Преподаватель в традиционной системе – это лицо, группа лиц, являющиеся субъективной стороной процесса обучения, осуществляющие управление и руководство данным процессом.
Преподаватель в ДО – это лицо, группа лиц, являющиеся внешней подсистемой в данной системе, осуществляющие совместно с обучаемыми управление и руководство процессом обучения.
Значительное отличие функций преподавателя в дистанционном обучении ввели в российскую практику обучения термин «тьютер» - это означает преподаватель – консультант, инструктор, тренер. Это заимствование из Англии, именно на основе английской системы обучения строились различные дистанционные системы обучения.
Уровни использования ДО преподавателем:
· Технический уровень использования ДО.
· Организационный уровень использования ДО.
· Социально-экономический уровень использования ДО.
· Психологический уровень использования ДО.
· Информационно-коммуникативный уровень использования ДО.
Использование данных уровней позволяет получить максимальный результат и соответственно добиться максимального уровня познавательной активности.

Рис.1 Модель элемента системы ДО преподаватели
Согласно предлагаемой модели цели обучения подразделяются на цели обучаемых и цели преподавателя. Их формирует группа специалистов, именуемые преподаватель. В зависимости от иерархии в группе преподаватель возникает иерархия целей. Но окончательный выбор в дистанционном обучении в целеполагании остается за обучаемыми. Контроль за их принятием обучаемыми происходит опосредованно, через организацию и использование технологий дистанционного обучения.
Преподаватели разрабатывают основной информационный массив содержания обучения, методов обучения, предоставляют различные средства обучения и определяют те формы, в которых обучаемый реализует свое самообучение.
Самостоятельный и очень важный элемент – это учебно – вспомогательный персонал. Это системные администраторы, методисты и диспетчера. Именно они реализуют в основном технологию дистанционного обучения и обеспечивают её правовое функционирование. Соответственно различаются и результаты, в зависимости от целей участников дидактического процесса.
Тьютерами могут быть как штатные преподаватели ВУЗа, так и лица имеющие другую профессию на условиях совместительства или почасовой оплаты труда.
Функции преподавателя в ДСО:
· Изучение, формирование и развитие мотивации в обучении обучаемых.
· Постановка целей и задач как для обучаемых, так и для разных категорий преподавателей.
· Формирование основного массива содержания, предложение и обоснование метода обучения, организация списка форм обучения, разработка и отбор средств обучения, формирование УМК.
· Организационно распорядительная деятельность.
· Организация взаимодействия между обучаемыми.
· Контроль и мониторинг процесса обучения.
· Анализ результата обучения для последующей коррекции и совершенствования всех звеньев в обучении.
Функции мультитьютора в ДО:
· Комплексно реализует функции представителя учебного и учебно-вспомогательного персонала.
· Проводит всю переписку ВУЗа с обучаемыми.
· Отслеживает выполнение учебного графика обучаемого.
· Организует консультации и взаимодействие с преподавателями разработчиками.
· Реализует обратную связь между обучаемыми и другими участниками дидактического процесса.
· Оказывает помощь обучаемому по планированию самостоятельной работы в процессе обучения.
Мультитьютор фактически выполняет обязанности декана (зам. Декана по учебной работе, менеджера учебной программы), относится к группе руководителей учебного учреждения дистанционного обучения. В зарубежной классификации преподавателей ещё более расширено:
1. преподаватель – разработчик учебно-методических материалов;
2. консультант по методам обучения (фасилитейтер);
3. специалист по Интернет представлению курсов (тьютер);
4. специалиста по методам контроля за результатами обучения (инвигилатор).
Специфика деятельности тьютера в дистанционной системе обучения следующая: профессиональное владение информационными технологиями и преобладание работы с текстом, т.е. отсутствие необходимости работать визуально и представлять информацию в аудиторию.
Абсолютно не исследовании вопрос о воспитательной роли тьютера, хотя опыт различных учреждений говорит о необходимости очных контактов обучающегося и обучаемого. Форма таких контактов следующая: тренинги (2-3мдня); производственно-ознакомительные и преддипломные практики, воскресные школы, проблемные семинары и студенческие конференции.
В связи с вышесказанным можно представить модель виртуального преподавателя в развитой дистанционной системе обучения.

Рис.2 Преподаватель в ДСО
Для эффективной реализации своих функций преподаватель (монотьютер) должен удовлетворять ряду требований.
Требования к профессиональным качествам преподавателя (монотьтора) в ДСО:
· Организаторские (планирование работ, формирование количества студентов и корпорации).
· Дидактические.
· Персептивные (проявляются в умении проникать в духовный мир воспитуемого, объективно оценивать их эмоциональное состояние и выявлять особенности психики).
· Коммуникативные (умение работать на дистанции, умение устанавливать педагогически целесообразные отношения с обучаемыми, их родителями, коллегами и руководителями образовательного учреждения).
· Суггестивные (эмоционално-волевое влияние на обучающегося).
· Исследовательские (умение познать и объектно оценить педагогические ситуации и процессы).
· Научно – позновательные способности.
· Предметные (профессиональные знания предмета обучения).
· Пользовательские (профессиональное владение информационными технологиями, в частности интернет технологиями).
· Развитые способности работы с текстовой информацией и коммуникациями(электронная и обычная переписка, смс).
Практика использования технологии дистанционного обучения показывает, что преподаватели не способствуют внедрению ДО прежде всего по причине значительного увеличения объема работы по подготовке и проведению занятий, и оплаты данной работы по расценкам традиционных форм обучения. Возникает эффект сверх эксплуатации преподавателя. Функции и требования расширяются, требуется значительная переподготовка, которая, как правило, не финансируется и реализуется за счет самоподготовки и самообучения. Отрицательная реакция преподавателя выражается в пассивном саботаже.
Наличие иерархии видов и функций преподавателей приводит к тому, что цели обучаемых, разработчиков программных средств обучения и преподавателей (тьютеров) являются различными. Разработчики предоставляют педагогическое программное средство, но у них нет опыта и нет желания его получить в традиционной системе обучения. Сам продукт изначально «гениален», так как выдержан в формате новых информационных технологий, но по этим программным средствам трудно достигнуть цели обучения. Обучаемые не обладают продвинутостью разработчиков. Тьютеры стремятся адаптировать материал к потребностям обучаемых, но это не всегда возможно изначально.






