На рынке совершенной конкуренции фирма может увеличить общий доход (TR) только путем наращивания объема выпуска продукции. Как бы полно ни осваивало предприятие свои производственные мощности, оно остается незаметным продавцом на рынке данного продукта, не может оказать воздействие на рыночную цену продукции. Поэтому убытки предприятия при наращивании объема выпуска продукции будут постепенно увеличиваться. Каждый предприниматель вынужден сопоставлять, сравнивать общий доход, получаемый фирмой, и общие издержки. В конечном счете фирма будет продолжать производство только в том случае, если производимый товар приносит прибыль.
Допустим, товар продается по цене 500 руб. за единицу. Фирма наращивает объем выпуска продукции. Изменение количества продукции, предлагаемой на продажу, не повлияет на ее цену. Поэтому общую прибыль можно определить путем умножения цены товара на количество проданных единиц (табл. 12.1). Если вычесть общие издержки ТС из общего дохода TR, то получим общую прибыль p (total profit). В соответствии с данными таблицы фирма может получить прибыль при выпуске от 5 до 8 единиц продукции. Самая большая прибыль будет при выпуске 6 единиц продукции.
Таблица 12.1.