Дальнейшее поведение фирмы на конкурентном рынке зависит от величины средних издержек. Если общие средние издержки ниже цены, то фирма продолжает получать прибыль. На рис. 12.3 б разницу между ценой и средними издержками фиксирует отрезок ED. Данная разница (Р – АС) представляет прибыль, приходящуюся на единицу продукции. Если фирма пускает количество продукции, равное Q3 (рис. 12.3), то валовая прибыль фирмы равна площади прямоугольника FEDH.
В зависимости от соотношения между ценой продукции и средними затратами предприятие может оказаться в различных ситуациях.
Предприятие прекращает производство, если рыночная цена продукции, ниже минимального значения средних переменных издержек (P<AVCmin) (рис. 12.4). Вспомним, что предельные издержки МС равны средним издержкам при их минимальном значении (МС = AVCтin). Фирма максимизирует прибыль, выбирая такой объем производства, при котором цена равна предельным издержкам (Р=МС). При P < AVCmin общее правило максимизации прибыли не действует. Допустим, предприятие решило произвести четыре единицы продукции при рыночной цене, соответствующей правилу максимизации прибыли, равной предельным издержкам (Р = МС = 10). При максимизирующем прибыль объеме производства цена (Р = 10) ниже средних минимальных издержек (AVC = 18) и средних издержек (АС = 60). На графике (рис. 12.4) расстояние АС представляет убытки фирмы. Цена, установившаяся на рынке, не покрывает средние издержки в целом. Площадь прямоугольника DEFABC – это сумма убытков фирмы при производстве 4-х единиц продукции. Убытки фирмы превышают ее постоянные затраты (площадь прямоугольника EFAB). Поэтому фирма примет правильное решение, если временно прекратит производство. Фирма сможет возобновить производство, если произойдет повышение рыночной цены до уровня, позволяющего максимизировать прибыль.
Предприятие может оказаться в ситуации, когда рыночная цена товара равна минимальной величине средних переменных затрат (Р = АМСmin) (рис. 12.5).
В данной ситуации независимо от того, производит фирма продукцию или нет, она несет убытки. Их размер соответствует площади прямоугольника ЕЕАВ ( рис. 12.5), где линия АВ в свою очередь соответствует средним постоянным издержкам AFC. В краткосрочном периоде фирма может прекратить производство или продолжить его в ожидании роста рыночной цены в отрасли.
В ситуации когда рыночная цена выше минимальной величины средних переменных затрат (Р > AVC min), но ниже общих средних затрат (Р < АС), предприятие по-прежнему терпит убытки, однако, несмотря на убыточность своей деятельности, продолжает выпуск продукцию (рис. 12.6). В данном случае выгоднее производить продукцию в объеме с 6 единиц (на рис. 12.6 Q = 6), чем вообще не производить. Каждая произведенная единица продукции приносит доход, превышающий средние переменные издержки. Рыночная цена позволяет возместить не только переменные затраты, но и часть постоянных затрат. На рис. 12.6 отрезок АВ представляет средние постоянные затраты, прямоугольник ЕСFADВ – площадь постоянных затрат. Отрезок DB и прямоугольник ECDB выражают величину прибыли, которую может иметь фирма при Q = 6. Убытки фирмы соответствуют площади прямоугольника CFAD, отрезок AD измеряет эти убытки. Общая прибыль фирмы по-прежнему остается отрицательной величиной. В краткосрочном периоде фирма может продолжать производство. Однако в долгосрочном периоде при сохранении прежней рыночной цены и величины средних издержек фирма обанкротится.
В ситуации повышения цены фирма сможет покрыть не только текущие (средние переменные издержки AVC), но и средние издержки в целом (АС), т.е. получать нормальную прибыль (рис. 12.7).
На рис. 12.7 точка A называется точкой нулевой прибыли [ п = (Р- АС), п= 0]. Находясь в этой точке, фирма не получает экономической прибыли. Фирма может принять решение об альтернативном использовании ресурсов. Наконец, возможна ситуация, когда рыночная цена установится выше минимума средних издержек. Это означает возможность получения фирмой экономической прибыли (Р> АС). Однако прибыльное производство станет привлекательным для других фирм, в том числе занятых в других отраслях. В условиях рынка совершенной конкуренции приток производителей в отрасль не ограничен. Вновь прибывшие фирмы, а также действующие в отрасли за счет внедрения новых методов производства значительно расширят объем выпуска продукции, т.е. предложение увеличится. При неизменном спросе рыночная цена в отрасли снизится до точки нулевой экономической прибыли.
При нулевой прибыли нет никаких стимулов для выхода из отрасли, так как фирма получает реальную прибыль на капитал. У других фирм нет стимулов для перехода из одной отрасли в другую, так как все фирмы в отрасли получают нулевую экономическую прибыль. Следовательно, положение фирмы можно считать устойчивым при равенстве рыночной цены и минимальных средних издержек (рис. 12.8):
P = MR = MC = ACmin
Для фирмы совершенной конкуренции в коротком периоде времени существует прямая зависимость объема выпуска продукции от рыночной цены. При этом рыночная цена продукции играет роль независимой переменной, а количество выпускаемой продукции – зависимой переменной. При сложившейся рыночной цене продукции и неизменности прочих факторов производства фирма устанавливает такой объем производства, который позволяет ей либо минимизировать убытки, либо максимизировать прибыль. К прочим факторам в данном случае относятся затраты на производство единицы продукции (АС).
Графически предложение фирмы – совершенного конкурента – можно изобразить в виде отрезка линии предельных издержек, который расположен выше минимальной точки линии средних переменных затрат. Восходящая ветвь кривой предельных издержек – это геометрическое место точек, связывающих функциональной зависимостью рыночную цену продукции и объем ее выпуска.
С увеличением объема выпуска продукции предельные затраты имеют тенденцию к росту, что тождественно убыванию предельного продукта, одновременно с которым убывает и средний продукт. Предельные затраты, достигнув равенства с рыночной ценой продукта, могут возрастать с постоянной скоростью (п=1) или иметь постоянно увеличивающиеся темпы роста (0 <n < 1). Таким образом, для различного уровня цен существуют свои точки равновесия, определяющие на основе предельных издержек объем выпуска продукции (рис. 12.9). Кривая предельных издержек на восходящем участке является одновременно и кривой предложения фирмы.
|
Большинство фирм склонно заниматься производством данного товара по ценам Р2 и P3. Совокупный объем предложения по цене Р2 составит 17 единиц (2 + 6 + 9), по цене Р3 предложение возрастет и составит 23 единицы (4 + 8 + 11). Цена P1 для большинства фирм неприемлема.