аппарат Совета Министров является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, счета в банках, в том числе валютный.
Структура и штатное расписание Аппарата Совета Министров, размер оплаты труда и условия материально-бытового, медицинского обеспечения его работников определяются Советом Министров в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Работники Аппарата Совета Министров в своей деятельности подотчетны Премьер-министру, его заместителям и Руководителю Аппарата Совета Министров.
15.5. Правовое положение Премьер-министра и его заместителей
Премьер-министр в соответствии с Конституцией, законами, актами Президента:
- осуществляет непосредственное руководство деятельностью Совета Министров и несет персональную ответственность за его работу;
- организует работу Совета Министров, руководит его заседаниями;
- подписывает постановления Совета Министров;
- издает распоряжения;
- в двухмесячный срок после своего назначения представляет Палате представителей Национального собрания программу деятельности Совета Министров;
- информирует Президента об основных направлениях деятельности Совета Министров и о всех важнейших его решениях;
- распределяет обязанности между заместителями Премьер-министра, координирует их деятельность;
- представляет без дополнительных полномочий Совет Министров в международных отношениях, в установленном порядке проводит переговоры и подписывает международные договоры;
|
|
- осуществляет полномочия Президента в случае вакансии должности Президента или невозможности исполнения им своих обязанностей по основаниям, предусмотренным Конституцией, до принесения Присяги вновь избранным Президентом;
- выполняет другие функции, связанные с организацией и деятельностью Совета Министров.
Заместители Премьер-министра в соответствии с распределением обязанностей:
- осуществляют координацию деятельности республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Совету Министров, контроль за их работой и дают им указания по обеспечению исполнения Конституции, законов, актов Президента, постановлений Совета Министров, распоряжений Премьер-министра и по иным вопросам их деятельности;
- предварительно рассматривают предложения и проекты документов, внесенные в Совет Министров;
- несут ответственность за состояние дел в отраслях экономики и сферах деятельности;
- исполняют иные обязанности в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
15.6. Организация и порядок деятельности Совета Министров
Заседания Совета Министров проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в три месяца. Заседание Совета Министров считается правомочным, если в нем принимает участие не менее половины членов Совета Министров.
Заседания Совета Министров Республики Беларусь проходят под председательством Премьер-министра. При отсутствии Премьер-министра заседания проводит Первый заместитель Премьер-министра, а при отсутствии Премьер- министра и Первого заместителя Премьер-министра - Заместитель Премьер-министра, в ведении которого находятся вопросы экономики.
Президент имеет право председательствовать на заседаниях Совета Министров.
Решения Совета Министров принимаются большинством голосов членов Совета Министров, присутствующих на заседании. В случае равенства голосов принятым считается решение, за которое проголосовал председательствующий.
|
|
На заседаниях Совета Министров решаются наиболее важные вопросы, относящиеся к его компетенции.
Исключительно на заседаниях Совета Министров Республики Беларусь рассматриваются:
- вопросы подготовки проекта бюджета Республики Беларусь на очередной финансовый год, исполнения бюджета, формирования и использования государственных внебюджетных фондов;
- проекты программ экономического и социального развития Республики Беларусь;
- основные направления внутренней и внешней политики Республики Беларусь;
- вопросы подготовки отчета о деятельности Совета Министров перед Президентом.
Совет Министров на основании и во исполнение Конституции, законов, актов Президента принимает постановления и контролирует их исполнение. Он обеспечивает контроль за исполнением своих постановлений непосредственно или через подчиненные ему республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, а также местные исполнительные и распорядительные органы и Аппарат Совета Министров.
Постановления Совета Министров могут быть отменены актами Президента.
Распоряжения Премьер-министра издаются по вопросам, входящим в компетенцию Премьер-министра, а также при наличии поручения Совета Министров по входящим в компетенцию, но не относящимся к конституционным полномочиям Совета Министров вопросам, если регулирование их не требует принятия решений, носящих нормативный характер.
Решения по отдельным вопросам могут оформляться в виде протоколов заседаний (совещаний) у Премьер-министра и его заместителей, а также их указаний и поручений, являющихся обязательными для исполнения должностными лицами Аппарата Совета Министров, республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Совету Министров, а также местными исполнительными и распорядительными органами. При этом данные поручения и указания не могут носить нормативный характер.
Постановления Совета Министров и распоряжения Премьер-министра вступают в силу и публикуются в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь.