Под методом понимается совокупность приемов и способов теоретической и практической деятельности людей, разработанных на основе закономерных связей окружающей действительности. Маркетинг как наука о рынке представляет собой систему понятий, знаний, а так же методов их получения и использования в практической деятельности.
В маркетинге используются общенаучные методы, такие как – анализ, синтез, методы сравнения, сопоставления, наблюдения, классификации, эксперимента, экспертного оценивания и другие. Они позволяют:
- накапливать, систематизировать и анализировать как вторичную (полученную от других исследователей и источников), так и первичную (полученную самостоятельно) информацию о рынке, о потребителях, конкурентах, каналах продвижения и сбыта продукции, состоянии окружающей маркетинговой среды и др.;
- синтезировать информацию, моделировать ситуации, прогнозировать изменения, производить экспертную оценку перспективности тех или иных решений и действий, включая стратегию и тактику;
|
|
- экспериментальным путем получать рыночные оценки и искать оптимальные маркетинговые решения;
- в соответствии с полученной информацией изменять практику, планировать и корректировать маркетинговую деятельность, управлять поведением потребителей, воздействовать на восприятие фирмы и выпускаемой ею продукции другими субъектами рынка.
Необходимо отметить, что маркетинг возник на стыке многих областей знаний, следовательно он может использовать методы этих конкретных наук и научных дисциплин, В этой связи в нем активно реализуются методы экономического анализа и моделирования, статистики и социологии, психологии и психофизиологии, математики, дизайна и эстетики и др. Так, например:
- методы статистики, и прежде всего статистические данные государственных органов и организаций – используются для оценки емкости рынка и его сегментов, величины и тенденций изменения спроса и др.;
- методы макро- и микроэкономического анализа – используются для оценки состояния и перспектив развития рынка, возможностей конкурентов, каналов продвижения и продаж, а так же собственных возможностей;
- методы социологии – используются для выявления и анализа позиций конкретных потребительских групп и общественных слоев (контактных аудиторий) по соответствующим маркетинговым вопросам;
- методы психологии и психофизиологии – обычно используются для апробации и повышения действенности рекламных и других приемов и способов формирования спроса, воздействия на восприятие потребителями продукции предприятия, на принятие ими решений в пользу выбора конкретной фирмы;
|
|
- методы теории управления – для осуществления процессов планирования и прогнозирования, контроля, регулирования, стимулирования маркетинговой работы и всей деятельности предприятия, а также поведения взаимодействующих с ним субъектов рынка.
- методы математики и математического анализа – используются для обслуживания процессов достижения указанных целей;
- отдельную группу составляют методы, используемые в процессе сбора первичной информации, заимствованные из социологии и психологии.
Так же в теории и практике маркетинга существует широкий комплекс собственных методик и технологий, присущих именно маркетингу и ориентированных на решение его специфических задач и проблем. Эти методы применяются в отношении различных объектов маркетинга, товарного ассортимента, ценообразования и маркетинговых коммуникаций, распределения и сбыта товаров на рынке. Эта совокупность методов маркетингового анализа и воздействия включает:
- методики сегментации потребителей на рынке;
- технологии позиционирования товаров, составление карт позиционирования;
- методики продвижения, распределения и сбыта, ценообразования и ценовой модификации товаров на рынке;
- методы сбора и анализа маркетинговой информации, а так же технологии проведения маркетинговых исследований;
- методики анализа поведения потребителей;
- методы расчета емкости рынка, доли рынка и рыночного потенциала;
- методики оценки качества и конкурентоспособности товара;
- методики оценки конкурентоспособности предприятия;
- методы и технологии организации коммуникационной политики;
- SWOT -анализ (исследование и оценка сил и слабостей фирмы, ее возможностей и угрожающих факторов);
- матрица BCG, АВС -анализ ассортимента по блокам модификации товаров, отвечающих требованиям различных сегментов рынка, и др.
При использовании любого метода или совокупности методов в маркетинге необходим анализ ситуации, определение характера и направленности воздействия, выбор состава и содержания методов, а так же обеспечение условий для грамотного целенаправленного применения выработанных методов.