Принцип кооперации. Постулаты речевого общения

Автор предлагаемой теории – американский исследователь Г.П. Грайс. Говорящие (собеседники) стремятся к достижению цели общения. Исходя из этого коммуникативный (сообщительный) вклад говорящего на каждом шаге диалога должен соответствовать цели общения. Это - 2 принцип кооперации. На этом принципе основаны постулаты речевого общения.

1. КАТЕГОРИИ КОЛИЧЕСТВА:

* Говорение больше, чем требуется;

* говорение меньше, чем требуется;

2. КАТЕГОРИЯ КАЧЕСТВА:

* Не говори того, что считаешь ложным;

* Не говори того, для чего не имеешь основания;

3. КАТЕГОРИЯ ОТНОШЕНИЯ:

* Не отклоняйся от темы;

4. КАТЕГОРИЯ СПОСОБА:

* Выражайся понятно;

* Выражайся однозначно;

* Будь краток (лаконичен);

* Будь организован.;

* Подобные требования к речи близки к прежней риторике;

* Недостаток их в том, что они не имеют строгого основания и не могут быть исчерпаны.

Круг вопросов, связанных с адресатом речи.

Прагматические пресуппозоции.

Адресат обладает определенным словарным запасом (тезаурус). Речь понятна, если содержит только известные адресату слова.

Предположения о словарном запасе, осведомленности, эмоциональном состоянии интересовавшие возможных реакциях адресата учитывается и оказывают влияние на отбор слов, формулировку фраз и т.д.

Если подобные предложения не верны, то речь не во всем понятна.

Смысловые компоненты речи, учитывающие состояние говорящего, т.е. компоненты без которых речь не понятна, называется «2пресуппозиция».

Дейктические (указательные) слова и категории.

ДЕЙКСИС (греч) - прямое указание языковым знаком на объект.

Основное свойство дейктических знаков и категорий в том, что не поддаются описательному толкованию вне контекста: они ситуативно связаны. Все имена собственные являются дейктическими словами, пространственные и временные наречия.

Дейктическими категориями являются:

* время (указывает на момент относительно произвольно выбранной точки отсчета);

* лицо (указывает на роль действующего лица в общении);

Все дейктические элементы указывают на место время или лицо ситуации.

Теория референции.

РЕФЕРЕНЦИЯ - это отнесенность включенных в речь имен и именных групп к объектам действительности (референтам).

Референция имени, т.е. отнесенность к объекту действительности, может быть:

* определенная (индентифицирущая) карандаш упал;

* неопределенная дайте мне карандаш;

* интродуктивная (внутрь смотрящая), т.е. объект речи интерпретирован через сведения о говорящем карандаш, который мне подарили.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: