Методы маркетинга

Под методом понимается совокупность приемов и способов теоретической и практи­ческой деятельности людей, разработанных на основе закономер­ных связей окружающей действительности. Маркетинг как наука о рынке представляет собой систему понятий, знаний, а так же методов их получения и использования в практической деятельности.

В маркетинге используются общенаучные методы, такие как – анализ, синтез, методы сравнения, сопоставления, наблюдения, классификации, эксперимента, экспертного оценивания и другие. Они позволяют:

- накапливать, систематизировать и анализировать как вторичную (полученную от других исследователей и источников), так и первичную (полученную самостоятельно) информацию о рынке, о потребителях, конкурентах, каналах продвижения и сбыта продукции, состоянии окружающей маркетинговой среды и др.;

- синтезировать информацию, моделировать ситуации, прогнозировать изменения, производить экспертную оценку перспективности тех или иных решений и действий, включая стратегию и тактику;

- экспериментальным путем получать рыночные оценки и искать оптимальные маркетинговые решения;

- в соответствии с полученной информацией изменять практику, планировать и корректировать маркетинговую деятельность, управлять поведением потребителей, воздействовать на восприятие фирмы и выпускаемой ею продукции другими субъектами рынка.

Необходимо отметить, что маркетинг возник на стыке многих областей знаний, следовательно он может использовать методы этих конкретных наук и научных дисциплин, В этой связи в нем активно реализуются методы экономического анализа и моделирования, статистики и социологии, психологии и психофи­зиологии, математики, дизайна и эстетики и др. Так, например:

- методы статистики, и прежде всего статистические данные государственных органов и организаций – используются для оценки емкости рынка и его сегментов, величины и тенденций изменения спроса и др.;

- методы макро- и микроэкономического анализа – используются для оценки состояния и перспектив развития рынка, возможностей конкурентов, каналов продвижения и продаж, а так же собственных возможностей;

- методы социологии – используются для выявления и анализа позиций конкретных потребительских групп и общественных слоев (контактных аудиторий) по соответствующим маркетинговым вопросам;

- методы психологии и психофизиологии – обычно используются для апробации и повышения действенности рекламных и других приемов и способов формирования спроса, воздействия на восприятие потребителями продукции предприятия, на принятие ими решений в пользу выбора конкретной фирмы;

- методы теории управления – для осуществления процессов планирования и прогнозирования, контроля, регулирования, стимулирования маркетинговой работы и всей деятельности предприятия, а также поведения взаимодействующих с ним субъектов рынка.

- методы математики и математического анализа – используются для обслуживания процессов достижения указанных целей;

- отдельную группу составляют методы, используемые в процессе сбора первичной информации, заимствованные из социологии и психологии.

Так же в теории и практике маркетинга существует широкий комплекс собственных методик и техно­логий, присущих именно маркетингу и ориентированных на реше­ние его специфических задач и проблем. Эти методы применяются в отношении различных объектов маркетинга, товарного ассортимента, ценообразования и маркетинговых коммуникаций, распределения и сбыта товаров на рынке. Эта совокупность методов маркетингового анализа и воздействия включает:

- методики сегментации потребителей на рынке;

- технологии позиционирования товаров, составление карт позиционирования;

- методики продвижения, распределения и сбыта, ценообразования и ценовой модификации товаров на рынке;

- методы сбора и анализа маркетинговой информации, а так же технологии проведения маркетинговых исследований;

- методики анализа поведения потребителей;

- методы расчета емкости рынка, доли рынка и рыночного потенциала;

- методики оценки качества и конкурентоспособности товара;

- методики оценки конкурентоспособности предприятия;

- методы и технологии организации коммуникационной политики;

- SWOT -анализ (исследо­вание и оценка сил и слабостей фирмы, ее возможностей и угро­жающих факторов);

- матрица BCG, АВС -анализ ассортимента по блокам модификации то­варов, отвечающих требованиям различных сегментов рынка, и др.

При использовании любого метода или совокупности методов в маркетинге необходим анализ ситуации, определение характера и направленности воздействия, выбор состава и содержания методов, а так же обеспечение условий для грамотного целенаправленного применения выработанных методов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: