По виду хозяйственной деятельности и характеру совершаемых операций выделяют фирмы, производящие материальную продукцию в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, оказывающие коммунальные, информационные, транспортные услуги. Особую нишу занимают фирмы, действующие в финансово-кредитной, страховой, научно-исследовательской сфере.
Наиболее предпочтительными сферами коммерческой деятельности, по опыту стран рыночной системы, являются:
· оказание разнообразных деловых услуг;
· торговля;
· ремонт автомобилей;
· строительство жилья.
В этих сферах быстрее всего можно добиться финансового успеха.
По специализации различают фирмы с продуктовой специализацией (кондитерская фабрика, авиационный завод, молочный комбинат) и фирмы по комплексному использованию сырья (деревообрабатывающий завод).
По степени охвата форм хозяйственной деятельности выделяют многоотраслевые и диверсифицированные компании. Диверсификация – комбинация разноотраслевых компаний, технологически не связанных между собой. Высшей формой диверсификации являются конгломераты – объединения, основанные на проникновении крупных корпораций в отрасли, не имеющие производственной и технологической связи с традиционными сферами головной фирмы. В таком объединении, как правило, невозможно выделить какой-либо вид производства в качестве основного, определяющего его специализацию. Например, американская компания «Интернешнл телефоун энд телеграф» выпускает продукцию широкой номенклатуры. Внутренняя стабильность конгломерата обеспечивается финансовым контролем и управлением.
По количественному критерию выделяют крупный, средний и малый бизнес.
Количественные параметры различных типов предприятий обусловлены их качественными характеристиками, прежде всего типом собственности. Мелкие и мельчайшие предприятия – это обычно индивидуальные фирмы или товарищества с неограниченной ответственностью (партнерства, кооперативы). Средние и крупные фирмы – это чаще всего акционерные общества с ограниченной ответственностью.
Самый распространенный критерий для классификации предприятий по их размерам – численность работников.
В США по числу работающих различают следующие типы фирм:
· наимельчайшие до 10 человек;
· мельчайшие от 11 до 20;
· малые от 21 до 100;
· средние от 101 до 500;
· крупные от 500 человек.
Неизменным следствием классификации фирм по количественному критерию является непрерывное изменение долей различных групп предприятий в их обшей совокупности.
Динамика количественной структуры предприятий обусловлена изменениями в сфере технологий, конкуренции, государственной политики.
Данные о численности работающих сами по себе не позволяют судить о величине предприятия, поскольку не дают представления о его производственном потенциале, поэтому для характеристики размеров фирмы вводится показатель годового оборота капитала. Так, годовой оборот капитала наимельчайших и мельчайших предприятий (мелкотоварное и ремесленное производства) не должен превышать 10 тыс. долл., мелких – 20 тыс. долл., средних – 500 тыс. долл. Если годовой оборот капитала превышает 500 тыс. долл., то такое предприятие считается крупным (данные относятся к структуре предприятий США).
К субъектам малого предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 14.06.1995 № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» относятся коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия государства, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%; доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (человек):
· в промышленности 100;
· в строительстве 100;
· на транспорте 100;
· в сельском хозяйстве 100;
· в научно-технической сфере 60;
· в оптовой торговле 50;
· в розничной торговле и бытовом обслуживании населения 30;
· в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 5 0.
Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности, относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.
В настоящее время в большинстве экономически развитых стран 90-95% от общего количества действующих предприятий – это малые фирмы. Доля продукции малого бизнеса в отдельных странах достигает 60% ВНП. В России доля малого бизнеса в производстве ВНП не превышает 8%.
Мировой опыт свидетельствует о том, что преимущества малого бизнеса позволяют оперативно приспосабливаться к меняющемуся спросу населения, учитывать индивидуальные запросы потребителей.
Предприятия малого бизнеса вносят существенный вклад в развитие научно-технического прогресса. В США так называемые венчурные, т.е. «рисковые» малые предприятия выполняют 50-60% всех научно-технических разработок. Именно эти предприятия сыграли роль генераторов в развитии электроники, кибернетики, информатики. Малый бизнес увеличивает количество рабочих мест. В России создание малых предприятий смягчило проблему безработицы в период структурной перестройки 1990-х гг. На малых предприятиях сейчас занято не менее половины работников бывших государственных предприятий России.
В большинстве развитых стран наблюдается сотрудничество крупного и малого предпринимательства, форма сотрудничества франчайзинг – это система, при которой крупная головная компания предоставляет малому предприятию за плату исключительное право использовать свою торговую марку, при необходимости выделяет кредит на льготных условиях, оказывает различного рода консультационные услуги и т.д. На условиях франчайзинга работают, например, рестораны-закусочные «Макдональдс».
Преимущества малого бизнеса не означают его абсолютную универсальность. Ведущую роль в экономике промышленного развитых стран играют крупные предприятия. В обрабатывающей промышленности США на долю 200 крупнейших фирм приходится около 50% всего капитала и 60% объема продукции.
Крупные предприятия способствуют специализации, привлекают к работе высококвалифицированных специалистов, располагают достаточным капиталом для приобретения дорогостоящего оборудования, для использования современных технологических процессов, компьютеризации управления. Большая фирма имеет значительные преимущества в конкурентной борьбе.
Стратегия реформирования российской экономики в перспективе должна быть направлена на превращение субъектов отношений собственности в реальных собственников и на создание подлинно многосекторной экономики.