Цели и задачи дистанционного обучения

Лекция 1

Тема: Цели и задачи дистанционного обучения. Основные требования к деятельности преподавателей, использующих СДО. Виды дистанционного обучения.

План

1. Цели и задачи дистанционного обучения

2. Сущность содержания и категории курса

3. Признаки, преимущества и недостатки дистанционной системы обучения

4. Основные требования к деятельности преподавателей, использующих СДО

5. Виды дистанционного обучения

Цели и задачи дистанционного обучения

В конце двадцатого столетия человеческое общество столкнулось с целым рядом проблем, вызванных развертыванием информационно-телекоммуникационной революции, быстрым распространением информационных технологий, глобализацией общественных процессов, а также международной конвергенцией и многопрофильной кооперацией.

С одной стороны, формируется новая глобальная информационно-коммуникационная среда жизни, образования, общения и производства, которая получила название инфосфера. Организационно-технологической основой информационного общества являются глобальные информационные сети, ядро которых составляет Интернет. Эти процессы происходят на фоне быстрой смены информационных потоков, постоянных изменений в сфере экономики и миграций населения. С другой стороны, изменения в экономике влияют на формирование нового социального заказа, предъявляемого обществом к качеству подготовки специалистов. На передний план выходят такие качества, как:

· умение быстро адаптироваться в меняющихся экономических условиях,

· хорошо ориентироваться в происходящих процессах,

· умение работать в сотрудничестве с другими людьми, относящимися к различным социально-культурным и профессиональным группам,

· умение общаться с людьми;

· умение критически мыслить и принимать самостоятельные решения и т.д.

Развитие глобальной компьютерной сети Интернет открыло новые перспективы совершенствования мировой образовательной системы. Это отражается как на технической оснащенности образовательных учреждений, их доступе к мировым информационным ресурсам, так и на использовании новых видов, методов и форм обучения, ориентированных на активную познавательную деятельность учащихся, обучение в сотрудничестве и т.д.

Благодаря средствам новых информационных и коммуникационных технологий появилась еще одна форма обучения (в дополнение к традиционным очному и заочному обучению) — д истанционное обучение.

При дистанционном обучении учащийся и преподаватель пространственно разделены друг от друга, но при этом они находятся в постоянном взаимодействии, организованном с помощью особых приемов построения учебного курса, форм контроля, методов коммуникации с помощью электронной почты и прочих технологий Интернет, а также специально предпринимаемых организационно-административных мероприятий.

Дистанционное обучение, основанное на использовании технологий Интернет, выполняет ряд новых функций и предполагает реализацию определенных принципов, среди которых важное значение имеет принцип распределенного сотрудничества, интеграции, вхождения в мировое сетевое образовательное сообщество.

В современных условиях возникает необходимость формирования гибкой распределенной системы непрерывного пожизненного образования, с помощью которой человек может иметь доступ к мировым ресурсам информации и базам данных, непрерывно в течение жизни повышать свои профессиональные навыки и которая позволяет ему быть профессионально мобильным и творчески активным.

Дистанционное обучение на основе Интернет-технологий является современной универсальной формой профессионального образования, ориентированного на индивидуальные запросы обучаемых и их специализацию. Дистанционное обучение предоставляет возможность всем желающим непрерывно повышать свой профессиональный уровень с учетом индивидуальных особенностей. В процессе такого обучения студент определенную часть времени самостоятельно осваивает в интерактивном режиме учебно-методические материалы, проходит тестирование, выполняет контрольные работы под руководством преподавателя и взаимодействует с другими студентами «виртуальной» учебной группы.

Дистанционные курсы являются одной из наиболее удобных форм обучения для тех людей, кто по ряду причин не может посещать занятия очно, например: взрослых людей, желающих изменить свою специальность или повысить квалификацию, для тех, кто ограничен во времени на обучение, или имеет ограничения по состоянию здоровья.

При дистанционном обучении используются различные информационные и коммуникационные технологии (чаще всего — сочетание различных технологий). При этом, использование каждой технологии зависит от целей и задач, стоящих перед дистанционным курсом. Например, традиционные средства обучения на печатной основе используются для знакомства учащихся с новым учебным материалом, интерактивные аудио и видео конференции обеспечивают общение в режиме реального времени, компьютерные конференции и электронная почта используются для отправки сообщений, обеспечения обратной связи с учащимися, а также для постоянных контактов между учащимися одной группы. Заранее записанные на пленку видеолекции помогут учащимся увидеть лекции и визуализировать содержание учебного материала. Факсимильная связь может использоваться для передачи оперативных сообщений, заданий и обеспечения быстрой обратной связи с учащимися.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: