Существуют отличия в равновесии в коротком и длительном периодах времени. Вспомним, что в долгосрочном периоде фирма может изменять все факторы производства, в том числе расширять производственные мощности, приобретать специализированное оборудование, изготовленное по новейшим технологиям, и т.д. Фирма может изменить профиль предприятия, принять решение о выходе из отрасли. Если фирма остается в отрасли, то она устанавливает такой объем выпуска продукции, при котором можно получить максимальную прибыль. В долгосрочном периоде ни одна из фирм не может работать с убытками.
Условием равновесия фирмы в долгосрочном периоде является равенство рыночной цены данного товара долгосрочным предельным издержкам.
Пересечение линии цены с кривой долгосрочных предельных издержек LMC графически определяет объем производства, позволяющий максимизировать прибыль (Q2). Величину прибыли фирмы в долгосрочном периоде измеряет площадь прямоугольника ALBCFHI. В краткосрочном периоде прибыль значительно меньше (площадь прямоугольника LBCD (рис. 12.11).
|
|
Фирма осуществляет выпуск продукции до тех пор, пока цена на продукцию выше или равна долгосрочным средним издержкам.
Кривая предложения фирмы представлена в диапазоне EF (рис. 12.11). Вступление в отрасль фирм обусловлено возможностью получения экономической прибыли и будет зависеть от соотношения рыночной цены и долгосрочных средних издержек производства фирм, действующих в отрасли. При достижении равенства рыночной цены минимальным средним издержкам фирмы окажутся в состоянии долгосрочного равновесия и не получат экономической прибыли.
Контрольные вопросы
1. Что такое конкуренция? Какие типы конкуренции вы знаете? Каковы требования к чистой конкуренции?
2. Каковы противоречия, достоинства и недостатки конкуренции?
3. Какова причина усиленного рекламирования товаров?
4. Верно ли утверждение, что для максимизации прибыли фирма стремится к увеличению выпуска продукции?
5. При каком объеме выпуска продукции конкурентная фирма достигает оптимального масштаба в долгосрочном периоде?
6. Почему в долгосрочном периоде конкурентная фирма получает нулевую прибыль?
7. Объясните условие максимизации прибыли. Верно ли утверждение, что любая фирма стремится максимизировать свою прибыль?