Важно различать регулярные и нерегулярные полеты. Согласно ст.6 Чикагской конвенции регулярные воздушные сообщения осуществляются на основании выдаваемых государствами разрешений. Уполномоченные авиапредприятия назначаются в двусторонних соглашениях о воздушном сообщении. Некоторые страны (например, США) дополнительно выдают авиационным предприятиям так называемые «эксплуатационные разрешения», которые содержат список требований, предъявляемых к предприятию для осуществления полетов над их территорией. В 1952 г. Советом ИКАО было принято определение международного регулярного воздушного сообщения, под которым понимается «серия полетов, осуществляемых через воздушного пространство более чем одного государства с целью выполнения за вознаграждение перевозок пассажиров, почты и грузов при условии, что все рейсы открыты для общего пользования, либо с такой частотой и регулярностью, которые составляют систематическую серию рейсов.
Статья 5 Чикагской конвенции 1944 г. предусматривает возможность осуществления нерегулярных полетов на территорию государств, транзитных беспересадочных полетов через его территорию, а также возможность совершения посадок с некоммерческими целями без получения предварительного разрешения. Но так как государства не позволяли свободного осуществления чартерных воздушных сообщений, в 1948 г. Ассамблеей ИКАО было принято решение о национальном регулировании данного вопроса. В настоящее время законодательство большинства стран устанавливает разрешительный порядок пересечения государственной границы в воздухе. Сложилась практика заключения дву- или многосторонних соглашений, устанавливающих порядок нерегулярных полетов. В некоторых странах разрешение может выдаваться в уведомительном порядке (т.н. «диспетчерское разрешение»). Для коммерческих нерегулярных полетов специальное предварительное разрешение необходимо всегда. В Республике Беларусь для осуществления любого чартерного рейса требуется разрешение, выдаваемое органом Единой системы организации воздушного движения Республики Беларусь - управлением Государственного Комитета по авиации, на основании предварительных заявок (Правила использования воздушного пространства Республики Беларусь от 4 ноября 2006г.
Согласно ст. 24 и 27 Закона Республики Беларусь от 21 июля 2008 г. № 419-3 «О Государственной границе Республики Беларусь»1 воздушные суда пересекают Государственную границу по маршрутам зональной навигации, воздушным трассам и местным воздушным линиям или вне их в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. Взлет и посадка воздушных судов при выполнении международных полетов производятся на территории Республики Беларусь в международных аэропортах и на открытых для международных полетов воздушных судов аэродромах, а также на аэродромах, не открытых для международных полетов воздушных судов, по разрешениям Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь или Министерства обороны Республики Беларусь, выдаваемым в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь.
Следует остановиться на градации воздушного пространства. Структура воздушного пространства Республики Беларусь включает зоны, районы и маршруты обслуживания воздушного движения (воздушные трассы, местные воздушные линии), районы аэродромов и аэроузлов, специальные зоны и маршруты полетов воздушных судов, запретные зоны, опасные зоны (районы полигонов, взрывных работ и др.), зоны ограничений полетов воздушных судов и другие элементы.
Статья 9 Чикагской конвенции 1944 г. закрепляет возможность введения зон, запретных для полетов по соображениям военной необходимости или общественной безопасности. Такие зоны, тем не менее, не должны без необходимости создавать препятствий для деятельности гражданской авиации (например, Советом ИКАО в 1952-1953 гг. рассматривался спор, связанный с введением запретных зон, между Индией и Пакистаном, в 1967—1969 гг. — между Великобританией и Испанией). В исключительных случаях государство может ввести запрет на полеты над всей своей территорией при условии, что такой запрет применяется к воздушным судам всех государств, что было сделано США после террористического акта 11 сентября 2001 г.
В суверенном воздушном пространстве государства также обязаны руководствоваться нормами международного права. На них возлагается обязанность по организации воздушного пространства (установление его оптимальной структуры для обеспечения его безопасного и эффективного использования), организация и обслуживание воздушного движения (полетно-информационная или диспетчерская организация воздушного движения, управление полетами воздушных судов, аварийное оповещение) планирование и координация использования воздушного пространства, обеспечение безопасности полетов, борьба с незаконными актами вмешательства в деятельность гражданской авиации, контроль за соблюдением правил полетов, полетно-информационное, консультативное и аэродромно-диспетчерского обслуживание, аварийное оповещение, выполнение международных обязательств, предоставление ИКАО информации о воздушных трассах и линиях полетов, моменте введения и месторасположении запретных зон и др