- В международном воздушном праве действует принцип свободы полетов в воздушном пространстве вне государственных границ. Статус воздушного пространства над открытом морем вытекает из принципа свободы полетов в этой части воздушного пространства (ст. 87(1Ь) Конвенции 1982 г.), который включает:
- право полетов гражданских и военных воздушных судов;
- право государств осуществлять юрисдикцию в отношении
своих воздушных судов и их экипажей;
- право пользоваться аэронавигационными средствами для контроля и управления полетами воздушных судов в целяхобеспечения безопасности полета;
- право вести наблюдения с воздушных судов за обстановкой
на море в интересах военных, научно-исследовательских, промысловых и др. судов;
- право преследования по горячим следам;
- право привлекать воздушные суда для борьбы с пиратством,
работорговлей и иными преступлениями.
Вне государственных границ деятельность гражданской авиации регулируется нормами международного права. Воздушные суда руководствуются правилами приложения 2 к Чикагской конвенции. Они обязаны иметь национальные и регистрационные знаки, иметь на бору всю необходимую документацию, управляться квалифицированным экипажем и быть годными к полётам.
|
|
Запрещается совершать действия, представляющие опасность для других стран (например, приближаться к границам страны без соответствующего предупреждения), установок и сооружений в открытом море, находящихся на них лиц и имущества, воздушных и морских судов иностранных государств. Для расследования такого рода происшествий в 1972 г. между СССР и США было заключено Соглашение о предотвращении инцидентов в открытом море и в воздушном пространстве над ним, согласно которому морские и воздушные суда обязаны принимать меры предосторожности при совершении маневров в открытом море, не предпринимать имитации атак, использовать радио и световые сигналы, обмениваться информацией в случае инцидентов. Рассматривая статус международного воздушйого пространства, следует остановиться на проблеме национальности воздушных судов. Воздушные суда имеют национальность государства регистрации и могут быть зарегистрированы только в одном государстве. Порядок регистрации определяется нормами национального права страны регистрации. В международном воздушном пространстве государства сохраняют юрисдикцию в отношении зарегистрированных в них воздушных судов, их экипажа, а также находящихся на их борту пассажиров, груза и багажа. Так, уголовная юрисдикция Республики Беларусь в отношении преступлений, совершенных на зарегистрированных в ней воздушных судах в открытом воздушном пространстве закрепляется в ст. 5 Уголовного кодекса Республики Беларусь.
|
|
Свою специфику имеет и режим полетов над международными проливами. Для международного воздушного права интерес представляют проливы, используемые для международного судоходства между одной частью открытого моря или исключительной экономической зоны и другой частью открытого моря или исключительной экономической зоны. К таким проливам относятся Черноморские, Балтийские, Гибралтарский, Ла-Манш, Магелланов, Сингапурский и др. В случае если пролив не перекрывается территориальными водами прибрежного государства, в отношении полета над ним действует те же правила, что и над открытым морем. В противном случае воздушные суда могут воспользоваться правом «транзитного пролета», предусмотренного Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г., «единственно с целью непрерывного и быстрого транзита через пролив» (ст. 38(2)). Летательные аппараты при осуществлении права транзитного пролета без промедления следуют над проливом, воздерживаются от угрозы силой или ее применения, равно как от любой деятельности, непосредственно не связанной с транзитом, соблюдают установленные ИКАО правила, постоянно контролируют радиочастоты, выделенные компетентным органом управления воздушным движением, или соответствующие международные частоты, выделенные для передачи сигналов бедствия, соблюдают законы и правила прибрежных государств, относящиеся к транзитному пролету в отношении безопасности судоходства, контроля за загрязнением, погрузки и выгрузки грузов, посадки и высадки лиц и др.
В некоторых случаях (например, над Черноморскими про-лйвами) режим полетов регулируется специальными конвенциями. Так, согласно ст. 23 Конвенции Монтре 1936 г. турецкое правительство предоставляет воздушные маршруты для пролета над Босфором и Дарданеллами с общим предуведомлением о датах для регулярных воздушных сообщений и с предуведомлением за три дня - для эпизодических полетов. Режим полетов над Балтийскими проливами регламентируется в соответствии со сложившимся обычаем свободы полетов.
Схожее международно-правовое регулирование распространяется на полеты в воздушном пространстве архипелаж- ных государств. Государство-архипелаг может устанавливать воздушные коридоры для непрерывного, беспрепятственного и быстрого транзита. Такие коридоры располагаются над традиционными морскими путями либо специально устанавливаются государствами (ст. 53 Конвенции ООН 1982 г.). При архи-пелажном пролете на воздушные суда распространяются те же правила, что и при транзитном пролете в международных проливах.
На полеты в воздушном пространстве над Антарктикой
распространяется режим полетов в международном воздушном пространстве.