Для того чтобы добиться успеха на рынке, фирмы должны активно использовать такой метод, как анализ потребителей. Изучение потребителей товаров имеет определенные особенности, связанные с характеристиками покупателей и спецификой приобретаемой продукции. Существуют общие методические подходы к проведению таких исследований. Наиболее типичные из них следующие:
– сегментация покупателей (потребителей);
– изучение мотивов спроса;
– оценка наиболее общих для данной группы потребителей способов приобретения товара и его использования;
– определение причин, побуждающих приобретать товар;
– оценка изменения причин и тенденций изменения потребностей.
Сегментация рынка – это разделение его на четкие группы (сегменты) покупателей, для каждой из которых могут потребоваться отдельные товары или комплексы маркетинга [9, 10].
Маркетинговая сегментация рынка нацелена на:
– ориентацию исследования на конкретный круг потребителей,
– наилучшее удовлетворение нужд и потребностей конкретных субъектов рынка;
|
|
– подгон товара под мнения и предпочтения возможных покупателей;
– выявление конкурентоспособности товара и его производителей;
– тактическое решение проблем конкурентной борьбы путем перехода в неосвоенный сегмент рынка.
Объектом сегментации могут быть предприятия-конкуренты, посредники, продукция; но в практике им чаще всего являются потребители.
Сегментация рынка по группам потребителей производится в соответствии с факторами (признаками), приведенными в табл. 3 и на рис. 4.
Рис. 4. Признаки сегментации потребителей товаров
потребительского назначения
Таблица 3