План:
1. Изучение понятие наибольшего и наименьшего значения функции на отрезке
2. Знакомство с алгоритмом вычисления наибольшего и наименьшего значения функции на отрезке.
3. Применение изученного алгоритма при решении задач.
Контрольные вопросы и задачи
1) Найти наибольшее и наименьшее значения функции f (x) = 2 x 3 – 6 x + 5 на отрезке .
Решение. Находим критические точки, принадлежащие :
f¢ (x) = 6 x 2 – 6 = 6(x 2 – 1), 6(x 2 – 1) = 0, x 1 = –1, x 2 = 1.
Вычислим значения функции в этих точках:
f (–1) = 2 × (–1)3 – 6 × (–1) + 5 = 9; f (1) = 2 × 13 – 6 × 1 + 5 = 1.
Вычислим значения функции на концах отрезка:
Таким образом, наибольшее значение данной функции на рассматриваемом отрезке есть f (–1) = 9, а наименьшее
Ответ: f (–1) = 9,
2) Найти наибольшее и наименьшее значения функции f (x) = 5 на отрезке [4; 40].
Решение. Находим критические точки функции, лежащие внутри данного отрезка:
Вычисляем значения функции на концах отрезка и в критической точке: f (4) = 11, f (12) = 13, f (40) = 5. Из полученных значений выбираем наибольшее и наименьшее:
|
|
, .
Ответ: , .
3) Дана функция f (x) = | x 2 – 6 x + 5 |. Найти наибольшее и наименьшее значения функции f на отрезке [2; 6].
Решение. Рассмотрим функцию f на отрезке [2; 6]:
Для нахождения критических точек функции f, непрерывной на [2; 6], нужно найти внутренние точки отрезка [2; 6], в которых производная равна нулю или не существует. Имеем:
В точке x = 5 производная не существует; при x = 3. Итак, критические точки: 3 и 5.
Вычисляем значение функции в критических точках и на концах отрезка: f (2) = 3, f (3) = 4, f (5) = 0, f (6) = 5;
, .
Ответ: , .
4) Найти наибольшее значение функции f (x) = x ln 5 – x ln x на отрезке .
Решение. = ln 5 – ln x – 1 = при . Сравнение значений функции на концах отрезка и в критической точке приводит к сложным вычислениям. Вместо этого проведем исследование функции на монотонность. Учитывая непрерывность функции в точке и тот факт, что при производная положительна, а при отрицательна, приходим к выводу, что на промежутке функция возрастает, а на промежутке убывает. Это и означает, что значение функции в точке является наибольшим из всех значений функции на данном отрезке.
Литература
Основная:
1. Высшая математика для экономистов / под ред. Н.Ш. Кремера. - М.: ЮНИТИ, 2002. - С. 217-224.
2. Замков, О.О. Математические методы в экономике: учебник. / О.О. Замков, А.В. Толстопятенко, Ю.Н. Черемых. - М.:, Изд-во МГУ им. М.В.Ломоносова «ДИС», 1988. - С. 61–64, 70.
3. Ильин, В.А., Высшая математика: учебник / В.А. Ильин, А.В. Куркина. - М.: Проспект, 2009. - С. 258–258.
4. Красс, Математика для экономических специальностей: учебник / М.С. Красс. - М.: ИНФРА-М, 1999. - С. 115–117.
Дополнительная:
1. Баврин, И.И. Математика для гуманитариев: учебник / И.И. Баврин. - М.: Академия, 2011. - С. 101–111.
|
|
2. Математика: Математический анализ. Дифференциальные уравнения. Теория вероятностей. Математическая статистика.: учебно-методическое пособие / Под ред. А.Н. Данчула. - М.: 2004. - С. 20–23.
3. Шипачёв В.С. Высшая математика. Базовый курс: учебное пособие / под ред. А.Н. Тихонова. - М.: Юрайт, 2011. - С. 288-293.