Фирмы классифицируются по ряду признаков

По виду хозяйственной деятельности и характеру совершаемых операций выделяют фирмы, производящие материальную продук­цию в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, ока­зывающие коммунальные, информационные, транспортные услуги. Особую нишу занимают фирмы, действующие в финансово-кре­дитной, страховой, научно-исследовательской сфере.

Наиболее предпочтительными сферами коммерческой деятель­ности, по опыту стран рыночной системы, являются:

· оказание разнообразных деловых услуг;

· общественное питание;

· торговля;

· ремонт автомобилей;

· строительство жилья.

В этих сферах быстрее всего можно добиться финансового ус­пеха.

По специализации различают фирмы с продуктовой специали­зацией (кондитерская фабрика, авиационный завод, молочный комбинат) и фирмы по комплексному использованию сырья (де­ревообрабатывающий завод).

По степени охвата форм хозяйственной деятельности выделяют многоотраслевые и диверсифицированные компании. Диверсифи­кация – комбинация разноотраслевых компаний, технологически не связанных между собой. Высшей формой диверсификации яв­ляются конгломераты – объединения, основанные на проникно­вении крупных корпораций в отрасли, не имеющие производствен­ной и технологической связи с традиционными сферами головной фирмы. В таком объединении, как правило, невозможно выделить какой-либо вид производства в качестве основного, определяюще­го его специализацию. Например, американская компания «Интер­нешнл телефоун энд телеграф» выпускает продукцию широкой номенклатуры. Внутренняя стабильность конгломерата обеспе­чивается финансовым контролем и управлением.

По количественному критерию выделяют крупный, средний и малый бизнес.

Количественные параметры различных типов предприятий обусловлены их качественными характеристиками, прежде всего типом собственности. Мелкие и мельчайшие предприятия – это обычно индивидуальные фирмы или товарищества с неограничен­ной ответственностью (партнерства, кооперативы). Средние и круп­ные фирмы – это чаще всего акционерные общества с ограничен­ной ответственностью.

Самый распространенный критерий для классификации пред­приятий по их размерам – численность работников.

В США по числу работающих различают следующие типы фирм:

· наимельчайшие до 10 человек;

· мельчайшие от 11 до 20;

· малые от 21 до 100;

· средние от 101 до 500;

· крупные от 500 человек.

Неизменным следствием классификации фирм по количествен­ному критерию является непрерывное изменение долей различных групп предприятий в их обшей совокупности.

Динамика количественной структуры предприятий обусловле­на изменениями в сфере технологий, конкуренции, государствен­ной политики.

Данные о численности работающих сами по себе не позволяют судить о величине предприятия, поскольку не дают представления о его производственном потенциале, поэтому для характеристики размеров фирмы вводится показатель годового оборота капитала. Так, годовой оборот капитала наимельчайших и мельчайших пред­приятий (мелкотоварное и ремесленное производства) не должен превышать 10 тыс. долл., мелких – 20 тыс. долл., средних – 500 тыс. долл. Если годовой оборот капитала превышает 500 тыс. долл., то такое предприятие считается крупным (данные относятся к струк­туре предприятий США).

К субъектам малого предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 14.06.1995 № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федера­ции» относятся коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия государства, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%; доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпри­нимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предель­ных уровней (человек):

· в промышленности 100;

· в строительстве 100;

· на транспорте 100;

· в сельском хозяйстве 100;

· в научно-технической сфере 60;

· в оптовой торговле 50;

· в розничной торговле и бытовом обслуживании населения 30;

· в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 5 0.

Малые предприятия, осуществляющие несколько видов дея­тельности, относятся к таковым по критериям того вида деятель­ности, доля которого является наибольшей в годовом объеме обо­рота или годовом объеме прибыли.

В настоящее время в большинстве экономически развитых стран 90-95% от общего количества действующих предприятий – это малые фирмы. Доля продукции малого бизнеса в отдельных стра­нах достигает 60% ВНП. В России доля малого бизнеса в производ­стве ВНП не превышает 8%.

Мировой опыт свидетельствует о том, что преимущества мало­го бизнеса позволяют оперативно приспосабливаться к меняюще­муся спросу населения, учитывать индивидуальные запросы потре­бителей.

Предприятия малого бизнеса вносят существенный вклад в развитие научно-технического прогресса. В США так называемые вен­чурные, т.е. «рисковые» малые предприятия выполняют 50-60% всех научно-технических разработок. Именно эти предприятия сыграли роль генераторов в развитии электроники, кибернетики, информатики. Малый бизнес увеличивает количество рабочих мест. В России создание малых предприятий смягчило проблему безработицы в период структурной перестройки 1990-х гг. На малых предприяти­ях сейчас занято не менее половины работников бывших государ­ственных предприятий России.

В большинстве развитых стран наблюдается сотрудничество крупного и малого предпринимательства, форма сотрудничества франчайзинг – это система, при которой крупная головная ком­пания предоставляет малому предприятию за плату исключитель­ное право использовать свою торговую марку, при необходимости выделяет кредит на льготных условиях, оказывает различного рода консультационные услуги и т.д. На условиях франчайзинга работа­ют, например, рестораны-закусочные «Макдональдс».

Преимущества малого бизнеса не означают его абсолютную уни­версальность. Ведущую роль в экономике промышленного развитых стран играют крупные предприятия. В обрабатывающей промыш­ленности США на долю 200 крупнейших фирм приходится около 50% всего капитала и 60% объема продукции.

Крупные предприятия способствуют специализации, привле­кают к работе высококвалифицированных специалистов, распола­гают достаточным капиталом для приобретения дорогостоящего оборудования, для использования современных технологических процессов, компьютеризации управления. Большая фирма имеет значительные преимущества в конкурентной борьбе.

Стратегия реформирования российской экономики в перспек­тиве должна быть направлена на превращение субъектов отноше­ний собственности в реальных собственников и на создание под­линно многосекторной экономики.





Подборка статей по вашей теме: