Модели рыночной структуры

Под рыночной структурой понимаются внутренние связи между элементами рынка. К ним относятся отношения между продавцами товаров, покупателями товаров, продавцами и покупателями, а также отношения продавцов с потенциальными покупателями и потенциальными конкурентами.

Рыночная структура, или специфическая конкурентная ситуация, оказывает доминирующее влияние на поведение фирмы и выбор ею стратегии и тактики. Поведение фирмы, в свою очередь, напрямую связано с основополагающими показателями результатов ее деятельности: ценой, прибылью, эффективностью. Поведение и результативность фирмы не могут не сказываться на функционировании и преуспевании всей отрасли, а состояние последней влияет на национальную экономику в целом. Таким образом, в силу высокой степени взаимообусловленности контрагентов в рыночной экономике организации, или структура рынка, имеет принципиальное значение не только для микро-, но и макроэкономики.

Данный тезис можно изобразить как:

Структура рынка → поведение фирмы → преуспевание фирмы →

→ преуспевание отрасли → преуспевание национальной экономки

Структура рынка в той или иной стране может быть достаточно сложной и, более того, включать даже нерыночные элементы. Вместе с тем в ней присутствуют характерные принципиальные черты, позволяющие провести классификацию. Основными критериями их классификации являются:

1. количество фирм в отрасли;

2. контроль отдельной фирмы над ценами;

3. свобода вхождения в отрасль;

4. характер продукта;

5. характер кривой спроса на продукт фирмы.

Тип рынка в значительной мере определяется степенью развития конкуренции, являющейся основным элементом рыночного хозяйства. Понятие «конкуренция» используется в экономике в разных значениях (взаимное столкновение, соперничество – поведенческая конкуренция).

Конкуренция выполняет важные функции в рыночной экономике. Ее регулирующая функция проявляется в воздействии на производство товаров и услуг таким образом, чтобы оно осуществлялось в соответствии со спросом потребителя. Аллокационная функция, или функция размещения, состоит в том, что производственные ресурсы – труд, земля, капитал – направляются туда, где они используются наиболее эффективно. Инновационная функция обуславливает необходимость инноваций как определяющего средства повышения экономической эффективности деятельности фирм.

Австрийский экономист Й. Шумпетер определял конкуренцию как борьбу нового со старым. Нобелевский лауреат Ф. Хайек трактовал конкуренцию как процедуру открытия. В процессе конкуренции открываются неиспользованные возможности более эффективного производства товаров, новые ранее недоступные данные о ресурсах, технологиях, предпочтениях, о не раскрытых пока возможностях общества (функциональный подход).

Различают четыре основных типа рыночных структур (моделей рынка) по степени убывания конкуренции: чистая (совершенная) конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, чистая (абсолютная) монополия.

Совершенная конкуренция – это экономическая ситуация, в которой никакая отдельная единица, выступающая в качестве покупателя или продавца, не может воздействовать на рыночную цену покупаемого или продаваемого товара. Кроме того, никакое искусственное ограничение не препятствует факторам производства переходить от одного хозяйствующего субъекта к другому.

Совершенная конкуренция характеризуется следующими чертами:

1) число фирм на рынке очень большое;

2) тип производства продукта стандартизированный;

3) контроль над ценами отсутствует;

4) условия вступления в отрасль легкие, препятствий нет.

Рассматривая конкуренцию с точки зрения ее характера, различают совершенную и несовершенную конкуренцию.

Несовершенная конкуренция – это экономическая ситуация, в которой не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной конкуренции. Фирма в роли несовершенного конкурента обладает определенной властью над ценой. Таким образом, основное отличие совершенной конкуренции от несовершенной касается характера ценообразования, отсутствия или наличия определенной власти над ценой.

Чистая (абсолютная) монополия – это рыночная структура, в которой:

1) одна фирма является единственным производителем продукта, поэтому отрасль – синоним фирмы;

2) производимый и реализуемый продукт не имеет близких заменителей и в этом смысле он уникален;

3) контроль над ценами значительный. Чистый монополист диктует цену;

4) заблокированное вступление в отрасль. Для входа в отрасль конкурентов существуют естественные и искусственные барьеры.

Монополистическая конкуренция:

1) число производителей и продавцов относительно большое, много мелких фирм;

2) производится продукция, дифференцированная по качеству, по условиям послепродажного обслуживания, близости к покупателям, по интенсивности рекламы и т.д.;

3) конкуренция не только ценовая, но и неценовая; ее основное внимание нацелено на качество, рекламу, торговые знаки и т.д.;

4) главная черта этой модели конкуренции – контроль над ценами в довольно узких рамках;

5) относительная легкость вступления фирм в отрасль (рынок).

В данной модели сочетаются монопольная власть над товаром и конкуренции.

Олигополия:

1) на рынке доминирует относительно малое число фирм;

2) производятся однородные и дифференцированные товары. Однородные преобладают на рынке сырья и полуфабрикатов, дифференцированные – на рынках потребительских товаров;

3) контроль над ценами ограниченный, значительным он может быть только при тайном сговоре;

4) вхождение фирм в отрасль наталкивается на существенные препятствия.

Кроме основных типов рыночных структур, существуют еще другие. Монопсония возникает при наличии на рынке лишь одного покупателя. Двустороння монопсония имеет место, когда на рынке сталкиваются монополист-продавец и монополист-покупатель. Дуополия наблюдается при условии функционировании в отрасли лишь двух монополий.

В современных условиях выдвигается гипотеза, согласно которой особенности рыночных структур, поведение фирм обусловлены тремя типами полей: ценовым (экономическим), информационным и полем ожидания. Ценовое поле образует чисто экономически факторы: цену, спрос, предложение. Информационное поле не носит чисто экономический характер. Информационное поле – это информационное пространство, в рамках которого решающее влияние на поведение рыночных субъектов оказывает различная информация, являющаяся в современных условиях специфическим товаром. Обработка огромных объемов информации невозможна без значительных инвестиций, что доступно далеко не всем субъектам рынка. Способность обработки информации рассматривается как редкий ресурс.

Поведенческие реакции фирм определяются также ожиданием предстоящих перемен в экономике. Подобные ожидания формируются заявлениями политических деятелей, например, о предстоящих изменениях цен, налогов, экономической конъюнктуры и др. Ведущую роль в формировании ожиданий экономических агентов играют информационные глобальные сети, реклама, СМИ, слухи и др.

Поле ожиданий – своеобразное социально-экономическое пространство, в котором у экономических субъектов формируются ожидания предполагаемых изменений в рыночной конъюнктуре и социально-экономических процессах. Эти ожидания влияют на экономический выбор и принятие решений.

Таким образом, внешняя экономическая среда, в которой функционируют фирмы, сами рыночные структуры находятся в процессе изменения и развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: