Основные вопросы темы:
1. Определение маркетинга.
2. Определение “маркетинговой смеси” – “четыре Р” – товар, цена, продвижение, место (сбыт).
3. Методы стимулирования сбыта.
4. Товарная политика, ценовая политика, политика сбыта, кадровая политика.
“ Маркетинг - процесс выбора ассортимента, политики ценообразования, каналов распределения, продвижения товара с тем, чтобы удовлетворить потребности клиентов и получить свою прибыль”.
На языке маркетинга четыре элемента – товар, цена, продвижение, место и сбыт (получившие название “четыре Р”, или “маркетинговая смесь”) – образуют комплекс инструментов маркетинговой политики.
1. Товар (Product) – это то, что мы предлагаем: наш товар, услуга или другие предложения, а также предпродажное и послепродажное обслуживание, например услуга по доставке или консультирование в аптеке по поводу приёма препарата.
2. Цена (Price)- это плата, которую мы запрашиваем: наши издержки, гонорар или зарплата и другие расходы, которые потребителю приходится оплачивать.
|
|
3. Продвижение (Promotion)- это то, как мы общаемся с потребителем: формируем осведомлённость о нашем предложении, а затем и заинтересованность в нём. Это – ваш персонал, работающий в зале обслуживания населения, реклама, стимулирование продаж, выставки, имидж аптеки.
Реклама – это средство коммуникации с нашими покупателями, которое позволяет им узнать о предлагаемых услугах и товарах, вызвать интерес к ним и желание действовать – делать покупки.
Стимулирование сбыта – это мероприятия, ускоряющие и облегчающие приобретение товара.
Назначение мероприятий Public Relations (PR) – неценовая конкуренция, имеющая целью формирования управляемого имиджа товаров или услуг, самой фирмы, личности, моды, идеологии. Синонимы слова “имидж” – образ, репутация, фирменный стиль, представление о вас, мнение общественности. Мероприятия PR – это система согласованных акций, направленных на клиентов, потенциальных клиентов, партнёров и власти.
Чёткой границы между PR и рекламой не существует – они используют сходные средства и дополняют друг друга.
4. Место и сбыт (Place) – как, когда и куда мы поставляем наш товар и услугу в зависимости от спроса потребителя. Например, торгуем ли мы только в аптеке или создаём киоски.
Товарная политика адаптирует ассортимент к потребностям потребителя, предлагает лучшие способы размещения и выкладки товаров, подбирает оптимальное их количество. Совершенствование дизайна упаковки товара с целью увеличения спроса также входит в функции мерчандайзинга на уровне товара. В отношении ценовой политики мерчандайзинг в первую очередь обеспечивает создание привлекательных финансовых и логистических условий для сбыта. При проведении политики сбыта продукции мерчандайзинг имеет ключевое значение для повышения лояльности покупателей к розничной точке через выбор места, планировку аптеки, дизайн помещения, выбор оборудования и планирование торговых секций, а также поддержание и учёт запасов товаров. К кадровой политике в рамках мерчандайзинга относятся подбор и обучение персонала с целью улучшения качества сервиса в аптеке. Мерчандайзинг активно задействован в системе маркетинговых коммуникаций, который включает в себя эффективное использование рекламных материалов и проведение специальных акций (демонстрации, купоны, конкурсы и другие).
|
|
Суммировать всё вышесказанное можно следующим образом: три основные принципа лежат в основе концепции практического мерчандайзинга товаров: запас, расположение и презентация.
Если мы поразмыслим об определениях ещё раз, то обнаружим общие – получение прибыли ЧЕРЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ ПОТРЕБИТЕЛЯ. То есть маркетинг в аптеке должен быть исключительно клиентоориентированный. И тогда сразу всё встаёт на свои места. И прибыль можно получать, и рекламой заниматься, и правила активных продаж использовать – но только выявляя и удовлетворяя потребности наших покупателей. Если мы поставим посетителя аптеки “во главу угла”, то и все наши действия будут направлены на посетителя аптеки.