Историко-литературные системы

1. Обращаясь к истории литературы, литературоведение стремится выявить основные закономерности ее развития, которые обусловлены как действием внешних факторов, так и внутренней организацией литературных явлений. Закономерное развитие литературы в ее исторической обусловленности называют историко-литературным процессом.

Какие явления действительности оказывают воздействие на литературный процесс? В числе факторов исторического развития литературы называют характер социально-экономической формации, особенности политической ситуации определенного исторического периода, изменения в представлениях о сущности человека (концепция личности), сдвиги в эстетическом сознании общества (изменение содержания основных эстетических категорий, перестройка художественных норм и вкусов, переоценка художественных ценностей). Эти факторы соподчинены, но также могут и самостоятельно влиять на развитие литературы.

2. В чем же состоит историческое развитие литературы? Для объяснения этого вопроса важное значение имеет понятие о художественном прогрессе. Сама идея художественного прогресса является предметом полемики. Те, кто считает понятие прогресса неприменимым к искусству, приводят два основных аргумента: аргумент первый — шедевры, созданные в далеком прошлом, по своей художественной ценности затмевают многие произведения, созданные в более поздние времена, значит, к художественным ценностям понятие прогресса неприменимо; аргумент второй — в истории искусства полосы художественного расцвета чередуются с полосами творческого застоя и упадка.

Логика тех, кто считает понятие художественного прогресса вполне объективным, такова. Действительно, историческое развитие литературы идет неравномерно. Но в масштабах Большого Времени становится очевидным художественный прогресс, который проявляется в обусловленном развитием гуманистических идей совершенствовании познавательных возможностей искусства, обогащении арсенала средств художественного отображения, накоплении художественных ценностей.

Историческое развитие литературы выражается в совершенствовании ее сторон и функций. Поэтому изучение историко-литературно­го процесса требует исследования взаимодействия методов, жанров и стилей в пределах определенных исторических циклов

3. В целом крупные фазы художественного развития характеризуются в координатах историко-литературных систем, как диахронных, так и синхронных. Диахронные системы характеризуют хронологические масштабы историко-литературного процесса: культурная эра (античность, средневековье, Возрождение, Новое время) художественная эпоха (эпохи классицизма, романтизма, реализма в культуре Нового времени), этап литературного развития (напр., этапы психологического и социологического реализма в 1830-1860-е гг.), историко-литературный период (напр., «сороковые годы» как обозначение периода с 1848 по 1856 гг., период «оттепели» — с середины 1950-х годов по 1965-68 гг.). Синхронныесистемы характеризуют эстетическое художественных образований, возникающих на соответствующих фазах: тип культуры, литературное направление, художественное течение, идейно-эстетический поток, жанровые и стилевые тенденции.

Между диахронными и синхронными системами существуют определенные соответствия. Так, культурная эра порождает определенный тип культуры, представляющий собой целый свод представлений о фундаментальных законах бытия и основанных на этом принципов и норм мироотношения. Например, культура Нового времени, определившаяся на рубеже XVII-XVIII вв., исходила из представления о мире как о Космосе (такие культуры называют классическими); а модернистская культура, оформившаяся в начале ХХ века, исходит из представления о мире как о Хаосе (такие культуры называют неклассическими).

С художественными эпохами соотносимы литературные направления. Литературное направление — это возникающая и существующая в течение определенной эпохи система жанров и стилей, организованная познавательными принципами определенного метода. Например, литературное направление классицизма в России господствовало с 1720-х до 1810-х годов. Наиболее характерны для этого направления жанры — высокая трагедия и сатирическая комедия, ода и сатира, басня. Основные стилевые тенденции в классицизме связаны с четко дифференцированными стилями (высоким, средним и низким), с дидактическим пафосом. В этой жанрово-стилевой системе наиболее отчетливо выражались просветительские идеи, питавшие русский классицизм, в ней эстетически осваивалась просветительская концепция человека и мира.

Столь же специфичны жанрово-стилевые системы направлений романтизма, реализма, символизма, экспрессионизма, соцреализма, постмодернизма и др.

4. Историческое развитие литературы в масштабах эпох и этапов идет как диалектическое взаимодействие литературных направлений. Каждое новое направление отталкивается от своего предшественника, но вместе с тем втягивает в себя его наиболее перспективные художественные открытия. Поэтому жанрово-стилевая система каждого нового направления богаче, чем предшествующая. В ней появляются литературные течения. Принципы классификации (типологии) течений еще не согласованы. Можно полагать, что основные течения в рамках направления представляют собой видоизмененные жанрово-стилевые системы предшествующих направлений, приспособленные к осуществлению познавательных задач нового господствующего метода.

Литература

Лихачев Д. С. Прогрессивные линии развития в истории русской литературы // О прогрессе в литературе / Под ред. А. С. Бушмина. – Л., 1977. С. 50-77.

Лейдерман Н. Л. Теория литературы в старших классах // Филологический класс. № 3. (1998-99). С. 35-39. Или: Об изучении теории литературы в старших классах // Литература в школе. 2000. № 5. С. 104-111.

Дополнительная литература

Аверинцев С. С. Греческая «литература» и ближневосточная «словесность» (Противостояние и встреча двух творческих принципов) // Типология и взаимосвязи литератур древнего мира. – М., 1971.

Каган М. С. Эстетика как философская наука. (Университетский курс лекций). – СПб., 1997. С. 479-484, 496-510.

Смирнов И. П. Мегаистория: к исторической типологии культуры. – М., 2000. С. 11-20.

Теория литературы: в 2-х т. Т.1 / Под ред. Н. Д. Тамарченко. – М., 2004. С. 92-104.

Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. – М., 1977. С. 270-281.

Тюпа В. И. Постсимволизм. (Теоретические очерки русской поэзии ХХ века). – Самара, 1998.

Хализев В. Е. Теория литературы. – М., 2004. Глава 6.

Васильев И. Е. Русский поэтический авангард ХХ века. Екатеринбург, 1999. С. 18-37.

Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания / Под ред. П. А. Гринцера. – М., 1994. С. 3-38.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: