Подходы к пониманию его сути

Курс

Стили управления трудовым коллективом.

Лидерство.

1.1. Подход с позиции личных качеств.

1.2. Ситуационный подход.

1.3. Поведенческий подход.

Стиль управления и его основы.

Одномерные» стили управления.

3.1. Авторитарный стиль управления.

3.2. Демократический стиль управления.

3.3. Либеральный стиль управления.

Многомерные» стили управления.

4.1. «Двумерный» стиль управления.

4.2. «Решетка» менеджмента (Управленческая решетка).

4.3. Теория «жизненного цикла».

Что надо знать и уметь менеджеру.

5.1. Общие требования к современному менеджеру.

5.2. Знания по проблемам.

5.3. Умения.

5.4. Деловые и личные качества.

Лидерство.

Подходы к пониманию его сути

Наиболее сложным элементом работы директора аптеки яв­ляется текущее руководство людьми, направление их поведения в нужную для организации (аптеки) сторону, обеспечиваемое лидер­ством.

На втором месте стоит планирование деятельности фирмы и на третьем – увольнением сотрудников. Среди других, не попавших на «пьедестал почёта», можно отметить проблему распоряжения своим временем, делегирование полномочий, финансовые «дебри», принятие решений и улаживание конфликтов.

При осуществлении столь разнообразной управленческой деятельности

руководитель должен выполнять не только функцию организатора, но и ЛИДЕРА.

Установлено, что одним из основных противоречий управления в широком смысле являются взаимоотношения руководителя и лидера, так как первый возглавляет формальную организацию и имеет властные полномочия, а второй – неформальную организацию и через своё поведение, не имея властных полномочий, может оказывать как положительное, так и негативное влияние на работу коллектива в целом. Имеется много средств, с помощью которых возможно влиять на людей и вести их за собой.

Однако необходимо помнить, что эффективное лидерство и эффективное руководство – не одно и тоже.

В менеджменте давно признано, что руководитель организации одновременно должен быть и лидером.

Для того чтобы им стать, руководитель должен знать природу и суть лидерства.

Сразу же возникают вопросы: «как должен вести себя руководитель, чтобы стать лидером? Какие средства влияния и стили поведения являются более эффективными для координации деятельности людей в нужном направлении?»

На эти вопросы мы и постараемся найти ответы.

ИТАК, как признано в менеджменте -

Руководитель – это человек, который одновременно является лидером и эффективно управляет своими подчинёнными. Его цель – влиять на других таким образом, чтобы они выполнили работу, порученную организации.

Влияние – это любое поведение одного индивидума, которое вносит изменения в поведение, отношения, ощущения другого индивида.

Конкретные средства, с помощью которых одно лицо может повлиять на другое, могут быть самыми разнообразными: расположение, просьба, приказ, пожелания, угроза увольнения.

Руководители должны оказывать влияние таким способом, который легко можно предсказать и который ведёт не только к принятию данной идеи, а к фактическому труду, необходимому для достижения целей организации.

Наиболее сложным элементом работы менеджера (директора аптеки), наряду с планированием и увольнением сотрудников, яв­ляется текущее руководство людьми, направление их поведения в нужную для организации (аптеки) сторону, обеспечиваемое лидер­ством.

Лидерство - это искусство, способность влиять на отдельные личности и группы людей, чтобы побудить их работать для достижения целей организации.

Лидер – лицо, эффективно осуществляющее формальное и неформальное руководство.

Имеется три подхода к пониманию сути, смысла лидерства:

1. подход с позиции личных качеств;

2. ситуационный подход;

3. поведенческий подход.

1.1. Подход с позиции личных качеств -

определяет соотношение (взаимную связь) между наличием конкретных личных качеств и эффек­тивностью руководства. Это - Личностная теория лидерства под названием «теория великих людей», она была разработана одной из первых.

Согласно этой теории лучшие руководители облада­ют определённым набором общих для них личных качеств, таких как:

• уровень интеллекта

уровень знаний;

• впечатляющая внешность;

• честность;

• здравый смысл;

• инициативность;

• социальное и экономическое образование;

• высокая степень уверенности в себе.

В результате проведённых исследований к единому мнению о том, какими качествами должен обладать эффективный руководитель, не пришли. В разных ситуациях эффективные руководители обнаруживали разные личные качества.

Был сделан вывод, что человек, обладающий определённым набором личных качеств, руководителем не становится.

Необходимо соотношение (взаимная связь) личных качеств руководителя

с личными качествами, деятельностью и задачами его подчинённых.

Вопросы лидерства и личностные характеристики эффективных руководителей интенсивно изучались в период с 1930 по 1950 годы.

Исследования показали, что лидеры, как правило, отличались следующими качествами:

• высоким интеллектом;

• стремлением к знаниям;

• надежностью;

• активностью;

• ответственностью;

• cоциальным участием;

• социально-экономическим статусом.

Но подлинным источником власти лидера над людьми являются его независимость, готовность в любой момент освободить занимаемое место, поскольку выражение интересов коллектива вовсе не означает покорности ему.

1.2. Ситуационный подход к лидерству был разработан позднее.

Этот подход установил зависимость между личными качествами или поведением руководителя и эффективностью его работы. Было определено, что на эффективность руководства могут повлиять дополнительные факторы: потребности и личные качества подчиненных, характер задания, требования и воздействия среды, а также имеющуюся у руководи­теля информацию. В процессе деятельности организации, взаимодействия её членов эти факторы могут стать причиной той или иной ситуации.

Руководитель - лидер должен уметь вести себя по-разному в различных ситуациях.

1.3. Поведенческий подход к лидерству сосредоточил внимание на поведении руководителя. Согласно поведенческому подходу эффективность управления определяется не личными качествами руководителя, а скорее его манерой поведения по отношению к подчинённым.

Поведенческий подход в теории лидерства помог провести ана­лиз и создал основу для классификации стилей руководства, т.е. того, как руководитель ведет себя со своими подчиненными.

Недостатки данного подхода:

· внимание акцентируется лишь на фактическом понимании поведения руководителя, желающего побудить людей на достижение целей организации;

· доминирует тенденция, что существует какой-то один оптимальный стиль руководства.

Руководители фармацевтических организаций на основании своего опыта сделали вывод, что идеального стиля управления нет. Выбор стиля управления зависит от конкретной ситуации, от личностных особенностей индивида (подчинённого) и самого руководителя. Не существует менеджера, обладающего универсальными способностями и одинаково эффективно действующего в любой ситуации.

Когда меняется ситуация – то меняется и стиль управления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: