В настоящее время существует значительное число организаций, занимающихся вопросами международного воздушного права. По кругу участников они могут быть разделены на универсальные (ИКАО) и региональные (Европейская организация по обеспечению безопасности аэронавигации (Евроконтроль), Межгосударственный комитет по авиации и использованию воздушного пространства, Центральноамериканская организация по обслуживанию аэронавигации (КОКЕСНА), Латиноамериканская комиссия гражданской авиации (ЛАКАК)). Важную роль играют неправительственные организации, например, Международная ассоциация воздушного транспорта (И AT А), Международный союз авиационных страховщиков (ИЮАИ), Международное общество авиационной электросвязи (СИТА), Международная ассоциация гражданских аэропортов (ИКАА) и др.1
Особое место занимает Международная организация гражданской авиации (ИКАО), созданная на основании ч. II Чикагской конвенции и начавшая действовать с момента ее вступления в силу 4 апреля 1947 г. Штаб-квартира ИКАО находится в Монреале. В период между подписанием и вступлением в силу Чикагской конвенции действовала Временная международная организация гражданской авиации (ПИКАО), которая приняла окончательный вариант двенадцати приложений к Чикагской конвенции, учредила Аэронавигационный комитет (позднее переименованный в комиссию) и Авиатранспортный комитет, осуществила региональное деление мира для удобства аэронавигации, разработала систему средств связи, метеорологического обеспечения и безопасности для выполнения рейсов над Тихим океаном. После вступления в силу Чикагской конвенции ИКАО продолжила деятельность, начатую ПИКАО.
Основными целями деятельности ИКАО являются:
- обеспечение безопасного и упорядоченного развития между
народной гражданской авиации во всем мире;
- удовлетворение потребности в регулярном, эффективном и
экономичном воздушном транспорте;
обеспечение разумной конкуренции и недискриминации в
отношениях стран-участниц;
- поощрение совершенствования конструирования и эксплуатации гражданских воздушных судов, развития воздушных трасс, аэропортов и аэронавигационных средств;
- обеспечение безопасности полетов.
Представительным органом ИКАО является Ассамблея, сессии которой проводятся не реже одного раза в три года. Чрезвычайные сессии могут проводиться в любое время по требованию Совета или по просьбе любых десяти договаривающихся государств, направленной Генеральному Секретарю. В Ассамблее каждое государство-участник имеет один голос. Только Ассамблея имеет право основывать новые органы, утверждать бюджет и определять финансовые мероприятия, рассматривать предложения о внесении поправок к Конвенции.
Постоянным органом ИКАО является Совет, ответственный за свою деятельность перед Ассамблеей. Совет состоит из 33 членов, избираемых на три года. В Совет входят государства, играющие ведущую роль в воздушном транспорте и государства, предоставляющие среДств8Гббслуживания международной гражданской аэронавигации при обеспечении надлежащего географического представительства. Решения Совета принимаются большинством голосов. Деятельность ИКАО обслуживается Секретариатом, возглавляемым Генеральным Секретарем. В структуру ИКАО входят также Аэронавигационная комиссия, Авиатранспортный комитет, Юридический комитет, Комитет по совместной поддержке аэронавигационного обеспечения, Финансовый комитет, Комитет по незаконному вмешательству в деятельность гражданской авиации.
Европейская конференция гражданской авиации (ЕКАК) учреждена в 1954 г. Ее участниками являются страны Европы и Турция. Штаб-квартира ЕКАК находится в Страсбурге. Деятельность ЕКАК направлена на сбор и анализ статистических данных, систематизацию технических требований к авиационному оборудованию, содействие повышению безопасности международных полетов и др.
Основные органы ЕКАК — Пленарная комиссия (высший орган), Координационный комитет (исполнительный орган), Экономический комитет по регулярному воздушному транспорту, Экономический комитет по нерегулярному воздушному транспорту, Технический комитет, Комитет по упрощению формальностей. Функции административного и технического характера выполняются Европейским региональным бюро ИКАО.
- Европейская организация по обеспечению безопасности аэронавигации (Евроконтролъ) учреждена на основании Конвенции о сотрудничестве в области аэронавигации и особенно в совместной организации обслуживания воздушного движения в верхнем воздушном пространстве Западной Европы в 1960 г. Штаб-квартира находится в Брюсселе. Цели деятельности Евроконтроля:
- Выработка совместной пространства и средств аэронавигации;
- согласование национальных программ обеспечения организации воздушного движения.
Органами Евроконтроля являются Постоянная комиссий по обеспечению безопасности аэронавигации (пленарный орган), Агентство по безопасности аэронавигации (исполнительный орган). Межгосударственный комитет по авиации и использованию воздушного пространства учрежден на основании Соглашения о гражданской авиации и использовании воздушного пространства 1991 г. двенадцатью бывшими республиками СССР. Штаб-квартира находится в Москве.
Целями деятельности комитета являются:
- организация системы международных воздушных сообщений между государствами-участниками с учетом требований ИКАО;
- координация вопросов сертификации, выдачи свидетельств
о подготовке летного состава, свидетельств годности к полетам;
- обмен информацией, регулирование потоков воздушного движения и другие.
Исполнительный орган - Межгосударственный авиационный комитет.
Латиноамериканская комиссия гражданской авиации
(ЛАКАК) учреждена 14 декабря 1973 г. Ее членами могут быть государства Южной и Центральной Америки, включая Панаму и Мексику, а также государства Карибского бассейна.
Деятельность ЛАКАК направлена на координацию сотрудничества стран-участниц в области гражданской авиации, разработку тарифов, сбор и публикацию статистики по авиаперевозкам в регионе. Органами ЛАКАК являются Ассамблея и Исполнительный комитет.
Международная ассоциация воздушного транспорта
(ИАТА) создана в 1945 г. Это неправительственная организация, членами которой являются авиапредприятия. Штаб-квартира ИАТА находится в Монреале.
Уставными целями ИАТА являются:
- содействие развитию безопасного, регулярного и экономичного воздушного транспорта в интересах народов мира;
- поощрение авиационной коммерческой деятельности и изучение связанных с этим проблем.
ИАТА разрабатывает правила применения тарифов, общие условия перевозок, стандарты обслуживания пассажиров и др. Большое значение имеют проводимые ИАТА региональные кон ференции по перевозкам. Основные органы: Общее собрание, Исполнительный комитет и Генеральный директор.
Международная ассоциация гражданских аэропортов
(ИКАА) - неправительственная организация. Она была создана в Париже в 1962 г. как клуб; а впоследствии преобразована в организацию. Членами ИКАА являются гражданские аэропорты. В качестве ассоциированных членов входят учреждения и организации, занимающиеся проектированием и эксплуатацией аэропортов. Почетными членами могут быть физические лица, внесшие значительный вклад в развитие гражданских аэропортов или в деятельность ИКАА.
Целями деятельности организации являются: содействие развитию гражданских аэропортов и сотрудничество между ними, защита их общих интересов. Руководящие органы: Генеральная ассамблея, Административный совет, Исполнительный комитет, Генеральный секретариат.
§ 6. Обеспечение безопасности международной
гражданской авиации
Деятельность по обеспечению безопасности гражданской авиации ведется в двух направлениях: принимаются меры по обеспечению технической безопасности и по борьбе с незаконными актами вмешательства в деятельность гражданской авиации.