Международные организации в области гражданской авиации

В настоящее время существует значительное число органи­заций, занимающихся вопросами международного воздушного права. По кругу участников они могут быть разделены на уни­версальные (ИКАО) и региональные (Европейская организация по обеспечению безопасности аэронавигации (Евроконтроль), Межгосударственный комитет по авиации и использованию воз­душного пространства, Центральноамериканская организация по обслуживанию аэронавигации (КОКЕСНА), Латиноамерикан­ская комиссия гражданской авиации (ЛАКАК)). Важную роль играют неправительственные организации, например, Междуна­родная ассоциация воздушного транспорта (И AT А), Междуна­родный союз авиационных страховщиков (ИЮАИ), Междуна­родное общество авиационной электросвязи (СИТА), Междуна­родная ассоциация гражданских аэропортов (ИКАА) и др.1

Особое место занимает Международная организация граж­данской авиации (ИКАО), созданная на основании ч. II Чи­кагской конвенции и начавшая действовать с момента ее вступ­ления в силу 4 апреля 1947 г. Штаб-квартира ИКАО находит­ся в Монреале. В период между подписанием и вступлением в силу Чикагской конвенции действовала Временная междуна­родная организация гражданской авиации (ПИКАО), которая приняла окончательный вариант двенадцати приложений к Чикагской конвенции, учредила Аэронавигационный комитет (позднее переименованный в комиссию) и Авиатранспортный комитет, осуществила региональное деление мира для удобства аэронавигации, разработала систему средств связи, метеороло­гического обеспечения и безопасности для выполнения рейсов над Тихим океаном. После вступления в силу Чикагской кон­венции ИКАО продолжила деятельность, начатую ПИКАО.

Основными целями деятельности ИКАО являются:

- обеспечение безопасного и упорядоченного развития между­
народной гражданской авиации во всем мире;

- удовлетворение потребности в регулярном, эффективном и
экономичном воздушном транспорте;

обеспечение разумной конкуренции и недискриминации в
отношениях стран-участниц;

- поощрение совершенствования конструирования и эксплуа­тации гражданских воздушных судов, развития воздушных трасс, аэропортов и аэронавигационных средств;

- обеспечение безопасности полетов.

Представительным органом ИКАО является Ассамблея, сессии которой проводятся не реже одного раза в три года. Чрезвычайные сессии могут проводиться в любое время по тре­бованию Совета или по просьбе любых десяти договариваю­щихся государств, направленной Генеральному Секретарю. В Ассамблее каждое государство-участник имеет один голос. Только Ассамблея имеет право основывать новые органы, ут­верждать бюджет и определять финансовые мероприятия, рас­сматривать предложения о внесении поправок к Конвенции.

Постоянным органом ИКАО является Совет, ответствен­ный за свою деятельность перед Ассамблеей. Совет состоит из 33 членов, избираемых на три года. В Совет входят государ­ства, играющие ведущую роль в воздушном транспорте и государства, предоставляющие среДств8Гббслуживания международ­ной гражданской аэронавигации при обеспечении надлежаще­го географического представительства. Решения Совета прини­маются большинством голосов. Деятельность ИКАО обслужи­вается Секретариатом, возглавляемым Генеральным Секрета­рем. В структуру ИКАО входят также Аэронавигационная ко­миссия, Авиатранспортный комитет, Юридический комитет, Комитет по совместной поддержке аэронавигационного обеспе­чения, Финансовый комитет, Комитет по незаконному вмеша­тельству в деятельность гражданской авиации.

Европейская конференция гражданской авиации (ЕКАК) учреждена в 1954 г. Ее участниками являются страны Европы и Турция. Штаб-квартира ЕКАК находится в Страсбурге. Дея­тельность ЕКАК направлена на сбор и анализ статистических данных, систематизацию технических требований к авиацион­ному оборудованию, содействие повышению безопасности меж­дународных полетов и др.

Основные органы ЕКАК — Пленарная комиссия (высший орган), Координационный комитет (исполнительный орган), Экономический комитет по регулярному воздушному транспор­ту, Экономический комитет по нерегулярному воздушному транспорту, Технический комитет, Комитет по упрощению фор­мальностей. Функции административного и технического ха­рактера выполняются Европейским региональным бюро ИКАО.

- Европейская организация по обеспечению безопасности аэронавигации (Евроконтролъ) учреждена на основании Кон­венции о сотрудничестве в области аэронавигации и особенно в совместной организации обслуживания воздушного движения в верхнем воздушном пространстве Западной Европы в 1960 г. Штаб-квартира находится в Брюсселе. Цели деятельности Евроконтроля:

- Выработка совместной пространства и средств аэронавигации;

- согласование национальных программ обеспечения организации воздушного движения.

Органами Евроконтроля являются Постоянная комиссий по обеспечению безопасности аэронавигации (пленарный орган), Аген­тство по безопасности аэронавигации (исполнительный орган). Межгосударственный комитет по авиации и использованию воздушного пространства учрежден на основании Согла­шения о гражданской авиации и использовании воздушного пространства 1991 г. двенадцатью бывшими республиками СССР. Штаб-квартира находится в Москве.

Целями деятельности комитета являются:

- организация системы международных воздушных сообщений между государствами-участниками с учетом требова­ний ИКАО;

- координация вопросов сертификации, выдачи свидетельств
о подготовке летного состава, свидетельств годности к полетам;

- обмен информацией, регулирование потоков воздушного движения и другие.

Исполнительный орган - Межгосударственный авиацион­ный комитет.

Латиноамериканская комиссия гражданской авиации

(ЛАКАК) учреждена 14 декабря 1973 г. Ее членами могут быть государства Южной и Центральной Америки, включая Панаму и Мексику, а также государства Карибского бассейна.

Деятельность ЛАКАК направлена на координацию сотруд­ничества стран-участниц в области гражданской авиации, раз­работку тарифов, сбор и публикацию статистики по авиапере­возкам в регионе. Органами ЛАКАК являются Ассамблея и Исполнительный комитет.

Международная ассоциация воздушного транспорта

(ИАТА) создана в 1945 г. Это неправительственная организа­ция, членами которой являются авиапредприятия. Штаб-квар­тира ИАТА находится в Монреале.

Уставными целями ИАТА являются:

- содействие развитию безопасного, регулярного и экономичного воздушного транспорта в интересах народов мира;

- поощрение авиационной коммерческой деятельности и изучение связанных с этим проблем.

ИАТА разрабатывает правила применения тарифов, общие условия перевозок, стандарты обслуживания пассажиров и др. Большое значение имеют проводимые ИАТА региональные кон ференции по перевозкам. Основные органы: Общее собрание, Исполнительный комитет и Генеральный директор.

Международная ассоциация гражданских аэропортов

(ИКАА) - неправительственная организация. Она была созда­на в Париже в 1962 г. как клуб; а впоследствии преобразована в организацию. Членами ИКАА являются гражданские аэро­порты. В качестве ассоциированных членов входят учрежде­ния и организации, занимающиеся проектированием и эксплу­атацией аэропортов. Почетными членами могут быть физичес­кие лица, внесшие значительный вклад в развитие гражданс­ких аэропортов или в деятельность ИКАА.

Целями деятельности организации являются: содействие развитию гражданских аэропортов и сотрудничество между ними, защита их общих интересов. Руководящие органы: Генераль­ная ассамблея, Административный совет, Исполнительный комитет, Генеральный секретариат.

§ 6. Обеспечение безопасности международной
гражданской авиации

Деятельность по обеспечению безопасности гражданской авиации ведется в двух направлениях: принимаются меры по обеспечению технической безопасности и по борьбе с незакон­ными актами вмешательства в деятельность гражданской авиа­ции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: