Концепция совершенствования сертификации

1. В подготовленной Госстандартом Концепции намечается переход от собственно сертификации как деятельности, осуществляемой третьей стороной, к более общему контролю безопасности — к оценке и подтверждению соответствия. Последняя предусмат­ривает возможность использования наряду с серти­фикацией оценки соответствия непосредственно из­готовителем (продавцом), т. е. первой стороной, а также комбинации из них.

Сейчас во всех внешних документах Госстандарт переходит от применения термина «сертификация» к понятию «оценка соответствия». Тем более что в Согла­шении ГАТТ (ВТО) о технических барьерах в торговле, а также в международном терминологическом докумен­те ИСО/МЭК 2 использован именно этот термин.

Суть Концепции не столько в гармонизации тер­минологии в области сертификации, сколько в пере­ходе на более гибкие формы оценки соответствия, е переходе от сертификации как единственной формы оценки соответствия к разнообразным формам, включая подтверждение соответствия через деклара­цию о соответствии.

На основе вышеупомянутой Концепции разрабо­тан проект Федерального закона (ФЗ) «О подтверж­дении соответствия продукции и услуг нормативным требованиям». Указанный проект ФЗ обеспечи­вает преемственность положений Закона РФ «О сер­тификации продукции и услуг» и после утверждения предусматривает его замену.

2. Способы оценки и подтверждения предлагается формировать исходя из модульного принципа (по; аналогии с европейскими модулями и с учетом поло­жительного опыта работы по схемам сертификации РФ) и ранжировать по степени «жесткости» — от ис­пользования только декларации поставщика о соответ­ствии до сплошного контроля продукции третьей сто­роной. Согласно проекту ФЗ способы подтверждения соответствия и сформированные из них с учетом степе­ни опасности продукции (услуги) схемы подтвержде­ния соответствия утверждаются Правительством РФ.

3. Система оценки и подтверждения соответствия является одним из механизмов контроля качества и безопасности и потому должна гармонично сочетать­ся с другими формами контроля — государственным контролем и надзором, лицензированием, добро­вольной сертификацией.

Применительно к каждому из трех состояний продукции (процесс создания, реализация, сервисное обслуживание) должны быть определены наиболее эффективные механизмы контроля.

Центр тяжести механизма оценки и подтвержде­ния соответствия должен быть перенесен на стадию создания продукции. Главную роль в обеспечении качества и безопасности на этой стадии должно иг­рать внедрение систем качества.

Для определенных видов продукции, в частности потенциально опасной, эффективным механизмом обеспечения качества и безопасности может стать до­пуск предприятий к производству через лицензирова­ние. Качество и безопасность продукции, обеспечива­емые СК при создании продукции, должны подкреп­ляться СК в организациях, функционирующих на ста­дии реализации и сервисного обслуживания. Допуск организации к оказанию соответствующей услуги так­же должен осуществляться через лицензирование. Уверенность общества в том, что товар не утратил на рынке качество и безопасность, должна обеспечи­ваться государственным надзором и контролем, мест­ным (региональным) надзором и общественным кон­тролем за этим товаром в сфере обращения.

4. Предлагается «снятие избыточности» обяза­тельной сертификации.

В 1998 г. в России около 60—70% товарной продук­ции подлежало обязательной сертификации, в то вре­мя как в странах ЕС обязательному подтверждению со­ответствия подлежит лишь 10—15%. Как уже отме­чалось выше, принято более 20 законов, вводящих обя­зательную сертификацию. При этом во многих случаях отнесение продукции к объекту обязательной сертифи­кации произведено без учета ее потенциальной опас­ности и не оправдано с точки зрения риска общества. Поэтому необходимо сократить номенклатуру продук­ции и услуг, подлежащих обязательной сертификации.

Сокращение номенклатуры намечается проводить за счет включения менее опасных объектов в перечень продукции (услуг), соответствие которых будет под­тверждаться посредством принятия декларации о соот­ветствии.

5. Планируется существенное повышение роли добровольной сертификации (на основе зарубежного опыта). Во многих странах при активной поддержке правительств специально создаются мощные систе­мы добровольной сертификации с высоким автори­тетом как у потребителей, так и у изготовителей.

Очень перспективна добровольная сертификация на соответствие требованиям государственного стан­дарта с лицензированием права простановки знака соответствия государственным стан­дартам в соответствии с ГОСТ Р 1.9—95 «ГСС. Поря­док маркирования продукции и услуг знаком соот­ветствия государственным стандартам». По существу этот Знак — знак качества, которому потребитель привык доверять. Однако до сих пор ГОСТ 1.9—95 (в отличие от своих зарубежных аналогов) не работает. Предстоит найти механизмы, побуждающие изгото­вителя к такой маркировке.

В перспективе будут развиваться региональные си­стемы добровольной сертификации с учетом нужд кон­кретных регионов (подобных действующей системе добровольной сертификации бриллиантов и драго­ценных камней «Уралгемсерт» и др.).

6. Предлагается введение единого знака допуска продукции и услуг на рынке. Этот знак должен выда­ваться с учетом всех требований безопасности, уста­новленных стандартами, СанПиН, СНиП, правила­ми пожарной безопасности и т. д. Применение тако­го «интегрального» знака будет удобно всем покупа­телям, производителям, контролирующим и надзор­ным органам. В проекте ФЗ «О подтверждении соот­ветствия продукции и услуг нормативным требовани­ям» предусмотрены две модификации единого знака доступа на рынок: графическое изображение и код уполномоченного органа по сертификации, если в доказательстве соответствия принимает участие тре­тья сторона; только графическое изображение, если знак применяется на основании декларации о соот­ветствии, представленной поставщиком.

7. Очень актуально и перспективно создание в рамках СНГ региональной системы сертификации с едиными правилами и единым знаком соответствия. Создание единой системы сертификации позволит устранить барьеры при продвижении товаров на тер­ритории стран Содружества.

8. С 1999 г. в стране начинают формироваться наря­ду с системами качества предприятий системы охраны окружающей среды в соответствии со стандартами ИСО 14000. С 1 апреля 1999 г. введена в действие пер­вая группа государственных стандартов на основе ИСО серии 14000. Сертификация этих систем даст обществу и каждому гражданину гарантию сохранения окружаю­щей среды и связанного с ней здоровья. Поскольку иде­ология стандартов ИСО серии 9000 и ИСО серии 14000 одинакова и сертификация на соответствие тем и дру­гим стандартам может происходить на одном и том же предприятии, то, по мнению специалистов, процедуру сертификации по конкретному предприятию целесооб­разно делать единой, т. е. проверять одной комиссией соответствие требованиям обеих серий стандартов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: