Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы этой деятельности, придают ей направленность на достижение определенных целей.
Основные категории:
- потребности – ощущение нехватки чего-либо;
- мотивы – осознанное желание удовлетворить потребность;
- удовлетворение – желаемый результат достижения цели;
- мотивационная структура – совокупность мотивов в действиях человека.
Мотивирование – это процесс воздействия на человека с целью побуждения его к определенным действиям путем формирования в нем определенных мотивов.
Рис.18. Модель процесса мотивации
«Вознаграждаемое поведение повторяется» (Ле Беф). В бизнесе делается только то, что вознаграждается.
Теории мотивации:
1. Ф.У. Тэйлор: высокая заработная плата. «Люди будут сильно мотивированы, если за ростом продуктивности последует обязательное денежное вознаграждение» (исходное положение: «Средний человек глуп, ленив и жаден» (Ф.У. Тэйлор)).
|
|
2. Содержательные теории мотивации:
- теория потребностей А. Маслоу (1943 г.);
- ERG К. Альдерфера (1972 год);
- мотивационной гигиены Ф. Герцберга (1959 год);
- приобретенных потребностей Д. МакКлеланда (1961 год);
- теория «Х» и «У» Д. МакГрегора.
3. Процессные теории мотивации:
- ожидания В. Врума;
- справедливости.
Теория потребностей А. Маслоу: пять базовых потребностей, расположенных в иерархии по отношении друг к другу (лестница):
- физиологические;
- безопасности;
- общения (социальные);
- достижения (самореализация);
- самоактуализация (творчество, духовность, нравственность).
Теория ERG – потребность существования (Е), взаимоотношений (R), роста (G). Отличие – нет иерархии, все потребности существуют одновременно.
Теория мотивационной гигиены (двухфакторная модель Ф.Герцберга) аппелирует к делению мотивов поведения на мотиваторы (достижения, признание заслуг, ответственность, содержательность работы, личный рост) и факторы мотивационной гигиены (гарантии рабочего места, уровень заработной платы, отношения с начальником и коллективом). Факторы гигиены обеспечивают продуктивность работника на уровне 50% от возможной. Чтобы производительность труда была 100%, необходимо использовать мотиваторы.
Теория приобретенных потребностей (Д. МакКлеланд) выделяет три типа ориентаций человека:
- ориентация на власть (вертикальную карьеру);
- ориентация на достижения и личный успех (горизонтальную карьеру);
- ориентация на присоединение.
Теория поведения «Х» и «У» Д. МакГрегора. (без комментариев)
Мотивационная теория ожидания (В. Врум): [(М = (У → Р)*(Р → В)*(В → Ц)]
Теория справедливости Дж. Адамс.
Л. Портер, Э. Лоулер. Успешная работа ведет к получению вознаграждения, которое, в свою очередь, порождает удовлетворенность.