Система наук об организации

  НАУЧНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ   ИЗУЧАЕМЫЕ АСПЕКТЫ
Теория организации Сущность, типы, цели, миссия, среда Структуры, коммуникации Механизмы функционирования Адаптация, проектирование Динамика организации
Теория управления Субъекты и объекты управления, руководство Стимулирование и мотивация Принятие и реализация решений Подготовка и компетентность руководителей Линейное и функциональное управление
Психология Обучение, тренировка, оценка действий Мотивация, удовлетворенность работой Личность, восприятие, форма поведения Отношение к труду
Социология Групповая динамика Нормы, роли, статус, власть Конфликты, социализация Организационная культура
Социальная психология Изменение поведения Изменение позиции Групповые процессы
Антропология Сравнительные ценности Сравнительные нормы Сравнительные позиции Этнические особенности
Экономические науки Рыночные отношения Эффективность, регулирование Экономическая стратегия
Юридические науки Законодательная регламентация Правила и нормативы Ответственность, санкции
Информатика Информационные потоки Обоснование решений Информационные технологии Телекоммуникации

Вклад в развитие организационной науки. В разные исторические эпохи в становление и развитие организационной науки и ее теории свой вклад внесли:

· философы различных философских школ: Аристотель, Платон, Б. Спиноза, Э. де Кодильяк, Г. Лейбниц, Ш. Монтескье, Д. Дидро, И.Кант, К. Сен-Симон, Г. Спенсер и др.;

· выдающиеся государственные и общественные деятели, а также военачальники разных стран и народов;

· удачливые бизнесмены – творческие личности из среды предпринимателей, промышленников и коммерсантов, показавшие на своем опыте, как надо вести дело;

· пионеры научного подхода к управлению предприятиями, представители классической школы менеджмента: Ф. Тейлор, Ф. Джильберг, А. Файоль, Г. Эмерсон, Г. Гант, Г.Черч и др.;

· инженеры – специалисты в области механики, строительства, электроники, технологии и организации производства: Г. Форд, К. Адамецки, Т. Уотсон, А. Слоун, А. Морита, Л. Яккока и др.;

· ученые в области общественных наук, социологии и права: Э. Дюркгейм, М.Вебер, Г. Тард, Э. Мэйо, Э. Голднер, М. Мартиндейл, Т. Парсонс, П. Блау и др.;

· ученые в области естественных наук: К. Линней, Р. Бойль, А. Лаувазье, Ч. Дарвин, В. Освальд, А. Эйнштейн, Н. Бор, У. Кеннон, Э. Шредингер, Г. Селье, Г. Хаген, Дж. Карери, И. Пригожин и др.;

· ученые - основатели кибернетики как общей науки об управлении и связи в обществе, живом организме и техническом устройстве: Н. Винер, К. Шеннон, П. Косса, У. Эшби, С. Бир и др.;

· ученые в области систем и системного анализа: Л. Фон Берталанфи, К. Боулдинг, Э. Квейд, В. Кинг, Д. Клиланд, С. Оптнер, Р. Акофф и др.;

· ученые в области организационно-управленческих наук: Г. Дэттон, Г. Хопф, Д. Мак-Грегор, Д. Марч, Г. Саймон, Дж. Муни, Р. Лайкерт, К. Левин, Г. Минцберг, В. Беннис, Ф. Селзник, П. Друкер, Я. Зеленевский, А. Этциони и др.

Таким образом, источниками формирования теоретического знания в области организации служили:

· аккумулирование того ценного, что дает практический опыт организаторской деятельности на разных уровнях организации социальных систем;

· достижения в смежных областях научного знания, особенно биологии и социологии, существенно продвинувшие понимание социальной организации;

· обобщение результатов исследований и разработок, проводившихся по собственно организационной и организационно-управленческой тематике.

Приведенные по группам списки персоналий далеко не полны, но они наглядно показывают, какие известные и замечательные люди причастны к возникновению организационной науки.

Наши соотечественники внесли также немалую лепту в развитие организаторской мысли и представлений об общих закономерностях организации. Вот некоторые из них.

А.Ф. Дерябин – инженер, управляющий, крупнейший организатор производства, чьи труды на десятилетия предопределили правовой порядок управления российской тяжелой промышленностью.

М.М. Сперанский – государственный деятель, ученый-энциклопедист, разработчик проектов реорганизации государственного устройства, организации управления административно-территориальными единицами (губерниями, уездами, волостями), первый российский системщик, осуществивший систематизацию законодательных актов в Свод законов, сформулировал также правила организации управления, критерии порядка в обществе и др.

В.П. Безобразов – ученый – экономист, занимался проблемами повышения эффективности функционирования производственно-хозяйственных организаций, теорией предприятия, физиологией общества и др.

Д.И. Менделеев – выдающийся химик, знаменит своей Периодической системой элементов, построенной на основе выведенных закономерностей организации простого вещества.

С.И. Мальцов – предприниматель, сумевший реализовать идею гармоничной организации полиотраслевого (диверсифицированного) хозяйства (территориально-производственного комплекса) на принадлежащих ему землях (в мальцевском заводском округе, с десятками размещенных на нем предприятий разного профиля, с информационными и транспортными коммуникациями и другими объектами производственной и социальной инфраструктуры).

Е.С. Федоров – ученый – кристаллограф, установил, несмотря на огромное разнообразие способных к кристаллизации веществ, существует предельное количество их организационных форм (равное 230), подчиняющихся законам построения кристаллической решетки.

К.А. Скальковский – горный инженер и эксперт, директор Горного департамента, тайный советник, писатель-публицист и предприниматель, высказал ряд ценных суждений по вопросам организации хозяйства и управления.

А.Н. Фролов – инженер-железнодорожник, занимался вопросами организации российского железнодорожного транспорта, анализом факторов повышения эффективности его эксплуатации и управления.

Н.А. Рожков – историк, статистик, экономист, изучил аналогии в организации физических, биологических и социальных систем, сформулировал законы статики и динамики социальной организации.

И.А. Семенов – инженер-технолог, изобретатель, построивший машиностроительный завод и оснастивший его современным оборудованием, а главное, сумевший так организовать дело, что предприятие стало образцовым, благодаря чему заводские изделия неизменно награждались на всех престижных международных выставках, а наукоемкая продукция экспортировалась во все развитые страны; основал также в С.-Петербургском политехническом институте кафедру организации заводского хозяйства, которой заведовал и где параллельно с предпринимательской деятельностью преподавал.

А.И. Каминка – ученый – юрист, исследовал и разрабатывал вопросы правового статуса организационных форм коммерческих предприятий.

П.А. Сорокин – крупнейший представитель социологической мысли, занимался анализом факторов, влияющих на организацию общества и развитие цивилизаций, выдвинул идею организации Мирового правительства, обосновав при этом принципы организации его деятельности, в том числе меры воздействия на государство-агрессора, которая была реализована через 28 лет учреждением в 1945 г. ООН.

В.М. Бехтерев – невропатолог и психиатр, исследовал также проблемы социальной организации, результатом чего явилось выведение 23 законов коллективной рефлексологии, управляющих поведением организованных групп.

В.И. Вернадский – геохимик и эколог, раздвинувший представление о планетарной, в масштабах Земли, материи.

О.И. Шмальгаузен – ученый-биолог, исследовавший закономерности организации крестьянского хозяйства.

А.В. Чаянов – ученый-аграрник, широко известный своими разработками вопросов организации крестьянского хозяйства.

Н.С. Лавров – ученый, разрабатывавший вопросы организации производственных процессов и управления ими.

К.Э. Циолковский – ученый, отец космонавтики, занимался также исследованием проблем общественной организации человечества.

Выдающаяся роль в становлении организационной науки как обособленной отрасли знания принадлежит А.А. Богданову (Малиновскому) – мыслителю, врачу, экономисту. В фундаментальной работе «Тектология. Всеобщая организационная наука», написанной в 1912 г., он пытался отыскать универсальные принципы организации, присущие и живой, и неживой природе.

Еще одним лидером отечественной науки управления и НОТ в начале прошлого века является А.К. Гастев – экономист, социолог, активный деятель революционного и рабочего движения в России. С 1921 по 1938 гг. возглавлял Центральный институт труда (ЦИТ) в Москве. Основная заслуга Гастева заключается в разработке теоретической и экспериментальных идей новой науки – социальной инженерии («социального инженеризма»), соединявшей в себе методы естественных наук, социологии, психологии и педагогики. Под его руководством на десятках предприятий внедрялись инновационные методы организации труда и производства, по методикам ЦИТа подготовлено более 500 тыс. квалифицированных рабочих, тысячи консультантов по управлению и НОТ. Значителен его вклад в разработку идей кибернетики и общей теории систем.

В 20-30-е гг. ХХ столетия вышел в свет ряд оригинальных работ по организационной тематике. Это работы С.С. Чахотина, поставившего перед собой цель дать современной науке общее представление о рациональной организации и показать на нескольких конкретных примерах, взятых из разных областей человеческой деятельности, что основные принципы этой практической науки применимы повсюду, и предлагавшего использовать принципы и методы организации для политики, администрации, производства и торговли.

Необходимо также назвать и таких авторов, как Л.А. Бызов, занимавшийся вопросами организации и рационализации процессов в учреждениях; П.М. Керженцев, разработавший элементарные принципы организаторской деятельности, изучение которых служило профилактикой проявлений организационной безграмотности, а также Н.А. Витке, М.И. Васильева, Е.Ф. Розмировича, К. Ситникова и многих др.

Но вскоре за всплеском новых организационно-управленческих идей и методических разработок последовал период депрессии и упадка. Научные методы мешали становлению культа личности, волюнтаристскому руководству страной и ее народным хозяйством.

Организационно-управленческие разработки в советское время, первоначально обозначавшиеся аббревиатурой НОТ (научная организация труда), характеризуются следующим образом. В 20-е годы велись и общетеоретические и прикладные исследования. В 30-50-е годы, в условиях безраздельного господства административного «культа» не могло быть и речи о проведении объективных исторических исследований. Имена крупных представителей движения НОТ были преданы полному забвению. В конце 50-х и в 60-е годы была сделана попытка демонтажа административного механизма, начал пробуждаться интерес к истории НОТ. В 70-е годы, хотя и произносилось немало правильных слов о необходимости всемерного развития НОТ, на деле научные рекомендации по рационализации организационно-управленческой сферы, как правило, подвергались существенной критике либо вовсе отвергались, ибо по своей сути были чужеродны командно-силовым методам руководства. Вследствие этого современным специалистам и ученым в области организационно-управленческих наук до сих пор не вполне ясны вехи в развитии общей организационной теории и причастные к ним личности в нашей стране.

Развитие организационной теории на рубеже XX – XXI веков. Особое значение для современной управленческой науки имеет послевоенный период развития экономики и общества.

Научно-технический процесс и колоссальная концентрация научного и производственного потенциала в послевоенный период привели к реструктуризации мировой экономики. Заметную роль в ней стали играть отрасли, непосредственно удовлетворяющие потребности людей, а также отрасли, основанные на прогрессивных технологиях. Послевоенное производство вначале в большей мере ориентировалось на удовлетворение массовых потребностей, а по мере их насыщения – на специализированные запросы и небольшие по емкости рынки. Отсюда невиданный рост предпринимательских структур, образование большого числа малых и средних предприятий, усложнение системы связей между организациями. Жизнеспособность бизнеса стала определяться его гибкостью, динамичностью, и адаптивностью к требованиям окружающей среды. Ученые и специалисты в области менеджмента стали активно разрабатывать идеи открытости организаций как систем, активно взаимодействующих с окружающей средой, появились школы научные направления, обосновывающие новые теоретические подходы к управлению организацией. Среди них отметим теории принятия решений и количественного подхода (начало разработок – 1950-60-е годы); ситуационный подход (1960-е годы); теории стратегии (1970-е годы); инноваций и лидерства (1980-90-е годы). Несмотря на их различия, все эти теоретические подходы объединяет, по мнению З.П. Румянцевой[1], тот факт, что они рассматривают организации как открытые системы со следующими характерными чертами:

§ предприятие – это «открытая» система, рассматриваемая в единстве факторов внутренней и внешней среды;

§ предприятие ориентируется не на объем выпуска, а на качество продукции и услуг, на удовлетворение потребителей;

§ ситуационный подход к управлению, признание важности быстроты и адекватности реакции, обеспечивающих адаптацию к условиям существования фирмы, при которых рационализация производства становится второстепенной;

§ главный источник прибыли – люди, обладающие знаниями, и условия для реализации их потенциала;

§ система управления ориентируется на повышение роли организационной культуры и нововведений, на мотивацию работников и новый стиль управления.

Конечно, эта новая парадигма управления сформировалась не сразу, на ее обоснование потребовалось время, но в целом она характеризует современные представления об организациях, их месте в мире и об эффективных подходах к построению систем управления.

В центре современных взглядов на менеджмент находится проблема гибкости и адаптивности (адаптивность – это такая форма развития организации, которая позволяет сохранять ее функции путем гибкого приспособления к новым условиям) к постоянным изменениям внешней среды, которые нередко диктуют стратегию и тактику организаций.

Важный элемент современной парадигмы управления – признание социальной ответственности менеджмента как перед обществом в целом, так и перед людьми, работающими в организации.

Поскольку политика ориентации работы исключительно на рост дивидендов для акционеров не принесла плодов, поэтому была предложена некая серединная линия поведения, учитывающая, что успехи компаний зависят также от связи с работающими и клиентами. Менеджеры должны заботиться о своей репутации социальных защитников в той же мере, как и о рынке своей продукции. Компании не должны обеспечивать своим работникам пожизненного найма, но имеют перед ними обязательства по обучению, которое повышает шансы найти работу на новом месте в случае увольнения.

Новые подходы к управлению организациями в Российской Федерации. Концепция управления, определявшая развитие теории и практики управления социалистическим производством в течение 70-ти лет, сформировалась под воздействием марксистской парадигмы экономического развития. В ней критерием социальной ориентации экономики было всестороннее развитие личности. Экономическим фундаментом справедливого распределения по результатам труда выступала общественная собственность на средства производства. План становился главным регулятором производства.

Интерпретация этой парадигмы в процессе построения социализма привела к созданию политизированной экономической теории, обосновавшей необходимость концентрации производства, его монополизацию на государственных предприятиях, закрытость народнохозяйственного комплекса страны. В соответствии с этим управленческая наука концентрировала внимание на:

§ формировании принципов централизованного управления;

§ разработке методов прямого управления предприятиями со стороны государства;

§ обосновании приоритета народнохозяйственных интересов;

§ определении границ и содержания хозяйственной самостоятельности предприятий;

§ формировании оптимальной системы распределения и связей между предприятиями.

В то же время управление экономикой строилось по типу одной большой фабрики с подразделениями и филиалами по всей огромной территории страны. Это неизбежно приводило к бюрократизации и усиливало командно-административный характер системы управления, в конечном счете - снижало эффективность развития.

Крутой поворот в истории развития нашей страны от социалистического хозяйства к экономике рыночно-предпринимательского типа означает в то же время необходимость разработки новых подходов и взглядов на систему управления. Реформы, проводимые в нашей стране, позволяют постепенно, наряду с решением социальных и экономических проблем, интегрировать народное хозяйство РФ в мировую экономику и занять в ней конкурентоспособное место. Для этого должны быть соблюдены, по крайней мере, два условия:

1) реформы должны учитывать цели реформирования, особенности предшествующего развития и современное состояние экономики и управления;

2) в их основу должно быть положено фундаментальное знание принципов и механизмов управления, принятых в мировом сообществе.

Основные положения новой парадигмы управления организацией, сформулированной для переходных условий Российской Федерации, заключаются в следующем.

Децентрализация системы управления, проводимая в процессе реформирования, не предполагает полного отказа от государственного регулирования социально-экономических процессов, протекающих на уровне организаций и предприятий. Движение к рынку – этот сложный процесс, непременным и активным участником которого должно быть государство. Рынок не способен решить многих проблем, связанных с нуждами всего общества, социальным единством страны. Проведением фундаментальных научных исследований, долгосрочных целевых программ и т.д.

Государственное управление в настоящее время понимается как сфера практической деятельности по решению проблем государственной организации и регулирования общественной жизни. Роль государства состоит в том, что оно должно устанавливать и охранять общие правила функционирования рынка, используя законодательство, государственные заказы, лицензирование экспорта и импорта, установление кредитных ставок, различные формы стимулирования и контроля рационального использования природных ресурсов и т.п.

На государство возлагается задача внерыночных зон хозяйствования. Здесь в первую очередь имеются в виду: экологическая безопасность, перераспределение доходов, ликвидация структурных и региональных диспропорций, развитие эффективных международных экономических отношений. Именно таким путем государство регулирует спрос и предложение на макроуровне, не ограничивая действие механизма саморегулирования на уровне организаций.

Роль государства по отношению к отечественным предприятиям и зарубежному бизнесу должна быть разной.

Роль государственных органов должна меняться на протяжении всего переходного периода: от значительной в начале до минимально необходимой в конце. Различны будут и формы государственного воздействия: в них будет увеличиваться доля таких «мягких» инструментов регулирования как налоговая, кредитная, амортизационная, тарифная политика.

Переход к полицентрической системе хозяйствования должен обеспечить повышение роли самоуправления на всех уровнях. Центры хозяйствования все больше перемещаются в регионы, экономическая самостоятельность которых в переходный период должна расти. С одной стороны, это приводит к увеличению количества и сложности задач, решаемых в регионах, с другой – существенно повышает роль координации общих усилий на уровне управления народным хозяйством в целом. Только так обеспечивается управляемость экономики страны в целом.

Важным положением новой парадигмы является установка на сочетание рыночных и административных методов управления предприятиями государственного сектора. Государственный сектор экономики сокращается за счет расширения сферы рыночного предпринимательства, приватизации и акционирования. Однако на его долю приходится существенная часть внутреннего валового продукта страны, что повышает значение эффективного хозяйствования. Оно достигается на базе комбинирования рыночных и административных методов.

Концепция управления организациями негосударственного сектора как открытыми, социально ориентированными системами означает решительный поворот к рынку и потребителю. Каждая организация, функционирующая в рыночной среде, должна самостоятельно решать вопросы не только внутренней организации, но и всей совокупности связей с внешней средой. Одним из важнейших факторов развития предприятий является их конкурентоспособность, для достижения которой надо существенно расширить выполняемые функции управления. Маркетинговые исследования, расширение внешнеэкономических связей, привлечение иностранного капитала, налаживание коммуникаций – далеко не полный перечень задач, которые раньше решали министерства и ведомства, а теперь стоят в ряду важнейших перед менеджментом предприятий. Социальная ориентация организаций означает, что наряду с экономической функцией они несут огромную социальную ответственность перед обществом (удовлетворение его потребностей в товарах и услугах), регионами, населением (экологическая безопасность, создание рабочих мест и т.п.) и трудовыми коллективами (повышение качества трудовой жизни).

Тема 2. Организация как система. Виды и типы организационных систем

Основой теории организации является теория систем. Под системой в общем случае принято понимать совокупность взаимосвязанных (взаимовлияющих, взаимодействующих) элементов (частей), формирующих целостное образование.

Мир систем чрезвычайно многообразен, и они отличаются друг от друга, прежде всего:

· природой – физические, химические, биологические, социальные, экономические, технические и др.;

· субстанционной основой – идеальные (информационные, абстрактные) и материальные (физические, предметно осязаемые);

· происхождением – естественные (возникающие спонтанно в ходе эволюции материи и энергии Вселенной) и искусственные (являющиеся продуктом человеческой деятельности);

· предсказуемостью поведения – детерминированные (связь выхода со входом причинно обусловленная или функциональная) и стохастические (связь входа с выходом вероятностная);

· чувствительностью к внешнему воздействию – открытые и замкнутые (понятие замкнутости условно: в действительности все реально существующие системы являются, в той или иной мере, открытыми);

· мобильностью – активные (органические, живые или содержащие живые элементы) и пассивные (неорганические, мертвые). В мире живого системой можно назвать комплекс только таких элементов, у которых взаимодействие и взаимоотношение приобретают характер взаимосодействия для получения полезного результата;

· пластичностью – жесткие (устойчивость преобладает над гибкостью) и мягкие (гибкость преобладает над устойчивостью);

· внутренним устройством – простые и сложные. Под простыми организованными системами понимаются такие, части которых соединены последовательно и без рециклов, а действия заданы линейно-временной последовательностью. К сложноорганизованным системам относятся живые и некоторые типы искусственных систем. Сложным системам присуще иерархическое строение.

Самой распространенной классификацией является делений систем на технические, биологические и социальные.

Техническая система включает станки, оборудование, компьютеры и др. работоспособные изделия, имеющие инструкции для пользователя.

Биологическая система включает флору и фауну планеты, в том числе относительно замкнутые биологические подсистемы (муравейник, человеческий организм и т.п.).

Социальная (общественная) система характеризуется наличием человека в совокупности связанных элементов.

Признаки любой системы: множество элементов, единство главной цели для всех элементов, наличие связей между ними, целостность и единство элементов, структура и иерархичность, относительная самостоятельность, четко выраженное управление.

Каждая организация должна обладать всеми признаками системы. Выпадение хотя бы одного из них неизбежно приводит к ликвидации организации. Таким образом, системный характер организации – это необходимое условие ее деятельности.

Система может быть большой и ее целесообразно разделить на ряд подсистем. Подсистема – это набор элементов, представляющих автономную внутри системы область (например, экономическая, маркетинговая, техническая подсистемы).

Свойства систем:

- система стремиться сохранить свою структуру (это свойство основано на объективном законе организации – законе самосохранения);

- система имеет потребность в управлении (существует набор потребностей человека, животного, общества, стада животных и большого социума);

- в системе формируется сложная зависимость от свойств входящих в нее элементов (система может обладать свойствами, не присущими ее элементам, и может не иметь свойств своих элементов).

В этой связи организация – это такая система, свойства которой не сводятся к сумме свойств, какими обладают ее части (подсистемы) по отдельности. Организация как система обычно является следствием организации как процесса, т.е. процесса соединения исходных элементов в целостное образование для реализации поставленных целей. Отсюда организация трактуется также и как условие существование систем. Например, если пропали связи, соединявшие и удерживавшие части в рамках целого, то нет и системы как таковой: ее части отсоединились и распались как отдельные элементы.

Ключевые признаки организации:

· Организация – социальное образование. Организация состоит из людей или групп, которые представляют различные части организации. Организация – это объединение людей. Однако не всякое объединение людей образует организация.

· Наличие общей цели. Организация создается и существует для осуществления миссии, достижения общей цели, направленной на удовлетворение потребностей различных заинтересованных в ее деятельности лиц и групп.

· Структурированная совместная деятельность. Для достижения поставленных целей необходима совместная деятельность: общественная, производственная, научная, посредническая. В процессе деятельности осуществляется управление, направленное на организацию взаимодействия людей и групп. Формы взаимодействия зависят от целей, видов деятельности, разделения труда, установленных правил.

· Наличие определенных границ. Границы определяют, какие элементы находятся внутри, а какие вне организации, где заканчивается одна организация и начинается другая, на какие сферы деятельности распространяется ее деятельность. Определение рациональных границ связано с решением вопроса, какие этапы процесса создания продукта организация намерена включить в свои рамки. Границы организации закреплены в уставе, учредительном договоре, положениях и др. документах. При этом учитывается ряд ограничений, относящихся к численности персонала, размеру капитала, видам деятельности и т.п., зафиксированных в законах и др. нормативных актах.

В этой связи организация может рассматриваться как относительно автономная группа людей с четко структурированной совместной деятельностью и определенными границами, которая создается или существует для достижения общей цели (целей). В этой связи любую организацию можно рассматривать как социальную систему.

Социальная организация – это феномен, свойственный человеку и в какой-то степени животным. Большинство определений, которые даются социальной организации, акцентируют внимание на том, что она представляет собой в общем случае объединение людей – индивидуумов и групп, соединившихся ради достижения значимой для них цели. Социальная организация служит средством упорядочивания действий индивидуумов и групп, предупреждающим их столкновения и оберегающим общество от хаоса. Это достигается:

· социализацией, т.е. усвоением индивидом ценностей и норм, принятых в его социальном окружении;

· применением системы санкций при выходе за рамки ограничений, установленных для каждого гражданина как члена общества и/или организации (свобода одного гарантируется ограничением произвола со стороны другого). Соблюдение баланса возможностей – ключевая проблема демократической организации общества.

Основой социальной организации являются, прежде всего, формализованные, субординационные правовластные отношения, устанавливающиеся между образующими ее элементами – индивидами и группами. Действия их как членов организации подчинены принятым в ней правилам, а также контролируются и координируются со стороны администрации. Благодаря этому социальная организация обладает целостностью, т.е. способностью функционировать как единый организм. Однако это не исключает наличие в организации и неформальных отношений между ее отдельными работниками и группами сотрудников. В некоторых случаях неформальные отношения могут стать основными в социальной системе, в определенной степени компенсируя непрофессионализм действий ее руководителей.

При этом каждый элемент в социальной организации выполняет определенную роль, понятие которой шире, чем служебная функция или должностные обязанности. Роль – это набор хранящихся в сознании человека представлений о том, как он и другие должны вести себя в определенных обстоятельствах. Она также является совокупностью действий, которые должен осуществить индивид, обладающий определенным статусом в данной социальной системе.

Под статусом понимают индивидуальную позицию, проявляющуюся в устойчивой склонности говорить и поступать в определенной ситуации вполне определенным образом и предполагающую наличие определенных обязанностей, прав и личностных притязаний. Роль подсказывает члену организации, чего следует ожидать от контактов с другими и как строить свое поведение в соответствии с ожиданиями.

В социальной системе группа выступает основой социального организма, состоящей из примкнувших к ней индивидов, ее членов. Отдельные индивиды, способные предложить группе цель, сформулировать решение или поддерживать ее стремление к чему-либо, становятся лидерами.

Группы могут быть формальными, неформальными, полуформальными. Формальные группы управляются официальными начальниками, неформальные испытывают на себе влияние лидера. И те, и другие могут быть постоянными и временными образованиями. Примером постоянной формальной группы может служить коллектив, формирующийся внутри структурного подразделения аппарата управления организации, или производственная бригада участка, коллектив работников цеха. Примером временной формальной группы может быть временный творческий коллектив, формирующийся для решения определенной проблемы и расформировывающийся после его нахождения.

Неформальные группы образуются по взаимному притяжению их членов на основе общности интересов и увлечений, дружеской привязанности. Примером полуформальной группы может служить образуемая в крупных компаниях для проработки оригинального проекта или разработки инновационной программы команда менеджеров или группа специалистов.

Положение индивидов в группе и роли, которые они в ней играют, отражают функциональное разделение труда и власти и являются элементами социальной общности. Группа цементируется принятыми в ней нормами поведения, которым следует в своих действиях индивид, ощущая потребность в стабильности, подражая другим членам группы и опасаясь санкций. Давление и принуждение по отношению ко всем членам группы осуществляется неодинаково. Существуют конформисты и отклоняющиеся, но чем привлекательнее группа для индивида, чем ближе ему групповые цели, тем больше он считается с ее требованиями. В свою очередь, чем больше в группе таких индивидов, тем легче ею руководить.

Под коммуникацией в социальной организации понимается общение, основанное на взаимопонимании. Некоторые эксперты до 70% успеха в деле относят на долю делового общения при помощи межличностных контактов.

Известно, что мир, все образующие его тела (предметы) и все происходящие в нем процессы протекают в пространстве и во времени, поэтому и организации различают на статические и динамические. Статическая организация есть пространственная организация, ею определяются состав связей между образующими целое частями, состав самих частей, их размещение и взаимное расположение. Ее элементами выступают: структура, спецификация (перечень, список), площадь (габариты) и коммуникация. Статическая организация устанавливает строение системы.

Динамическая организация есть временная организация, ею определяются последовательность реализации связей между частями целого, их распределение во времени. Ее элементами выступает действие (операция) и правило его выполнения, а целым, в отличие от статической организации, является не система, а процесс. Поэтому и частями здесь являются временные отрезки (фазы, стадии, этапы и т.п.), на которые расчленяется процесс. Динамическая организация устанавливает порядок движения, то, каким образом должен осуществляться процесс. Элементы статической организации более устойчивы относительно элементов динамической. Но статическая организация не есть нечто застывшее, законсервированное, абсолютно неизменное, ее элементы также могут претерпевать изменения, но гораздо реже и на значительном временном интервале.

Организационные характеристики социальных систем:

1. Миссия организации. Это предназначение организации, основная цель ее существования. Миссия имеет большое значение для деловой среды. Она влияет на имидж организации, привлекает потребителей, партнеров, акционеров, так как информирует о том, что представляет собой фирма, к чему она стремиться, чем руководствуется в своей деятельности, какие средства готова использовать. Миссия придает организации определенность и индивидуальность. Она является основой для выработки целей и стратегии организации, определяет ее организационную структуру, оказывает влияние на ее организационную культуру. Она предъявляет определенные требования к сотрудникам, позволяет отбирать определенный тип работников, необходимых для организации.

Чтобы правильно выбрать миссию организации, в ее формулировке можно отразить:

§ запросы, которые призвана удовлетворять фирма, компания (потребителей, сотрудников, собственников, общества);

§ главную цель, к которой стремиться организация (например, быть лидером);

§ продукт, который производит компания (услуги, работы);

§ технологии, которые она использует;

§ на каких рынках она работает;

§ какие ценности проповедует организация;

§ каковы принципы ее деятельности.

Миссия организации, особенно крупной, может быть сформулирована очень широко. На уровне подразделения или малой организации миссия формулируется более конкретно, четко и, как правило, отражает определенную сферу деятельности и производимый продукт. Например, миссией автомобильной компании «Дженерал моторс» является – «предоставление такого качества продукции и услуг, при котором наши покупатели будут обеспечены превосходным товаром, наши работники и деловые партнеры уверены в нашем успехе, а держатели наших акций получат наибольшую отдачу на свои капиталовложения». А миссия ее дочерней компании «Шевролет» сформулирована гораздо уже: «Производство удобных и экономичных автомобилей».

Миссия может быть выражена в виде лозунга или девиза. Например, лозунгом компании «Макдональд», в котором отражена ее миссия, является «Чистота, качество, сервиз, быстрота».

2. Цели организации. На основе миссии, сформулированной в общих чертах, определяются цели организации, которые отражают разнообразные конкретные направления ее деятельности с указанием сроков их выполнения. Это могут быть долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные цели экономического, социального, производственного, организационного характера, направленные на рост и развитие организации, стабилизацию или ее сокращение.

Организация, реализуя свое предназначение (миссию), в зависимости от состояния внешней среды и собственных возможностей может добиваться самых различных целей: повышение доходности, конкурентоспособности, потребностей улучшения работы с клиентами, развития сотрудников и др. Цели организации являются основой для постановки целей ее подразделений. Таким образом, в организации складывается иерархия целей. Руководитель должен координировать цели подразделений, отдельных групп и лиц, направлять их на выполнение целей всей организации, не допуская организации возникновения противоречий. Такие противоречия порождают различные конфликты, которые в худшем случае могут разрушить организацию.

Кроме работников организации во внешней среде существуют заинтересованные группы – покупатели, поставщики, держатели акций, кредиторы, дистрибьюторы, которые определяют ее цели, исходя из собственных интересов. Из-за разности этих интересов при постановке целей руководство сталкивается со сложной задачей, пытаясь удовлетворить каждую из заинтересованных групп, учитывая при этом интересы компании. Кроме того, при постановке целей необходимо учитывать и меру социальной и этической ответственности, которую несет организация перед обществом.

Основными требованиями, которые необходимо учитывать менеджерам при постановке целей, являются достижимость, гибкость, приемлемость, конкретность, измеримость и совместимость.

Для реализации целей организации разрабатывается стратегия - всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей. Если цели определяют то, к чему стремится организация, что она хочет получить как результат своей деятельности, то стратегия дает ответ на вопрос, каким способом, с помощью каких средств и действий организация сможет достичь своих целей в условиях изменяющейся внешней среды. Общекорпоративная стратегия определяет на перспективу общее направление деятельности организации. Деловые стратегии определяют то, как организация будет конкурировать на тех рынках, где она продает свои продукты; функциональные стратегии (маркетинговая, финансовая, производственная, исследований и разработок, управления персоналом) – то, какие продукты будет разрабатывать и производить компания, как она будет их продавать, как будут распределяться ресурсы, необходимые для выполнения поставленных целей.

3. Производственно-технологические характеристики. Эти характеристики отражают особенности и тип производства, а также технологий, используемых организацией при создании продукции, услуг, выполнении работ. Эти особенности касаются используемого сырья, материалов, машин, механизмов, оборудования, сложности продукта и технологических операций по его изготовлению. Организация может использовать в производстве и управлении рутинные и нерутинные технологии, а также различные типы производства: единичное, серийное, массовое. Особенности технологий связаны со сферой действия организации и типом производства. Например, в медицине используют специфические для других сфер жизнедеятельности общества технологии диагностики, профилактики и лечения заболеваний населения. Однако и в самой медицине, в зависимости от ее отрасли (педиатрия, хирургия, гинекология, кардиология и т.д.) диагностические и лечебные технологии будут значительно различаться.

4. Размер организации. По размеру организации может быть крупной, средней и малой. В таблице 2 даны предельно допустимые значения численности работников малых организаций по отраслям в соответствии с Федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства» от 14 июня 1995 г.

Численность работников средних и крупных организаций в Российской Федерации в законодательном порядке не установлена. Принято считать, что численность работников средних предприятий составляет от 100 до 300 человек, а крупных – от 300 (в некоторых отраслях от 500) и выше.

Помимо численности в законодательстве ряда стран в качестве критериев используются такие стоимостные показатели, как годовой объем продаж (оборот), балансовая стоимость активов. По российскому законодательству ограничена лишь доля собственности других организаций в установном капитале малой организации.

Таблица 2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: