Пятая республика

Центральным звеном всей политической системы Пятой республики стал президент. Конституция 1958 г. отказалась от политической практики избрания президента парламентом. Отныне он должен был избираться коллегией выборщиков, в которой члены парламента составляли незначительную часть. В 1962 г. была принята поправка к Конституции, согласно которой президент избирается на всеобщих выборах простым большинством голосов. Срок полномочий президента составляет 5 лет (с 2001 г.).

Полномочия президента определены 5-19 статьями Конституции. Он следит за соблюдением Конституции, обеспечивает своим арбитражем нормальное функционирование государственных органов, является гарантом национальной независимости, территориальной целостности, производит назначения на гражданские и военные государственные должности, является главой вооруженных сил, имеет право помилования. Кроме того, президент назначает главу правительства, а по его предложению - остальных членов кабинета, а также принимает их отставку. Президент председательствует на заседаниях правительства, в Совете и Комитете национальной обороны, в Высшем совете магистратуры и подписывает обсужденные в совете министров нормативные акты правительства. Президент имеет право подписывать и обнародовать законы, требовать от парламента нового обсуждения закона или отдельных его статей; право оспорить принятый парламентом законопроект и передать его Конституционному совету для заключения о его соответствии конституции; право передавать некоторые виды законопроектов на референдум, минуя парламент; право обращаться к парламенту с посланиями, которые не подлежат обсуждению. Президент имеет право роспуска нижней палаты парламента. Он представляет Францию в международных отношениях, наделен значительными прерогативами в области внешней политики.

В соответствии со ст. 16 президент имеет право принимать чрезвычайные меры по своему усмотрению, когда «институты Республики, независимость нации, целостность ее территории или выполнение ее международных обязательств оказываются под серьезной и непосредственной угрозой, а нормальное функционирование конституционных государственных властей прекращено…». В то же время Конституция 1958 г. предусматривает ряд гарантий против установления единоличной власти президента - автоматический созыв парламента, запрос мнения Конституционного Совета и т.п.

Такие полномочия президента, как назначение правительства, роспуск Национального собрания, передача законопроектов на референдум, введение в действие исключительных полномочий и ряд других осуществляется им единолично (ст. 8, первый абзац, 11, 12, 16, 18, 57 и др.). Остальные акты президента «контрассигнуются Премьер-министром и в случае необходимости - ответственными министрами» (ст. 19). Следовательно, премьер-министр и министры несут за них формальную политическую ответственность перед парламентом.

В государственном механизме Пятой республики правительству отведено второе место. В соответствии со ст. 20 оно «определяет и осуществляет политику нации». В его распоряжении находятся администрация и вооруженные силы. Оно несет ответственность перед Парламентом в условиях и в соответствии с процедурами, предусмотренными статьями 49 и 50».

Премьер-министр, полномочия которого определены более подробно, должен руководить деятельностью правительства, нести ответственность за оборону страны, обеспечивать исполнение законов, издавать нормативные акты в порядке регламентарной власти, назначать на военные и гражданские должности. Следовательно, внешняя исполнительная власть в конституции недостаточно четко распределена между президентом и премьер-министром, но предполагалось, что премьер осуществляет повседневное руководство внутренней политикой и обладает определенной автономией.

На третье место среди высших государственных органов Конституция 1958 г. поместила парламент. Он состоит из двух палат - Национального собрания и Сената. Они практически равноправны. Национальное собрание избирается прямым голосованием сроком на пять лет и состоит из 577 депутатов. Сенат избирается путем косвенного голосования коллегией выборщиков сроком на девять лет и каждые три года обновляется на одну треть. Он обеспечивает представительство территориальных единиц Французской республики, а также французов, проживающих за пределами страны.

Пятый раздел Конституции (ст. 34-51) посвящен взаимоотношениям между парламентом и правительством. В нем отчетливо закреплена доминирующая роль правительства. Оно обладает значительными полномочиями по контролю за законодательным процессом. Правительственные законопроекты должны рассматриваться в первую очередь. Правительство имеет право использовать целый ряд средств по отклонению внесенных в парламент поправок в законопроект и проведению голосования без обсуждения (ст. 40, 41, 44, 45 и др.). Для принятия финансового законопроекта парламенту устанавливается определенный срок. Если в этот срок бюджетный закон не принимается, он может быть введен в действие правительственным декретом.

Конституция 1958 г. устанавливает ответственность правительства перед парламентом. Однако принятие «резолюции порицания», которая обязывала бы правительство уйти в отставку, обставлено многочисленными условиями (ст. 49).

Таким образом, хотя система органов по Конституции 1958 г. обладала атрибутами парламентарной республики (ответственность правительства перед парламентом, министерская скрепа актов президента и т.п.), наиболее существенные полномочия в определении и проведении государственной политики были переданы президенту. Политический режим, установленный Конституцией 1958 г., можно определить как республику, сочетающую парламентскую и президентскую форму правлений, с преобладанием полномочий президента.

Конституция Пятой республики провозглашала судебную власть «хранительницей личной свободы». Особое положение среди судов занял Конституционный совет, который сосредоточил в своих руках контроль за конституционностью нормативных актов, право толковать основной закон, а также наблюдает за соблюдением процедуры избрания президента, депутатов и сенаторов, за порядком проведения референдумов и выборов. Члены Конституционного совета назначаются президентом, председателем Национального собрания и председателем Сената. Кроме назначаемых членов в состав Конституционного совета входят бывшие президенты республики.

Как уже было отмечено выше, судебная система Франции на протяжении ХХ в. не подвергалась существенным изменениям. На сегодняшний день она выглядит следующим образом. Высшей судебной инстанцией является Высокий суд правосудия. Он возглавляет судебную систему, которую можно условно разделить на две ветви: систему общих судов во главе с Кассационным судом и систему административных судов во главе с Государственным советом. Промежуточное положение между двумя ветвями занимает Трибунал по конфликтам, в котором рассматриваются конфликты между судами общей и административной юрисдикции.

Кассационный суд включает 6 палат, из которых 5 – по гражданским и 1 – по уголовным делам. Этот судебный орган рассматривает кассационные жалобы по вопросам права, а не факта на постановления нижестоящих судов.

На одну ступеньку ниже находятся апелляционные суды, в которых имеются палаты по гражданским и уголовным делам, торговым делам и специальным вопросам. Палаты по уголовным делам рассматривают апелляционные жалобы на постановления нижестоящих судов, вынесенные по делам об уголовных деликтах и проступках. Палаты по гражданским делами рассматривают апелляционные жалобы на решения, вынесенные не только нижестоящими гражданскими судами общей юрисдикции, но и другими судебными органами.

Еще на одну ступень ниже располагаются суды ассизов, которые рассматривают уголовные дела о тяжких уголовных преступлениях. В состав этого суда входят профессиональные судьи и присяжные заседатели. Присяжные принимают решение в совещательной комнате вместе с профессиональными судьями по всем вопросам, существенным для приговора, в том числе и о наказании. Апелляции на приговоры суда ассизов подаются не в вышестоящую судебную инстанцию (Апелляционный суд), а в суд ассизов другого округа.

Следующей судебной инстанцией общей юрисдикции являются Трибуналы большого процесса. Они имеют определенные сходства с судом ассизов в том, что также разбирают наиболее важные и значимые дела, но только в сфере гражданского судопроизводства (например дела с суммой иска выше 30000 франков).

Наконец, основу судебной системы общей юрисдикции составляют Трибуналы малого процесса (разбирают гражданские дела с суммой иска до 30000 франков), Исправительные трибуналы (первая инстанция при рассмотрении уголовных дел), Полицейские трибуналы (первая инстанция по проступкам, за которые предусматривается наказание в виде штрафа до 10000 франков или арест до 2 месяцев), целый ряд специализированных судов. К последним относятся, в частности, Трибуналы по делам несовершеннолетних, Торговые трибуналы, Комиссии по социальному страхованию, Трибуналы по морской торговле и др. Их названия в полной мере отражают круг рассматриваемых ими вопросов.

Особое место в судебной системе Франции занимают суды административной юрисдикции. Как уже отмечалось, эту систему возглавляет Государственный совет, который рассматривает кассационные и апелляционные жалобы на решения нижестоящих административных судов. Также он рассматривает в качестве первой инстанции жалобы на президентские и правительственные декреты, на акты, изданные министрами, либо исходящие от организаций общегосударственного значения.

Нижестоящей инстанцией являются Административные апелляционные суды, которые рассматривают апелляционные жалобы на решения административных трибуналов за исключением некоторых дел, которые напрямую обжалуются в Государственный совет. В свою очередь решения Административных апелляционных судов могут быть обжалованы в Государственный совет.

Самой нижней судебной инстанцией в административном судопроизводстве являются Административные трибуналы, которые рассматривают в качестве первой инстанции основную массу жалоб на действия и акты должностных лиц и органов власти и управления.

Определяющей тенденцией развития политической системы Пятой республики в первые десятилетия ее существования явилось дальнейшее усиление президентской власти. Президент стал на практике не только главой государства, но и главой правительства и одновременно освободился от какого-либо соперничества со стороны законодательной власти.

Полная зависимость премьера и правительства от воли президента, фактическая ответственность правительства перед главой государства стали характерной чертой Пятой республики в 1960-70-х гг. Одновременно центром принятия государственных решений стала личная канцелярия президента.

В конце 1960-х гг. Францию буквально сотряс шквал студенческих волнений, которые начались с выступлений против существующей системы образования. Они вспыхнули в университете Нантэрр, в рабочем предместье Парижа. Когда власти закрыли Нантэр, взбунтовалась Сорбонна. В ответ на это правительство усилило полицейские силы. В Париже начались настоящие уличные бои, волнения перекинулись в провинцию. Президент де Голль попытался решить проблему с помощью излюбленного приема – референдума, однако страна уже выходила из-под контроля. Конкретных условий практически не было: это был бунт ради бунта. Лишь коммунисты, воспользовавшись ситуацией требовали поднять заработную плату, увеличить пособия и т.д. В стране началась паника, предприятия не работали, наиболее состоятельные французы спешили покинуть пределы Франции.

Постепенно революция «выдохлась». Сказалось отсутствие конкретных требований. Однако после 1968 г. западный мир стал другим. Средний класс стал делиться с неимущими, да и сам он изменился: к середине 1970-х гг. в его ряды влились те, кто в 1968 г. сражался на баррикадах. Расовая дискриминация стала исчезать на глазах. Инакомыслие было узаконено. Набирало популярность движение «хиппи». 1968 г. оставил после себя несколько бомб замедленного действия. Немногочисленные революционеры, верные прежним кумирам, от уличных боев перешли к политическому терроризму. Особенно пострадали Западная Германия (от группы Баадер-Майнхоф) и Италия (от «Красных бригад»).

После событий 1968 г. заметной тенденцией в развитии режима Пятой республики стала дальнейшая централизация судебно-полицейского аппарата. Были созданы чрезвычайные органы политической юстиции, расширены полномочия полиции и префектов.

Однако в 1973-1976 гг. голлистская партия утратила абсолютное большинство мест в парламенте и уступила важнейшие государственные посты представителям других правых и центристских группировок. Одновременно усилилось влияние левых сил. В 1972 г. Французская коммунистическая партия и Социалистическая партия подписали совместную Программу демократического Правительства народного единства. Одним из требований этой программы было восстановление роли и престижа парламента. Она также предусматривала проведение в стране социально-экономических и политических преобразований и решение других вопросов.

В 1981 г. Социалистической партии при поддержке коммунистов удалось завоевать пост президента (Ф. Миттеран), получить абсолютное большинство мест в парламенте и сформировать правительство. Сохранив основные положения Конституции 1958 г., касающиеся центрального аппарата Пятой республики, правительство социалистов вместе с тем приняло закон о децентрализации местного управления и упразднило традиционную должность префекта, ввело, хотя и в урезанном виде, пропорциональную избирательную систему.

Своеобразная расстановка политических сил в правительственной власти сложилась в пору правления социалиста Ф. Миттерана (1986-1988 гг. и в 1993-1996 гг.), когда главой правительства назначался представитель оппозиционной (консервативной) партии, получившей большинство голосов в парламенте. Это сотрудничество соперничающих группировок на высшем правительственном уровне получило название бицефальной (двухголовой) правительственной системы, а концепция разделения властей получила новое истолкование - сосуществование властей.

Политические события 1980-90-х гг. показали, что, несмотря на все сложности и перипетии партийного соперничества, примат президентской власти во всех областях государственной жизни и ныне остался неизменным, хотя срок пребывания президента у власти сократился. В результате проведенного в 2001 г. референдума срок полномочий президента ограничен пятью годами.

Значительное влияние на развитие политической системы Франции оказывают интеграционные процессы общеевропейского масштаба. В 1992 г. Конституция Пятой республики дополнена XV разделом - «Европейский союз» (ст. 88-1, 88-2, 88-3, 88-4), все более отчетливо стала проявляться тенденция к признанию верховенства «коммунитарного права» (права Европейского союза) над национальным правом.

На сегодняшний день одной из острейших проблем Франции становится национально-расовый вопрос. Осенью 2005 г. массовые волнения французской молодежи - выходцев из бывших колоний Северной Африки буквально потрясли страну. Произошедшие события были названы «войной в предместьях». Это были самые крупные волнения, охватившие Францию впервые после студенческих выступлений 1968 г.

Примерно за две недели «бунтов», охвативших предместья всех крупных городов Франции, сожжено 40000 автомобилей и автобусов, в разных концах страны разгромлены или подожжены супермаркеты, склады, кафе, школы и детские сады. Произведено более 5000 арестов, суды, работавшие почти в круглосуточном режиме, рассматривали дела попавшихся под руку полиции смутьянов по упрощенной процедуре и отправили несколько десятков «зачинщиков» за решетку. Примерный итог ущерба, причиненного общественным зданиям и имуществу граждан, оценивается в 200 миллионов евро. На волне борьбы с этим относительно новым явлением министр внутренних дел Н. Саркози смог «сделать себе имя» и добился победы в президентских выборах 2007 г.

По словам Жака Ширака, который в 2005 г. был президентом Франции «отсутствие необходимого диалога и взаимное неуважение сторон привело к опасной ситуации». Анализ сложившейся ситуации позволил сделать вывод о том, что из-за ошибок правительства целые кварталы крупных городов, в том числе Парижа давно были превращены в иммигрантские гетто, которые местные власти не контролируют.

Причины названных событий носили самый различный характер. Первая и, может быть, самая главная – экономическая. В конце 1950-х гг. во Франции стало не хватать дешевой рабочей силы - некому стало убирать мусор, работать на экологически неблагополучных заводах и т. д. и т. п. Следствием этого стал приток мигрантов, в основном из бывших французских колоний. Однако в конце 1980-х гг. ситуация стала меняться, производство из Франции стали выносить в другие государства – Иран, Китай, Латинскую Америку. Занятость среди мигрантов стала снижаться. Кроме того, приехавшие сюда в 1950-60 гг. стали «обрастать» семьями, в большинстве которых было по 5-7 детей. Дети вырастали, но не могли найти работу. По статистике более 80% арабского населения пригородов Парижа не имеет постоянной работы.

Вторая причина – политическая. Франция – одно из самых социально защищенных государств в мире. «Левые идеи» и «левые интеллектуалы» всегда были влиятельны во французском обществе; кроме того, до сих пор во Франции силен комплекс вины за колонизацию. Отсюда большая терпимость к мигрантам, большие пособия по безработице, большие пенсии. Во Франции даже существуют специальные государственные программы для поддержки иммигрантов. Однако некоторые коренные французы считают, что арабы-иммигранты намеренно не хотят искать работу, так как получать пособие по безработице и ничего не делать намного приятней, чем трудиться на «белого француза». Французское коренное население все больше боится и все больше не любит приехавших арабов. Именно ненависть к арабам пополняет ряды сторонников главного французского националиста Ле Пена, который в 2002 г. сотворил сенсацию, обогнав в первом туре выборов кандидата от социалистов премьера Лионеля Жоспена и выйдя во второй тур.

И третье: именно во Франции самая большая мусульманская община в Европе – более 5 млн человек. Однако не религия становится основополагающим фактором для беспорядков. Ведь не случайно только 15% мусульман Франции посещает мечети. Может быть, главная их причина – кризис самоидентичности. Когда отцы сегодняшних бунтовщиков приехали во Францию, они ощущали себя арабами. Однако их дети уже не являются арабами по менталитету: они ходят во французские школы, общаются между собой на французском, смотрят французское кино. Не являясь французами, они не являются арабами и наоборот. Они - некий сплав культур, менталитетов.

Ответной реакцией коренных французов стало резкое увеличение популярности националистов, все популярнее становился тезис «Франция для французов». Аналитики всерьез опасались, что на президентских выборах 2007 г. могут одержать победу ультраправые шовинистические силу. Однако этого не произошло. Конфликт постепенно угас и перешел в «вялотекущую» стадию. Но Западная Европа четко поняла опасность затягивания решения национального и иммигрантского вопроса. Схожие проблемы сегодня есть практически в каждой развитой стране Европы, куда стремятся выходцы из стран «третьего мира».



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: