Предельная численность персонала малых организаций по отраслям

Отрасль Средняя численность персонала (человек)
Промышленность Строительство Транспорт Научно-техническая сфера Сельское хозяйство Оптовая торговля Розничная торговля и бытовое обслуживание населения Другие отрасли и виды деятельности  

5. Разделение труда и специализация. В любой организации существует разделение труда между ее работниками и подразделениями, в результате которого появляются новые виды работ. Горизонтальное разделение труда происходит на одном уровне иерархии по функциям управления, стадия и этапам осуществляемых процессов. Вертикальная специализация означает разделение работ между работниками и подразделениями организации, находящимися на различных уровнях иерархии. Профессиональные организации часто делают акцент на персональное разделение труда, которое означает специализацию работы среди работников в соответствии с их индивидуальным опытом и квалификацией. Этот тип разделения труда особенно необходим в организациях, где требуются специальные, часто уникальные знания, например при высокотехнологическом производстве.

Уровень специализации отражает степень разделения труда. При высокой степени специализации выполняется узкий набор функций, задач, работ, при низкой – широкий. Специализация имеет преимущество: способствует повышению производительности труда, улучшению качества выполняемых работ, совершенствованию методов их проведения и т.п. однако слишком узкая специализация работ приводит к их монотонности, снижает мотивацию работников, степень их удовлетворенности, порождает обособленность между узкоспециализированными подразделениями и сотрудниками, а также ухудшает взаимодействие между ними и увеличивает потребность в координации.

Дифференциация означает такую специализацию подразделений, при которой каждое из них выполняет определенную законченную работу. Необходимость в дифференциации вызвана изменениями, происходящими во внешней среде организации. Чем выше степень дифференциации различных частей организации, тем больше потребность в интеграции, т.е. в согласовании их действий и сотрудничестве.

6. Стандартизация и формализация. Стандартизация, или унификация, означает выполнение похожих, аналогичных работ, операций, действий персонала, использование одних и тех же методов их выполнения, одинаковых технологий в различных частях организации. Специализация и стандартизация облегчают процесс формализации. Например, известная компания «Макдональд» достигла очень высокой степени специализации, стандартизации и формализации. Содержание работы разделено на операции, описано до мелочей. Во всех ресторанах используют стандартные процедуры выполнения работ, стандартное оборудование, технологии, меню, стандартная система обучения персонала. Стандартизировано и поведение персонала – обязательная улыбка, приветствие, фразы, вопросы, униформа.

Формализация отражает установленные в организации и зафиксированные в письменном виде правила и процедуры, определяющие деятельность персонала, подразделений и организации в целом. Она способствует наведению и поддержанию порядка. О том, насколько высок уровень формализации, свидетельствует количество письменной регламентирующей документации (инструкции, правила, положения, распоряжения, нормы, указания и т.п.). Организации с высоким уровнем формализации принято называть бюрократическими.

7. Иерархия и диапазон контроля. Иерархия отражает вертикальную соподчиненность уровней управления, показывает, кто кому подчиняется, где и как распределяются полномочия по принятию решений. Проблема определения уровней иерархии непосредственно связана с проблемой ограничения числа подчиненных, т.е. масштабом или нормой управляемости (диапазоном контроля).

Диапазон контроля, или норма управляемости, - это максимальное число непосредственных подчиненных, которыми может эффективно управлять руководитель. При определении этого числа учитываются различные факторы, связанные с характером выполняемых работ, характеристиками подчиненных, стилем руководства и т.п. Норма управляемости тесно связана с уровнем иерархии. Так, например, считается, что для высшего уровня управления организацией этот показатель не должен превышать 7 человек, в то время как у руководителей низшего уровня он может достигать 30.

Узкий диапазон контроля означает, что у руководителя в подчинении минимальное число подчиненных, в результате чего в организации увеличивается число уровней управления. Широкий диапазон контроля предполагает подчиненных и наличие минимально возможного числа уровней иерархии в организации. В современных организациях количество уровней управления колеблется от 2 до 12 в производственных организациях и от 2 до 9 – в непроизводственных организациях.

8. Централизация и децентрализация. Централизация означает сосредоточение прав по принятию решений на высшем уровне управления, децентрализация – передачу прав по принятию решений на более низкие уровни иерархии. Уровень централизации определяется тем, где сосредоточены права по принятию решений, и может измеряться количеством принимаемых решений на высшем уровне управления по отношению к общему количеству решений. Децентрализация обеспечивает большую гибкость организации, так как позволяет быстро реагировать на изменяющиеся условия. Задача руководителя – постоянно поддерживать эффективное соотношение между уровнями централизации и децентрализации.

9. Профессионализм и соотношение численности персонала. Профессионализм персонала отражает степень профессионального мастерства работников организации. Высокий уровень профессионализма связан с длительной специальной подготовкой, образованием, повышением квалификации, а также продолжительным опытом работы.

Соотношение численности персонала измеряется соотношением различных групп управленческих работников: руководителей высшего уровня, специалистов, технического персонала. Задача руководителя состоит в том, чтобы поддерживать необходимые соотношения в зависимости от изменения других организационных характеристик. Многие крупные корпорации следуют «правилу - 100», ограничивая персонал штаб-квартиры (высшего звена управления) числом до 100 человек. В целом же отношение числа руководителей высшего звена к общему числу занятых в больших организациях должно быть ниже, чем в малых.

Сложность организации является ее комплексной характеристикой. Она отражает уровень специализации или разделения работ, дифференциации подразделений, иерархию и территориальное расположение организации. Чем сложнее организация, тем больше в ней уровней управления, подразделений и должностей и должностей на одном иерархическом уровне, филиалов, дочерних компаний, выше степень их дифференциации.

Классификация организаций. Типология социальных организаций характеризуется их большим разнообразием и множества признаков, по которым они могут классифицироваться. Организации различают:

· По субъектам владения и управления: государственные и муниципальные или бюджетные и негосударственные – частные и общественные (политические партии, благотворительные фонды и т.п.). Государственные и муниципальные организации отличаются по степени юридической и хозяйственной самостоятельности, но во всех случаях они (полностью или частично) находятся под контролем государственных и муниципальных органов управления. К частным относятся организации, созданные индивидуальными предпринимателями (в виде товарищества, кооператива, фермерского хозяйства и т.п.), а также акционерные общества и хозяйственные товарищества, уставный капитал которых образуется за счет частных вкладов, взносов или долей. Организации со смешанной собственностью образуются на основе сочетания различных ее форм: частной, государственной, муниципальной, иностранной, например, смешанные акционерные общества, где наряду с участием государственного капитала привлекаются частные и иностранные инвестиции.

· По миссии: хозяйственные, производственные, культурные, политические, кредитные, спортивные и др.

· По отношению к прибыли как цели деятельности: коммерческие и некоммерческие. По российскому законодательству коммерческой называется организация, основной деятельностью которой является получение прибыли. Некоммерческая организация преследует другие цели, однако может заниматься предпринимательской деятельностью и получать прибыль, идущую на покрытие текущих расходов и развитие (благотворительные фонды, ассоциации, союзы).

· По отраслевой принадлежности: промышленные, транспортные, монтажные, торговые, аграрные и др.

· По степени юридической самостоятельности: обладающие правами юридического лица и не обладающие ими (например, филиалы крупных объединений, которые не всегда могут проводить независимую стратегию развития, выступать в ряде случаев субъектами договорных правоотношений и т.п.).

· По стилю поведения персонала: менеджерская, предпринимательская, бюрократическая. Менеджерская организация предполагает такую постановку дела, когда власть и знания, полномочия компетентность соединены, когда ответственность за решения, за уклонение от их принятия четко определена, когда персонал организации возглавляется профессионально подготовленными менеджерами, и когда допускаются действия командой под руководством лидера. Руководитель в такой организации является и организатором, и предпринимателем. Предпринимательская организация постоянно нацелена на овладение новыми рыночными сегментами и на увеличение доли своего участия на рынке. Для достижения этого она стремится к освоению новой техники и технологии, обновлению производства, в ней господствует поощрение инициативы и творчества. Это инновационный тип организации. Бюрократическая организация являет собой консервативный тип. В ней деловая бумага обретает самоценность и «перевешивает» то дело, ради которого она оформляется, а персонал нередко намеренно затрудняет коммуникацию в борьбе за укрепление своих позиций.

· По формам финансирования: бюджетные и внебюджетные. К бюджетным организациям относятся те, источником финансирования которых являются средства государственного или местного бюджета. Внебюджетные организации имеют другие источники формирования финансовых средств. Однако и они могут в определенных случаях получать из бюджета средства, направляемые для финансирования государственных и региональных программ, проектов, заказов.

Хозяйственная организация – есть разновидность социальной организации. Хозяйственные организации создаются для извлечения прибыли посредством удовлетворения общественных потребностей в определенных производимых ими продуктах и/или оказываемых услугах.

Существует также понятие производственная организация, под которой имеется в виду как непосредственно организация производства какого-либо материального изделия, так и то предприятие, на котором оно дислоцировано. Предприятие как система, заметная по своим объемно-вещественным границам, обычно является юридическим лицом. В рыночных условиях организации всего народного хозяйства любое предприятие как субъект хозяйствования есть коммерческая организация.

Предприятие всегда есть социальная система в узком толковании социальной организации, т.е. как состоящая только из индивидов и групп. В более широкой трактовке социальная организация - это система, в которой, помимо людских ресурсов, интегрируются финансовые, материальные, информационные и технические ресурсы, также служащие необходимыми компонентами для образования системы. Такая трактовка больше подходит для предприятия.

Предприятие может рассматриваться не только как социальная, но и как экономическая система, поскольку служит инструментом для удовлетворения экономических интересов своих владельцев и взаимодействующих с ними внешних агентов (поставщиков, потребителей, клиентов, кредиторов и т.п.) и поскольку имущество предприятия имеет стоимость (основных и оборотных средств), которая может быть оценена и выражена в денежных измерителях, характеризующих величину его активов.

Выбор классификации организаций – это установление достаточно универсальных и точных характеристик, которые позволили бы упорядочить совокупность хозяйственных организаций.

Предприятия различаются:

1. По используемой технологии. Это обычно отражается на их отраслевой принадлежности.

2. По признаку собственности предприятия могут в соответствии с видами собственности быть частными, или приватизированными, групповыми (паевыми), муниципальными, совместными, государственными, общественными, смешанными.

3. По признаку размера предприятия принято подразделять на малые, средние и крупные. В качестве критериев для отнесения предприятия к какому-либо разряду принято использовать три группы показателей, характеризующие:

· численность занятого в нем персонала, или количество работающих;

· стоимость имущества (зданий, сооружений, оборудования и др.);

· объем продаж, или размер годового коммерческого оборота.

4. По статусу в альянсе, т.е. в союзе или объединении предприятий, различают родительские, или материнские, компании и дочерние фирмы. Последние представляют собой предприятия, активы которых от 20 до 50% принадлежат материнской компании. Предприятия, собственность которых во владении материнской компанией не превышает 20%, называют ассоциированными компаниями, а предприятия, контрольным пакетом которых владеет материнская компания, т.е. входящие в ее состав, именуется филиалами. В последнем случае материнскую компанию называют также холдингом.

5. По условиям хозяйственной деятельности возникают различные виды предприятий. Градообразующее предприятие – крупная индустриальная организация, строительство и монтаж объектов которой служит толчком к возникновению нового города. На его балансе обычно числятся все объекты социальной инфраструктуры. Оно обеспечивает занятость большинства населения.

Предприятия, находящиеся в государственной и в муниципальной собственности, могут быть унитарными. Унитарное предприятие – коммерческая организация, которая по определению Гражданского кодекса РФ (статья 113.1), не обладает правом собственности на закрепленное за ней имущество, а значит, и возможностью разделять его по вкладам и паям.

Казенное предприятие – хозяйственная организация, контрольный пакет акций которой принадлежит государству. Перевод предприятия в эту категорию трактуется как альтернатива банкротству и возможен при наличии ряда условий.

Перебазируемое предприятие - хозяйственная организация, не функционирующая постоянно в данной местности, меняющая свою региональную дислокацию.

Сезонное предприятие - хозяйственная организация, функционирующая лишь в определенные календарные периоды года, характеризующаяся сезонным производством, например, переработкой собранного урожая сельскохозяйственных культур.

6. По масштабу – единичное (позаказное), серийное (мелкое и крупное), массовое.

7. По степени специализации – специализированное (подетально, предметно, технологически), неспециализированное (универсальное), диверсифицированное (многоотраслевое).

8. По временному режиму – дискретное, или прерывное, и непрерывное, где производственный процесс идет круглосуточно.

9. По продуктивности целевого подхода – монопродуктовое и полипродуктовое, в том числе комплексное, где одновременно из одного и того же сырья и на одном и том же оборудовании выпускается гамма продуктов, а также комбинированное.

В условиях рыночной экономики возникают обусловленные законами рынка и их юридическим оформлением специфические виды предприятий: франчайза, венчур, концессия, оффшорное предприятие, межнациональное предприятие, оболочечное предприятие, виртуальные организации, лизинговые компании.

Франчайза – мелкое предприятие или индивидуальный предприниматель, являющиеся организационно-правовой формой льготного предпринимательства. Франчайза рассматривается как предприятие-оператор, действующее на основе соглашения с родительским предприятием или крупной компанией – франчайзером и под его фирменным знаком.

Венчур – рисковое предприятие, обычно образуемое крупными компаниями для отработки научно-технических нововведений, освоения новых видов продукции в относительно небольших объемах для того, чтобы не рисковать издержками в масштабах целой фирмы. Она является разновидностью инновационной организации.

Концессия – предприятие, организуемое на основе договора о сдаче в аренду принадлежавших государству земельных участков частным, чаще иностранным компаниям, с правом разработки и использования полезных ископаемых.

Оффшорное предприятие – коммерческая организация, создаваемая и регистрируемая в регионе (зоне, стране) со льготным или нулевым налогообложением, и принадлежащая лицам, не имеющим там постоянного местопребывания.

Межнациональное предприятие - коммерческая организация, контролирующая производство и/или торговые базы более чем в одной стране.

Оболочечное предприятие – мобильная форма коммерческой организации, в которой многие производственные и хозяйственные функции, а соответственно и занятые их выполнением структурные единицы, как бы вынесены за его пределы и осуществляются другими организациями.

Сетевые или виртуальные организации – сеть коммерчески выгодных взаимодействий любого количества предприятий. Сетевые организации побуждены к жизни ростом ресурсной зависимости компаний, и вместе с тем они способствуют ее усилению настолько, что члены этих компаний, наряду с собственными мощностями и персоналом, использовали необходимые здания, транспортные средства, компьютерную технику и персонал на основе лизинга. Их деятельность возможна благодаря развитию информационных технологий, поэтому такие организации называют также виртуальными.

Крупные предприятия, выпускающие наукоемкие виды продукции – сложные изделия длительных сроков пользования, организуют, в целях более гибкого приспособления к рыночной конъюнктуре, в качестве дочерних фирм лизинговые компании, предоставляющие на определенных условиях (аренды, проката) потребителям право временной их эксплуатации.

Основные рыночные формы предприятий. При всем многообразии предприятий, в качестве базовых форм организации предпринимательства выделяют трайдерское предприятие (единоличное владение), партнерское предприятие (товарищество), и общество (корпорация).

Трайдерское предприятие возникает при индивидуальной предпринимательской деятельности, но возможны и формы семейного, или индивидуально-частного предпринимательства. Достоинствами этой формы являются личное знакомство предпринимательства с клиентами-потребителями, быстрое реагирование на изменение их запросов, хорошая мотивация труда. Недостатками данной формы становятся: ограниченность финансовых ресурсов, недостаточная компетентность из-за нехватки знаний, неограниченная личная ответственность за все результаты хозяйственной деятельности и др.

Партнерское, или паевое, предприятие – это организация, объединяющая усилия и средства индивидуальных предпринимателей в целях извлечения прибыли (кооперативы, товарищества, артели). К сравнительным достоинствам этой формы относят: концентрирование капитала, создающее возможность расширения масштабов деятельности, функциональную специализацию партнеров, курирующих определенные направления деятельности фирмы, равномерное распределение ответственности и, следовательно, уменьшение нагрузки и стресса. Однако имеются и недостатки – неограниченная ответственность и малая оперативность решений.

Корпоративное предприятие, или корпорация, - акционерная компания, обладающая разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. При этом существование, права и обязанности компании полностью независимы от лиц, входящих в ее состав.

Организационно-правовые формы организации. По организационно-правовым формам организации объединяются в группы в соответствии с гражданским законодательством страны. Законодательство РФ устанавливает формы, в которых могут функционировать коммерческие и некоммерческие организации. В соответствии с ним организационно-правовая форма «предприятие» сохранена для государственных и муниципальных предприятий, причем предприятием как объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности (Ст. 132 Гражданского кодекса РФ). С учетом сложившихся в нашей стране традиций понятия «организация» и «предприятие» широко применяются как взаимозаменяемые (таб. 3).

Таблица 3

Класс Организационно- правовые формы Определение, характерные черты и свойства
Коммерческие организации Хозяйственное товарищество в форме полного товарищества и товарищества по вере Объединение лиц, не требующее наличия устава как учредительного документа и минимального размера складочного капитала; единые и единственные собственники своего имущества
Хозяйственное общество в форме акционерного, с ограниченной или с дополнительной ответственностью Объединение капиталов, требующее наличия устава и уставного капитала не менее определенного минимума, в котором участники несут риск утраты в сумме своих вкладов; единые и единственные собственники своего имущества
Производственный кооператив Добровольное объединение граждан, для совместной производственной или хозяйственной деятельности, основанное на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами имущественных паевых взносов. Законом предусмотрена возможность участия в его деятельности юридических лиц
Унитарное предприятие государственное, муниципальное Организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество, которое неделимо и не распределяется по вкладам (паям, долям), в том числе между работниками предприятия. Имущество находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления
Некоммерческие организации Потребительский кооператив Добровольное объединение граждан и юридических лиц с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов. Доходы от предпринимательской деятельности распределяются между его членами
Общественные и религиозные организации Добровольное объединение граждан на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. Участники не сохраняют прав на переданное ими этим организациям имущество
Фонды Не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и/или юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные и иные общественно полезные цели
Учреждения Организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично
Объединения юридических лиц: ассоциации и союзы Некоммерческие организации, объединяющие: коммерческие организации в форме ассоциаций и союзов в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов; общественные или некоммерческие организации, в том числе и учреждения. Члены ассоциации (союза) сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица

Внутренняя среда организации. Внутреннюю структуру организации можно рассматривать с точки зрения статики, выделяя состав ее элементов и структуру, и сточки зрения динамики, т.е. протекающих в ней процессов. Именно процессы предопределяют структуру организации необходимые ресурсы и культуру, которые отражают состояние и главные черты внутренней среды.

Таким образом, внутренняя среда организации – это совокупность переменных, оказывающих непосредственное влияние на осуществляемые здесь процессы. Именно они предопределяют структуру предприятия, необходимые ресурсы и культуру, которые отражают состояние и главные черты внутренней среды.

Под структурой организации понимают состав и соотношение входящих в него подсистем, выделяемых по ряду критериев.

В организации выделяют следующие подсистемы (элементы) ее внутренней среды:

· социальная подсистема – совокупность людей, работающих в организации со сложным комплексом отношений между ними. Основу этой подсистемы составляет работа с персоналом: подбор, обучение, мотивация, развитие и обеспечение профессионального роста и др.;

· производственно-техническая подсистема – материальные средства, комплекс машин, оборудования, сырья, материалов, инструментов, энергии. Призвана обеспечивать переработку входящих ресурсов в готовый продукт или услугу, предлагаемые организацией внешней среде, при использовании специальных технологий;

· информационная подсистема совокупность организационно-технических средств, обеспечивающих каналы и сети организации соответствующей информацией для эффективных коммуникаций в управлении организацией;

· экономическая подсистема – обеспечивает совокупность экономических процессов, происходящих в организации: движение капитала, денежных средств; соотношение затрат и доходов, другие экономические показатели;

· маркетинговая подсистема – обеспечение потребностей клиентов в продуктах и услугах организации путем изучения рынка, создание системы сбыта, организации оптимального ценообразования и эффективной рекламы, а также организация активного воздействия на рынок и существующий спрос для увеличения рыночной доли и повышения рентабельности продаж.

Ресурсы организации это наличные или необходимые средства, возможности, ценности, запасы, обеспечивающие стабильную работу организации для достижения ее основных целей. Ресурсы, как фактор внутренней среды, также связан с протекающими в организации процессами. Организация должна располагать следующими видами ресурсов:

· человеческими (люди), которые занимают главенствующие место среди всех ресурсов. Их можно определить как запасы творческой энергии личности;

· финансовыми, формирование, движение и распределение которых является ежедневной задачей менеджмента;

· материальными и энергетическими, зависящими от материального состояния организации. Эти ресурсы включают энергоносители (электроэнергия, пар, газ, и др. виды топлива), сырье, полуфабрикаты и прочее;

· информационными – совокупность данных и знаний. От уровня организации процессов сбора, накопления, хранения, поиска, передачи и методов обработки информации зависит эффективность системы управления всей организацией;

· технологическими, которые выражены в применяемых технологиях производства и управления. Технология включает технические средства в определенной комбинации. Появление совершенно новых технологий (мембранных, информационных, биотехнологий и др.) требует новых подходов к управлению. Дело не только в повышении производительности и эффективности, не менее важно влияние технологий на климат в организации, на организационную культуру;

· временными, которые как сырье, материалы и финансы являются ограниченными источниками. Для руководителя имеет фундаментальную важность управление, как собственным временем, так и временем других людей.

Внутренняя среда пронизывается организационной культурой, которая является интегрированной характеристикой и отражает систему ценностей, культивируемые нормы деловых взаимоотношений и поведения, разделяемые персоналом.

Организация как система процессов. Процесс представляет собой определенную совокупность действий направленных на преобразование ресурсов в результаты, которые чаще всего выступают в виде продукции и услуг. Рассмотрение организации как системы убеждает в том, что каждое предприятие представляет собой совокупность процессов, отсутствие которых означает, что предприятие не функционирует.

В любой организации одновременно протекает большое число процессов, различающихся как по своему назначению, так и по основным характеристикам. При самом общем подходе все ключевые процессы в организации подразделяются на две группы:

· носящий материально-вещественный характер;

· информационные.

Как правило, обе группы процессов имеют место во всех организациях, но в некоторых могут преобладать процессы материально-вещественные (например, на предприятиях, связанных с переработкой сырья и материалов в продукцию) или информационные (например, в консультационных фирмах, где сбор, переработка и продажа информации отражают их предназначение).

Другой подход к классификации всего множества процессов, происходящих в организации, базируется на их роли в создании новых ценностей. В соответствии с этим критерием все процессы подразделяются на три группы:

  • первичные, или основные, включающие все виды работ, непосредственно связанных с производством продукции или услуг и обеспечивающих жизнедеятельность организации;
  • вторичные, или обеспечивающие, задачей которых являются поддержание основных процессов с позиций их непрерывности и экономичности;
  • управленческие (инфраструктурные), включающие работы по установлению целей и направлений первых двух групп процессов; они формируют условия и используют факторы, необходимые для достижения организацией ее целей.

Взаимосвязь процессов обеспечивает создание ценностей и получение прибыли, что наглядно представляет модель (рис.1), предложенная М. Портером и названная «цепочкой ценностей»[2].

Основные процессы на рис. 1 представлены в виде таких операций, как обеспечение поставок сырья и материалов (внутренняя или предпроизводственная логистика), их преобразование в конечный продукт (собственно производство), обеспечение сбыта продукции, маркетинг и продажа конечной продукции (внешняя или послепроизводственная логистика), а также послепродажное обслуживание (сервиз). Понятие логистики, использованное здесь, раскрывается как система единого управления потоками информации и процессами сборки, движения и складирования товаров с целью поставки их в необходимом количестве и комплектно в нужное время место с минимальными затратами.

Вспомогательные процессы (вторичные или обеспечивающие по приведенной выше классификации) связаны с закупкой сырья и материалов, развитием технологии и управлением человеческими ресурсами. Их состав может быть представлен следующими работами.

1. Снабжение – приобретение всех видов входных ресурсов включает покупку сырья (основных и вспомогательных материалов), лабораторного и конторского оборудования, производственных и административных зданий, консультационных и бухгалтерских услуг.

2. Технологическое развитие включает научные исследования и разработки, распространение нововведений по всем подразделениям, совершенствование счетно-вычислительных и информационных систем, производственных процессов, складского хозяйства и пр.

3. Управление персоналом включает набор, расстановку, подготовку и переподготовку кадров, установление систем оплаты труда.

Рис. 1. «Цепочка ценности» по М. Портеру

Последняя составляющая на рис.1 – инфраструктура, включающая управленческие процессы, необходимые для осуществления общего администрирования, планирования финансирования, бухгалтерского учета, правовой поддержки, связей с государственными учреждениями.

Чтобы получить прибыль, компании необходимо постоянно осуществлять контроль издержек и ценностей, создаваемых в каждом звене цепочки, и корректировать процессы в направлении повышения и эффективности. Эти задачи выполняют процессы управления, в результате принимаются решения о действиях, которые должны выполняться в организации. Это подчеркивает значение, которое имеет проектирование процессов и их взаимосвязей.

Внешняя среда организации. Рассматривая организацию как систему, необходимо учитывать все составляющие ее подсистемы, их взаимодействие между собой и взаимоотношения с внешним окружением. Все организации являются открытыми системами, испытывающими влияние окружающей среды, которое может отражаться на их устройстве, на порядке функционирования и взаимодействии с другими. Это влияние оказывается через определенный набор компонентов, переменных внешней среды.


Рис. 2. Факторы и переменные внешней и внутренней среды организации

В этой связи внешняя среда – это совокупность переменных, которые находятся за границами организации и не являются сферой непосредственного воздействия со стороны ее менеджмента (Румянцева З.П.). На рис.2 эти факторы изображены в виде двух кругов, образующих внешнее окружение организации.

В первом круге, непосредственно прилегающем к ней, представлены люди и организации, которые связаны с данным предприятием в силу выполняемых ими целей и задач: поставщики, потребители, акционеры, кредиторы, конкуренты, профессиональные союзы, торговые организации, правительственные органы, общества потребителей и пр.

Во втором ряду переменных внешней среды (рис. 2) находятся факторы и условия, которые, не оказывая прямого воздействия на оперативную деятельность организации, предопределяют стратегически важные решения, принимаемые ее менеджментом. Наиболее существенными из них являются:

1. Политические – государственное устройство и государственная политика, в том числе внешняя и внутренняя (социальная, научно-техническая, промышленная кадровая), экономическая (ценовая, налоговая, кредитная, таможенная) и др. Влияние политических факторов вызывает необходимость и изучения таких явлений общественной жизни, как стабильность власти, изменения в составе и политике правительства, характере проводимых реформ.

2. Социокультурные – духовные ценности, разделяемые обществом, морально-этические нормы, уровень развития образования и искусства, национальная ментальность, обычаи и традиции, и др. Эти факторы оказывают существенное влияние на выбор товаров и услуг, которые стремятся приобрести люди. Они отражают определенные вкус и моду, нравственные и религиозные нормы и характеризует отношение отдельного человека к работе, условиям и оплате труда.

3. Природно-климатические – рельеф местности, среднегодовая температура, господствующая роза ветров, влажность (сухость) воздуха, преобладающие виды флоры и фауны, состояние экологии, наличие месторождений минерального сырья и иных полезных ископаемых, площадь территории и др.

4. Правовые – степень правовой урегулированности общественных отношений, особенности правового пространства, количество действующих законов и подзаконных актов, гарантии правоохранительной деятельности, обеспечения безопасности организаций и граждан, четкость формулировок правовых норм и др.

5. Научно-технические – научно-технический потенциал, основные направления фундаментальных и прикладных исследований, открытие новых закономерностей, наличие объектов научно-технической инфраструктуры: фирм, занимающихся лизингом лабораторных приборов и оборудования, технопарков, инкубаторов прогрессивных технологий, исследовательских фондов и программ и др. Отражает уровень научно-технического развития общества или отрасли. В определенном смысле предопределяет возможности проектирования и создания технической системы предприятия. Поэтому среди факторов этой группы особенно большое значение имеет анализ исследований и новых разработок, выявление прогрессивных изменений в интересующих данное предприятие отраслях. Все это, в конечном счете, предопределяет способность компании быстрее других применить новые технологии и продукты, а это, как правило, приводит к повышению конкурентоспособности организации.

6. Экономические – состояние экономического здоровья общества, динамика изменения ВНП, уровень экономического развития регионов, соотношение между потреблением и накоплением, экспортом и импортом, обменные курсы валют, основные источники и среднегодовые доходы на душу населения, объем платежеспособного спроса, наличие финансовых резервов и инвестиционных ресурсов и др.

Таким образом, в состав внешней среды организации входят:

- клиенты (потребители продукции и услуг; рынки сбыта);

- поставщики (рынки ресурсов, в т.ч. рынок труда);

- конкуренты;

- техника и технология;

- государство;

- общественные организации и группы.

Каждый из этих компонентов окружающей среды может оказать свое влияние на политику и направления развития и деятельности организации. Их влияние на организацию может проявляться в виде:

- возможностей, использование которых может оказать положительное влияние на деятельность организации;

- угроз, характеризующих такие факторы, которые при их реализации представляют опасность для организации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: