Потребительского назначения

Признаки сегментации Наиболее распространённые значения
1. Географический признак
Регион Центральный, Северо-Западный, Центрально-Чер­ноземный, Поволжский, Урал, Сибирь, Дальний Восток и др.)
Административное деление Республика, край, область, район, город
Численность населения (для городов) До 20 тыс. чел.; 20–50 тыс. чел.; 50–100 тыс. чел.; 100–600 тыс. чел.; 600 тыс. чел. –1 млн. чел.; 1–4 млн. чел.; свыше 4 млн. чел.
Плотность населения Город, пригород, сельская местность
Климат Умеренно континентальный, континентальный, арктический, субтропический

Продолжение табл. 3

Признаки сегментации Наиболее распространённые значения
2. Демографический признак
Возраст До 3 лет, 3–5 лет, 6–12 лет, 13–19 лет, 20–34 лет, 35–49 лет, 50–65 лет, свыше 65 лет
Пол Мужской, женский
Семейное положение Молодые одинокие, молодые семейные без детей, молодые семейные с детьми, семейные с детьми, пожилые семейные, пожилые одинокие
Размер семьи 1–2 чел.; 2–3 чел.; 3–4 чел.; 5 и более чел.)
Уровень ежемесячных доходов на одного человека До минимального размера заработной платы; минимальный размер заработной платы; от 2 до 5 размеров минимальной заработной платы; выше 5 размеров минимальной заработной платы и т. д.
Уровень образования Начальное, среднее и неполное сред­нее, среднее специальное, незаконченное высшее, высшее, ученая степень, звание
Религия Православные, мусульмане, католики, протес- танты, буддисты и др.)
Род занятий Рабочие, ИТР, служащие, преподаватели, научные работники, деятели культуры и искус­ства, военнослужащие, работники государственных предприятий, учителя, студенты, домохозяйки и др.
3. Психографические
Социальный статус Неимущие, среднего, выше средне­го, высокого, очень высокого достатка
Стиль жизни Молодежный, спортивный, богемный, элитарный, городской, сельский и др.
Личные качества Индивидуализм, амбициозность, импульсивность, честолюбие, авторитарность, стремление к лидерству, стадный инстинкт, уравновешенность, флегматичность и т. п.)

Окончание табл. 3

Признаки сегментации Наиболее распространённые значения
4. Поведенческие
Степень случайности покупок Приобретение товара но­сит случайный характер, иногда случайный характер, равномер­но спланированный характер
Поиск выгод на рынке Поиск товаров высокого качества, хорошего обслуживания, более низкой цены
Степень нуждаемости в товаре Нужен постоянно, время от времени, иногда, никогда не требуется
Повод для совершения покупки Обыденная покупка, особый случай, никакого повода

По совпадению у определённых групп потребителей нескольких значений переменных можно сделать вывод о наличии определённогосегмента рынка.

Полученная в результате опроса информация используется для составления профиля сегмента потребителей – совокупности характеристик групп потенциальных потребителей, одинаково реагирующих на товар (услугу) и выявления сильных и слабых сторон предприятия по продвижению данного товара на потребительский рынок. Студент в ходе выполнения курсовой работы должен выявить эти сильные и слабые стороны и указать их.

Изучение потребителей ставит перед собой целью выбрать из них самую перспективную группу, чтобы затем основные мар­кетинговые усилия сконцентрировать на наиболее вероятных по­требителях товара. Выявленная ориентация на те 20% покупателей, которые покупают 80% данного товара, по теории ABC Парето считается хорошим результатом в маркетинговой деятельности.

Значение отдельных потребителей для эффективной деятель­ности предприятия различно. АВС-анализ позволяет классифицировать их в соответствии с их значением для фирмы, чтобы объективно определить их важность.

Основа АВС -анализа – характеристика соотношения «сег­мент – эффективность».

ABC-анализ включает:

ранжирование потребителей по степени убывания их в стои­мостном выражении закупок;

расчет кумулятивной эффективности работы с сегментами потребителей;

расчет доли кумулятивной эффективности сегментов;

классификацию сегментов по трем категориям – А, В, С. Критерием классификации является доля эффективности сегмента в сбытовой деятельности: группа А – 50 % от общего объёма реализации, группа В – 30–35 %, группа С – 15–20 %;

– построение графика кумулятивной кривой плотности рас­пределения эффективности потребителей [9, 10].

Пример выполнения АВС- анализа приведён в табл. 4.

В качестве исходных данных для АВС -анализа используются ответы на 7-й (как часто Вы покупаете данный товар?) и
8-й (объём разовой покупки) вопросы анкеты. Вопрос о частоте покупок нам необходим для определения количества покупок товара в месяц (графа 2 табл. 4), и далее для определения годового объёма продаж данного товара в натуральном или стоимостном выражении (графа 4 табл. 4). Годовой объём продаж в натуральных показателях определяем путём перемножения частоты покупок в месяц на объём разовой покупки.

После заполнения табл. 4 строим кривую анализа АВС (рис. 5) для уточнения границ множеств А, В и С.

Таблица 4


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: