Одним из требований бухгалтерского учета является, то что бы данные бухгалтерских документов соответствовали факту наличию активов предприятия, их расчетов и источников.
На практике иногда появляются расхождения - это может возникать вследствие следующих причин:
1. Естественная убыль - когда вес материальных ценностей изменяется под влиянием температуры, влажности и других причин (усушка, выветривание) Пример: бензин.
2. Неточности при приеме и отпуске средств, ошибки при подсчете, взвешивании.
3. Ошибки в учете (в первичных документах, арифметические ошибки при подсчете).
4. Хищения, обвесы, обмеры в результате злоупотребления материально-ответственных лиц.
5. Стихийные бедствия.
Для выявления таких расхождений и приведения, данных бухгалтерского учета с фактическим наличием ценностей, периодически проводится инвентаризация (сверка). Инвентаризация является необходимой и обязательной. С её помощью устанавливается сохранность имущества, выявляются недостачи ценностей и причины их возникновения. Различают несколько видов инвентаризации:
|
|
· Полная инвентаризация - охватывает инвентаризацию всего имущества предприятия, как принадлежащего ему, так и принятого на ответственное хранение.
Проводится обычно один раз в год. Обычно в октябре-ноябре месяце перед составлением бухгалтерского годового отчета.
· Частичная инвентаризация - охватывает инвентаризацию только части средств. Например, инвентаризация денежных средств в кассе предприятия или инвентаризация на продовольственном складе.
· Выборочная инвентаризация – проверяется материальные ценности у конкретного материально-ответственного лица.
· Плановая инвентаризация – обычно проводится в октябре месяце.
· Внеплановая инвентаризация – проводится по распоряжению руководителя предприятия, обычно по сигналам о злоупотреблении материально-ответственного лица.
· Повторная инвентаризация – проводится в случае сомнения в качестве проведенной инвентаризации или если материально-ответственное лицо заранее знало срок её проведения и подготовилось к ней.