Полёты над морем, проливами и архипилажными государствами

- В международном воздушном праве действует принцип свободы полетов в воздушном пространстве вне государственных границ. Статус воздушного пространства над открытом морем вытекает из принципа свободы полетов в этой части воздушного пространства (ст. 87(1Ь) Конвенции 1982 г.), который включает:

- право полетов гражданских и военных воздушных судов;

- право государств осуществлять юрисдикцию в отношении
своих воздушных судов и их экипажей;

- право пользоваться аэронавигационными средствами для кон­троля и управления полетами воздушных судов в целяхобеспечения безопасности полета;

- право вести наблюдения с воздушных судов за обстановкой
на море в интересах военных, научно-исследовательских, промысловых и др. судов;

- право преследования по горячим следам;

- право привлекать воздушные суда для борьбы с пиратством,
работорговлей и иными преступлениями.

Вне государственных границ деятельность гражданской авиа­ции регулируется нормами международного права. Воздушные суда руководствуются правилами приложения 2 к Чикагской конвенции. Они обязаны иметь национальные и регистрационные знаки, иметь на бору всю необходимую документацию, управляться квалифицированным экипажем и быть годными к полётам.

Запрещается совершать действия, представляющие опасность для других стран (например, приближаться к границам стра­ны без соответствующего предупреждения), установок и соору­жений в открытом море, находящихся на них лиц и имуще­ства, воздушных и морских судов иностранных государств. Для расследования такого рода происшествий в 1972 г. между СССР и США было заключено Соглашение о предотвращении инци­дентов в открытом море и в воздушном пространстве над ним, согласно которому морские и воздушные суда обязаны прини­мать меры предосторожности при совершении маневров в от­крытом море, не предпринимать имитации атак, использовать радио и световые сигналы, обмениваться информацией в слу­чае инцидентов. Рассматривая статус международного воздушйого простран­ства, следует остановиться на проблеме национальности воз­душных судов. Воздушные суда имеют национальность госу­дарства регистрации и могут быть зарегистрированы только в одном государстве. Порядок регистрации определяется норма­ми национального права страны регистрации. В международ­ном воздушном пространстве государства сохраняют юрисдик­цию в отношении зарегистрированных в них воздушных судов, их экипажа, а также находящихся на их борту пассажиров, груза и багажа. Так, уголовная юрисдикция Республики Бела­русь в отношении преступлений, совершенных на зарегистри­рованных в ней воздушных судах в открытом воздушном про­странстве закрепляется в ст. 5 Уголовного кодекса Республики Беларусь.

Свою специфику имеет и режим полетов над междуна­родными проливами. Для международного воздушного права интерес представляют проливы, используемые для международ­ного судоходства между одной частью открытого моря или ис­ключительной экономической зоны и другой частью открыто­го моря или исключительной экономической зоны. К таким проливам относятся Черноморские, Балтийские, Гибралтарс­кий, Ла-Манш, Магелланов, Сингапурский и др. В случае если пролив не перекрывается территориальными водами прибрежного государства, в отношении полета над ним действует те же правила, что и над открытым морем. В про­тивном случае воздушные суда могут воспользоваться правом «транзитного пролета», предусмотренного Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г., «единственно с целью непрерывно­го и быстрого транзита через пролив» (ст. 38(2)). Летательные аппараты при осуществлении права транзитного пролета без промедления следуют над проливом, воздерживаются от угрозы силой или ее применения, равно как от любой деятельности, непосредственно не связанной с транзитом, соблюдают уста­новленные ИКАО правила, постоянно контролируют радиочас­тоты, выделенные компетентным органом управления воздуш­ным движением, или соответствующие международные часто­ты, выделенные для передачи сигналов бедствия, соблюдают законы и правила прибрежных государств, относящиеся к тран­зитному пролету в отношении безопасности судоходства, конт­роля за загрязнением, погрузки и выгрузки грузов, посадки и высадки лиц и др.

В некоторых случаях (например, над Черноморскими про-лйвами) режим полетов регулируется специальными конвен­циями. Так, согласно ст. 23 Конвенции Монтре 1936 г. турец­кое правительство предоставляет воздушные маршруты для пролета над Босфором и Дарданеллами с общим предуведом­лением о датах для регулярных воздушных сообщений и с предуведомлением за три дня - для эпизодических полетов. Режим полетов над Балтийскими проливами регламентирует­ся в соответствии со сложившимся обычаем свободы полетов.

Схожее международно-правовое регулирование распростра­няется на полеты в воздушном пространстве архипелаж- ных государств. Государство-архипелаг может устанавливать воздушные коридоры для непрерывного, беспрепятственного и быстрого транзита. Такие коридоры располагаются над тради­ционными морскими путями либо специально устанавливают­ся государствами (ст. 53 Конвенции ООН 1982 г.). При архи-пелажном пролете на воздушные суда распространяются те же правила, что и при транзитном пролете в международных про­ливах.

На полеты в воздушном пространстве над Антарктикой
распространяется режим полетов в международном воздуш­ном пространстве.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: