Отрасль | Средняя численность персонала (человек) |
Промышленность Строительство Транспорт Научно-техническая сфера Сельское хозяйство Оптовая торговля Розничная торговля и бытовое обслуживание населения Другие отрасли и виды деятельности |
5. Разделение труда и специализация. В любой организации существует разделение труда между ее работниками и подразделениями, в результате которого появляются новые виды работ. Горизонтальное разделение труда происходит на одном уровне иерархии по функциям управления, стадия и этапам осуществляемых процессов. Вертикальная специализация означает разделение работ между работниками и подразделениями организации, находящимися на различных уровнях иерархии. Профессиональные организации часто делают акцент на персональное разделение труда, которое означает специализацию работы среди работников в соответствии с их индивидуальным опытом и квалификацией. Этот тип разделения труда особенно необходим в организациях, где требуются специальные, часто уникальные знания, например при высокотехнологическом производстве.
|
|
Уровень специализации отражает степень разделения труда. При высокой степени специализации выполняется узкий набор функций, задач, работ, при низкой – широкий. Специализация имеет преимущество: способствует повышению производительности труда, улучшению качества выполняемых работ, совершенствованию методов их проведения и т.п. однако слишком узкая специализация работ приводит к их монотонности, снижает мотивацию работников, степень их удовлетворенности, порождает обособленность между узкоспециализированными подразделениями и сотрудниками, а также ухудшает взаимодействие между ними и увеличивает потребность в координации.
Дифференциация означает такую специализацию подразделений, при которой каждое из них выполняет определенную законченную работу. Необходимость в дифференциации вызвана изменениями, происходящими во внешней среде организации. Чем выше степень дифференциации различных частей организации, тем больше потребность в интеграции, т.е. в согласовании их действий и сотрудничестве.
6. Стандартизация и формализация. Стандартизация, или унификация, означает выполнение похожих, аналогичных работ, операций, действий персонала, использование одних и тех же методов их выполнения, одинаковых технологий в различных частях организации. Специализация и стандартизация облегчают процесс формализации. Например, известная компания «Макдональд» достигла очень высокой степени специализации, стандартизации и формализации. Содержание работы разделено на операции, описано до мелочей. Во всех ресторанах используют стандартные процедуры выполнения работ, стандартное оборудование, технологии, меню, стандартная система обучения персонала. Стандартизировано и поведение персонала – обязательная улыбка, приветствие, фразы, вопросы, униформа.
|
|
Формализация отражает установленные в организации и зафиксированные в письменном виде правила и процедуры, определяющие деятельность персонала, подразделений и организации в целом. Она способствует наведению и поддержанию порядка. О том, насколько высок уровень формализации, свидетельствует количество письменной регламентирующей документации (инструкции, правила, положения, распоряжения, нормы, указания и т.п.). Организации с высоким уровнем формализации принято называть бюрократическими.
7. Иерархия и диапазон контроля. Иерархия отражает вертикальную соподчиненность уровней управления, показывает, кто кому подчиняется, где и как распределяются полномочия по принятию решений. Проблема определения уровней иерархии непосредственно связана с проблемой ограничения числа подчиненных, т.е. масштабом или нормой управляемости (диапазоном контроля).
Диапазон контроля, или норма управляемости, - это максимальное число непосредственных подчиненных, которыми может эффективно управлять руководитель. При определении этого числа учитываются различные факторы, связанные с характером выполняемых работ, характеристиками подчиненных, стилем руководства и т.п. Норма управляемости тесно связана с уровнем иерархии. Так, например, считается, что для высшего уровня управления организацией этот показатель не должен превышать 7 человек, в то время как у руководителей низшего уровня он может достигать 30.
Узкий диапазон контроля означает, что у руководителя в подчинении минимальное число подчиненных, в результате чего в организации увеличивается число уровней управления. Широкий диапазон контроля предполагает подчиненных и наличие минимально возможного числа уровней иерархии в организации. В современных организациях количество уровней управления колеблется от 2 до 12 в производственных организациях и от 2 до 9 – в непроизводственных организациях.
8. Централизация и децентрализация. Централизация означает сосредоточение прав по принятию решений на высшем уровне управления, децентрализация – передачу прав по принятию решений на более низкие уровни иерархии. Уровень централизации определяется тем, где сосредоточены права по принятию решений, и может измеряться количеством принимаемых решений на высшем уровне управления по отношению к общему количеству решений. Децентрализация обеспечивает большую гибкость организации, так как позволяет быстро реагировать на изменяющиеся условия. Задача руководителя – постоянно поддерживать эффективное соотношение между уровнями централизации и децентрализации.
9. Профессионализм и соотношение численности персонала. Профессионализм персонала отражает степень профессионального мастерства работников организации. Высокий уровень профессионализма связан с длительной специальной подготовкой, образованием, повышением квалификации, а также продолжительным опытом работы.
Соотношение численности персонала измеряется соотношением различных групп управленческих работников: руководителей высшего уровня, специалистов, технического персонала. Задача руководителя состоит в том, чтобы поддерживать необходимые соотношения в зависимости от изменения других организационных характеристик. Многие крупные корпорации следуют «правилу - 100», ограничивая персонал штаб-квартиры (высшего звена управления) числом до 100 человек. В целом же отношение числа руководителей высшего звена к общему числу занятых в больших организациях должно быть ниже, чем в малых.
|
|
Сложность организации является ее комплексной характеристикой. Она отражает уровень специализации или разделения работ, дифференциации подразделений, иерархию и территориальное расположение организации. Чем сложнее организация, тем больше в ней уровней управления, подразделений и должностей и должностей на одном иерархическом уровне, филиалов, дочерних компаний, выше степень их дифференциации.
Классификация организаций. Типология социальных организаций характеризуется их большим разнообразием и множества признаков, по которым они могут классифицироваться. Организации различают:
· По субъектам владения и управления: государственные и муниципальные или бюджетные и негосударственные – частные и общественные (политические партии, благотворительные фонды и т.п.). Государственные и муниципальные организации отличаются по степени юридической и хозяйственной самостоятельности, но во всех случаях они (полностью или частично) находятся под контролем государственных и муниципальных органов управления. К частным относятся организации, созданные индивидуальными предпринимателями (в виде товарищества, кооператива, фермерского хозяйства и т.п.), а также акционерные общества и хозяйственные товарищества, уставный капитал которых образуется за счет частных вкладов, взносов или долей. Организации со смешанной собственностью образуются на основе сочетания различных ее форм: частной, государственной, муниципальной, иностранной, например, смешанные акционерные общества, где наряду с участием государственного капитала привлекаются частные и иностранные инвестиции.
· По миссии: хозяйственные, производственные, культурные, политические, кредитные, спортивные и др.
· По отношению к прибыли как цели деятельности: коммерческие и некоммерческие. По российскому законодательству коммерческой называется организация, основной деятельностью которой является получение прибыли. Некоммерческая организация преследует другие цели, однако может заниматься предпринимательской деятельностью и получать прибыль, идущую на покрытие текущих расходов и развитие (благотворительные фонды, ассоциации, союзы).
|
|
· По отраслевой принадлежности: промышленные, транспортные, монтажные, торговые, аграрные и др.
· По степени юридической самостоятельности: обладающие правами юридического лица и не обладающие ими (например, филиалы крупных объединений, которые не всегда могут проводить независимую стратегию развития, выступать в ряде случаев субъектами договорных правоотношений и т.п.).
· По стилю поведения персонала: менеджерская, предпринимательская, бюрократическая. Менеджерская организация предполагает такую постановку дела, когда власть и знания, полномочия компетентность соединены, когда ответственность за решения, за уклонение от их принятия четко определена, когда персонал организации возглавляется профессионально подготовленными менеджерами, и когда допускаются действия командой под руководством лидера. Руководитель в такой организации является и организатором, и предпринимателем. Предпринимательская организация постоянно нацелена на овладение новыми рыночными сегментами и на увеличение доли своего участия на рынке. Для достижения этого она стремится к освоению новой техники и технологии, обновлению производства, в ней господствует поощрение инициативы и творчества. Это инновационный тип организации. Бюрократическая организация являет собой консервативный тип. В ней деловая бумага обретает самоценность и «перевешивает» то дело, ради которого она оформляется, а персонал нередко намеренно затрудняет коммуникацию в борьбе за укрепление своих позиций.
· По формам финансирования: бюджетные и внебюджетные. К бюджетным организациям относятся те, источником финансирования которых являются средства государственного или местного бюджета. Внебюджетные организации имеют другие источники формирования финансовых средств. Однако и они могут в определенных случаях получать из бюджета средства, направляемые для финансирования государственных и региональных программ, проектов, заказов.
Хозяйственная организация – есть разновидность социальной организации. Хозяйственные организации создаются для извлечения прибыли посредством удовлетворения общественных потребностей в определенных производимых ими продуктах и/или оказываемых услугах.
Существует также понятие производственная организация, под которой имеется в виду как непосредственно организация производства какого-либо материального изделия, так и то предприятие, на котором оно дислоцировано. Предприятие как система, заметная по своим объемно-вещественным границам, обычно является юридическим лицом. В рыночных условиях организации всего народного хозяйства любое предприятие как субъект хозяйствования есть коммерческая организация.
Предприятие всегда есть социальная система в узком толковании социальной организации, т.е. как состоящая только из индивидов и групп. В более широкой трактовке социальная организация - это система, в которой, помимо людских ресурсов, интегрируются финансовые, материальные, информационные и технические ресурсы, также служащие необходимыми компонентами для образования системы. Такая трактовка больше подходит для предприятия.
Предприятие может рассматриваться не только как социальная, но и как экономическая система, поскольку служит инструментом для удовлетворения экономических интересов своих владельцев и взаимодействующих с ними внешних агентов (поставщиков, потребителей, клиентов, кредиторов и т.п.) и поскольку имущество предприятия имеет стоимость (основных и оборотных средств), которая может быть оценена и выражена в денежных измерителях, характеризующих величину его активов.
Выбор классификации организаций – это установление достаточно универсальных и точных характеристик, которые позволили бы упорядочить совокупность хозяйственных организаций.
Предприятия различаются:
1. По используемой технологии. Это обычно отражается на их отраслевой принадлежности.
2. По признаку собственности предприятия могут в соответствии с видами собственности быть частными, или приватизированными, групповыми (паевыми), муниципальными, совместными, государственными, общественными, смешанными.
3. По признаку размера предприятия принято подразделять на малые, средние и крупные. В качестве критериев для отнесения предприятия к какому-либо разряду принято использовать три группы показателей, характеризующие:
· численность занятого в нем персонала, или количество работающих;
· стоимость имущества (зданий, сооружений, оборудования и др.);
· объем продаж, или размер годового коммерческого оборота.
4. По статусу в альянсе, т.е. в союзе или объединении предприятий, различают родительские, или материнские, компании и дочерние фирмы. Последние представляют собой предприятия, активы которых от 20 до 50% принадлежат материнской компании. Предприятия, собственность которых во владении материнской компанией не превышает 20%, называют ассоциированными компаниями, а предприятия, контрольным пакетом которых владеет материнская компания, т.е. входящие в ее состав, именуется филиалами. В последнем случае материнскую компанию называют также холдингом.
5. По условиям хозяйственной деятельности возникают различные виды предприятий. Градообразующее предприятие – крупная индустриальная организация, строительство и монтаж объектов которой служит толчком к возникновению нового города. На его балансе обычно числятся все объекты социальной инфраструктуры. Оно обеспечивает занятость большинства населения.
Предприятия, находящиеся в государственной и в муниципальной собственности, могут быть унитарными. Унитарное предприятие – коммерческая организация, которая по определению Гражданского кодекса РФ (статья 113.1), не обладает правом собственности на закрепленное за ней имущество, а значит, и возможностью разделять его по вкладам и паям.
Казенное предприятие – хозяйственная организация, контрольный пакет акций которой принадлежит государству. Перевод предприятия в эту категорию трактуется как альтернатива банкротству и возможен при наличии ряда условий.
Перебазируемое предприятие - хозяйственная организация, не функционирующая постоянно в данной местности, меняющая свою региональную дислокацию.
Сезонное предприятие - хозяйственная организация, функционирующая лишь в определенные календарные периоды года, характеризующаяся сезонным производством, например, переработкой собранного урожая сельскохозяйственных культур.
6. По масштабу – единичное (позаказное), серийное (мелкое и крупное), массовое.
7. По степени специализации – специализированное (подетально, предметно, технологически), неспециализированное (универсальное), диверсифицированное (многоотраслевое).
8. По временному режиму – дискретное, или прерывное, и непрерывное, где производственный процесс идет круглосуточно.
9. По продуктивности целевого подхода – монопродуктовое и полипродуктовое, в том числе комплексное, где одновременно из одного и того же сырья и на одном и том же оборудовании выпускается гамма продуктов, а также комбинированное.
В условиях рыночной экономики возникают обусловленные законами рынка и их юридическим оформлением специфические виды предприятий: франчайза, венчур, концессия, оффшорное предприятие, межнациональное предприятие, оболочечное предприятие, виртуальные организации, лизинговые компании.
Франчайза – мелкое предприятие или индивидуальный предприниматель, являющиеся организационно-правовой формой льготного предпринимательства. Франчайза рассматривается как предприятие-оператор, действующее на основе соглашения с родительским предприятием или крупной компанией – франчайзером и под его фирменным знаком.
Венчур – рисковое предприятие, обычно образуемое крупными компаниями для отработки научно-технических нововведений, освоения новых видов продукции в относительно небольших объемах для того, чтобы не рисковать издержками в масштабах целой фирмы. Она является разновидностью инновационной организации.
Концессия – предприятие, организуемое на основе договора о сдаче в аренду принадлежавших государству земельных участков частным, чаще иностранным компаниям, с правом разработки и использования полезных ископаемых.
Оффшорное предприятие – коммерческая организация, создаваемая и регистрируемая в регионе (зоне, стране) со льготным или нулевым налогообложением, и принадлежащая лицам, не имеющим там постоянного местопребывания.
Межнациональное предприятие - коммерческая организация, контролирующая производство и/или торговые базы более чем в одной стране.
Оболочечное предприятие – мобильная форма коммерческой организации, в которой многие производственные и хозяйственные функции, а соответственно и занятые их выполнением структурные единицы, как бы вынесены за его пределы и осуществляются другими организациями.
Сетевые или виртуальные организации – сеть коммерчески выгодных взаимодействий любого количества предприятий. Сетевые организации побуждены к жизни ростом ресурсной зависимости компаний, и вместе с тем они способствуют ее усилению настолько, что члены этих компаний, наряду с собственными мощностями и персоналом, использовали необходимые здания, транспортные средства, компьютерную технику и персонал на основе лизинга. Их деятельность возможна благодаря развитию информационных технологий, поэтому такие организации называют также виртуальными.
Крупные предприятия, выпускающие наукоемкие виды продукции – сложные изделия длительных сроков пользования, организуют, в целях более гибкого приспособления к рыночной конъюнктуре, в качестве дочерних фирм лизинговые компании, предоставляющие на определенных условиях (аренды, проката) потребителям право временной их эксплуатации.
Основные рыночные формы предприятий. При всем многообразии предприятий, в качестве базовых форм организации предпринимательства выделяют трайдерское предприятие (единоличное владение), партнерское предприятие (товарищество), и общество (корпорация).
Трайдерское предприятие возникает при индивидуальной предпринимательской деятельности, но возможны и формы семейного, или индивидуально-частного предпринимательства. Достоинствами этой формы являются личное знакомство предпринимательства с клиентами-потребителями, быстрое реагирование на изменение их запросов, хорошая мотивация труда. Недостатками данной формы становятся: ограниченность финансовых ресурсов, недостаточная компетентность из-за нехватки знаний, неограниченная личная ответственность за все результаты хозяйственной деятельности и др.
Партнерское, или паевое, предприятие – это организация, объединяющая усилия и средства индивидуальных предпринимателей в целях извлечения прибыли (кооперативы, товарищества, артели). К сравнительным достоинствам этой формы относят: концентрирование капитала, создающее возможность расширения масштабов деятельности, функциональную специализацию партнеров, курирующих определенные направления деятельности фирмы, равномерное распределение ответственности и, следовательно, уменьшение нагрузки и стресса. Однако имеются и недостатки – неограниченная ответственность и малая оперативность решений.
Корпоративное предприятие, или корпорация, - акционерная компания, обладающая разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. При этом существование, права и обязанности компании полностью независимы от лиц, входящих в ее состав.
Организационно-правовые формы организации. По организационно-правовым формам организации объединяются в группы в соответствии с гражданским законодательством страны. Законодательство РФ устанавливает формы, в которых могут функционировать коммерческие и некоммерческие организации. В соответствии с ним организационно-правовая форма «предприятие» сохранена для государственных и муниципальных предприятий, причем предприятием как объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности (Ст. 132 Гражданского кодекса РФ). С учетом сложившихся в нашей стране традиций понятия «организация» и «предприятие» широко применяются как взаимозаменяемые (таб. 3).
Таблица 3
Класс | Организационно- правовые формы | Определение, характерные черты и свойства |
Коммерческие организации | Хозяйственное товарищество в форме полного товарищества и товарищества по вере | Объединение лиц, не требующее наличия устава как учредительного документа и минимального размера складочного капитала; единые и единственные собственники своего имущества |
Хозяйственное общество в форме акционерного, с ограниченной или с дополнительной ответственностью | Объединение капиталов, требующее наличия устава и уставного капитала не менее определенного минимума, в котором участники несут риск утраты в сумме своих вкладов; единые и единственные собственники своего имущества | |
Производственный кооператив | Добровольное объединение граждан, для совместной производственной или хозяйственной деятельности, основанное на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами имущественных паевых взносов. Законом предусмотрена возможность участия в его деятельности юридических лиц | |
Унитарное предприятие государственное, муниципальное | Организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество, которое неделимо и не распределяется по вкладам (паям, долям), в том числе между работниками предприятия. Имущество находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления | |
Некоммерческие организации | Потребительский кооператив | Добровольное объединение граждан и юридических лиц с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов. Доходы от предпринимательской деятельности распределяются между его членами |
Общественные и религиозные организации | Добровольное объединение граждан на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. Участники не сохраняют прав на переданное ими этим организациям имущество | |
Фонды | Не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и/или юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные и иные общественно полезные цели | |
Учреждения | Организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично | |
Объединения юридических лиц: ассоциации и союзы | Некоммерческие организации, объединяющие: коммерческие организации в форме ассоциаций и союзов в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов; общественные или некоммерческие организации, в том числе и учреждения. Члены ассоциации (союза) сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица |
Внутренняя среда организации. Внутреннюю структуру организации можно рассматривать с точки зрения статики, выделяя состав ее элементов и структуру, и сточки зрения динамики, т.е. протекающих в ней процессов. Именно процессы предопределяют структуру организации необходимые ресурсы и культуру, которые отражают состояние и главные черты внутренней среды.
Таким образом, внутренняя среда организации – это совокупность переменных, оказывающих непосредственное влияние на осуществляемые здесь процессы. Именно они предопределяют структуру предприятия, необходимые ресурсы и культуру, которые отражают состояние и главные черты внутренней среды.
Под структурой организации понимают состав и соотношение входящих в него подсистем, выделяемых по ряду критериев.
В организации выделяют следующие подсистемы (элементы) ее внутренней среды:
· социальная подсистема – совокупность людей, работающих в организации со сложным комплексом отношений между ними. Основу этой подсистемы составляет работа с персоналом: подбор, обучение, мотивация, развитие и обеспечение профессионального роста и др.;
· производственно-техническая подсистема – материальные средства, комплекс машин, оборудования, сырья, материалов, инструментов, энергии. Призвана обеспечивать переработку входящих ресурсов в готовый продукт или услугу, предлагаемые организацией внешней среде, при использовании специальных технологий;
· информационная подсистема – совокупность организационно-технических средств, обеспечивающих каналы и сети организации соответствующей информацией для эффективных коммуникаций в управлении организацией;
· экономическая подсистема – обеспечивает совокупность экономических процессов, происходящих в организации: движение капитала, денежных средств; соотношение затрат и доходов, другие экономические показатели;
· маркетинговая подсистема – обеспечение потребностей клиентов в продуктах и услугах организации путем изучения рынка, создание системы сбыта, организации оптимального ценообразования и эффективной рекламы, а также организация активного воздействия на рынок и существующий спрос для увеличения рыночной доли и повышения рентабельности продаж.
Ресурсы организации – это наличные или необходимые средства, возможности, ценности, запасы, обеспечивающие стабильную работу организации для достижения ее основных целей. Ресурсы, как фактор внутренней среды, также связан с протекающими в организации процессами. Организация должна располагать следующими видами ресурсов:
· человеческими (люди), которые занимают главенствующие место среди всех ресурсов. Их можно определить как запасы творческой энергии личности;
· финансовыми, формирование, движение и распределение которых является ежедневной задачей менеджмента;
· материальными и энергетическими, зависящими от материального состояния организации. Эти ресурсы включают энергоносители (электроэнергия, пар, газ, и др. виды топлива), сырье, полуфабрикаты и прочее;
· информационными – совокупность данных и знаний. От уровня организации процессов сбора, накопления, хранения, поиска, передачи и методов обработки информации зависит эффективность системы управления всей организацией;
· технологическими, которые выражены в применяемых технологиях производства и управления. Технология включает технические средства в определенной комбинации. Появление совершенно новых технологий (мембранных, информационных, биотехнологий и др.) требует новых подходов к управлению. Дело не только в повышении производительности и эффективности, не менее важно влияние технологий на климат в организации, на организационную культуру;
· временными, которые как сырье, материалы и финансы являются ограниченными источниками. Для руководителя имеет фундаментальную важность управление, как собственным временем, так и временем других людей.
Внутренняя среда пронизывается организационной культурой, которая является интегрированной характеристикой и отражает систему ценностей, культивируемые нормы деловых взаимоотношений и поведения, разделяемые персоналом.
Организация как система процессов. Процесс представляет собой определенную совокупность действий направленных на преобразование ресурсов в результаты, которые чаще всего выступают в виде продукции и услуг. Рассмотрение организации как системы убеждает в том, что каждое предприятие представляет собой совокупность процессов, отсутствие которых означает, что предприятие не функционирует.
В любой организации одновременно протекает большое число процессов, различающихся как по своему назначению, так и по основным характеристикам. При самом общем подходе все ключевые процессы в организации подразделяются на две группы:
· носящий материально-вещественный характер;
· информационные.
Как правило, обе группы процессов имеют место во всех организациях, но в некоторых могут преобладать процессы материально-вещественные (например, на предприятиях, связанных с переработкой сырья и материалов в продукцию) или информационные (например, в консультационных фирмах, где сбор, переработка и продажа информации отражают их предназначение).
Другой подход к классификации всего множества процессов, происходящих в организации, базируется на их роли в создании новых ценностей. В соответствии с этим критерием все процессы подразделяются на три группы:
- первичные, или основные, включающие все виды работ, непосредственно связанных с производством продукции или услуг и обеспечивающих жизнедеятельность организации;
- вторичные, или обеспечивающие, задачей которых являются поддержание основных процессов с позиций их непрерывности и экономичности;
- управленческие (инфраструктурные), включающие работы по установлению целей и направлений первых двух групп процессов; они формируют условия и используют факторы, необходимые для достижения организацией ее целей.
Взаимосвязь процессов обеспечивает создание ценностей и получение прибыли, что наглядно представляет модель (рис.1), предложенная М. Портером и названная «цепочкой ценностей»[2].
Основные процессы на рис. 1 представлены в виде таких операций, как обеспечение поставок сырья и материалов (внутренняя или предпроизводственная логистика), их преобразование в конечный продукт (собственно производство), обеспечение сбыта продукции, маркетинг и продажа конечной продукции (внешняя или послепроизводственная логистика), а также послепродажное обслуживание (сервиз). Понятие логистики, использованное здесь, раскрывается как система единого управления потоками информации и процессами сборки, движения и складирования товаров с целью поставки их в необходимом количестве и комплектно в нужное время место с минимальными затратами.
Вспомогательные процессы (вторичные или обеспечивающие по приведенной выше классификации) связаны с закупкой сырья и материалов, развитием технологии и управлением человеческими ресурсами. Их состав может быть представлен следующими работами.
1. Снабжение – приобретение всех видов входных ресурсов включает покупку сырья (основных и вспомогательных материалов), лабораторного и конторского оборудования, производственных и административных зданий, консультационных и бухгалтерских услуг.
2. Технологическое развитие включает научные исследования и разработки, распространение нововведений по всем подразделениям, совершенствование счетно-вычислительных и информационных систем, производственных процессов, складского хозяйства и пр.
3. Управление персоналом включает набор, расстановку, подготовку и переподготовку кадров, установление систем оплаты труда.
Рис. 1. «Цепочка ценности» по М. Портеру
Последняя составляющая на рис.1 – инфраструктура, включающая управленческие процессы, необходимые для осуществления общего администрирования, планирования финансирования, бухгалтерского учета, правовой поддержки, связей с государственными учреждениями.
Чтобы получить прибыль, компании необходимо постоянно осуществлять контроль издержек и ценностей, создаваемых в каждом звене цепочки, и корректировать процессы в направлении повышения и эффективности. Эти задачи выполняют процессы управления, в результате принимаются решения о действиях, которые должны выполняться в организации. Это подчеркивает значение, которое имеет проектирование процессов и их взаимосвязей.
Внешняя среда организации. Рассматривая организацию как систему, необходимо учитывать все составляющие ее подсистемы, их взаимодействие между собой и взаимоотношения с внешним окружением. Все организации являются открытыми системами, испытывающими влияние окружающей среды, которое может отражаться на их устройстве, на порядке функционирования и взаимодействии с другими. Это влияние оказывается через определенный набор компонентов, переменных внешней среды.
Рис. 2. Факторы и переменные внешней и внутренней среды организации
В этой связи внешняя среда – это совокупность переменных, которые находятся за границами организации и не являются сферой непосредственного воздействия со стороны ее менеджмента (Румянцева З.П.). На рис.2 эти факторы изображены в виде двух кругов, образующих внешнее окружение организации.
В первом круге, непосредственно прилегающем к ней, представлены люди и организации, которые связаны с данным предприятием в силу выполняемых ими целей и задач: поставщики, потребители, акционеры, кредиторы, конкуренты, профессиональные союзы, торговые организации, правительственные органы, общества потребителей и пр.
Во втором ряду переменных внешней среды (рис. 2) находятся факторы и условия, которые, не оказывая прямого воздействия на оперативную деятельность организации, предопределяют стратегически важные решения, принимаемые ее менеджментом. Наиболее существенными из них являются:
1. Политические – государственное устройство и государственная политика, в том числе внешняя и внутренняя (социальная, научно-техническая, промышленная кадровая), экономическая (ценовая, налоговая, кредитная, таможенная) и др. Влияние политических факторов вызывает необходимость и изучения таких явлений общественной жизни, как стабильность власти, изменения в составе и политике правительства, характере проводимых реформ.
2. Социокультурные – духовные ценности, разделяемые обществом, морально-этические нормы, уровень развития образования и искусства, национальная ментальность, обычаи и традиции, и др. Эти факторы оказывают существенное влияние на выбор товаров и услуг, которые стремятся приобрести люди. Они отражают определенные вкус и моду, нравственные и религиозные нормы и характеризует отношение отдельного человека к работе, условиям и оплате труда.
3. Природно-климатические – рельеф местности, среднегодовая температура, господствующая роза ветров, влажность (сухость) воздуха, преобладающие виды флоры и фауны, состояние экологии, наличие месторождений минерального сырья и иных полезных ископаемых, площадь территории и др.
4. Правовые – степень правовой урегулированности общественных отношений, особенности правового пространства, количество действующих законов и подзаконных актов, гарантии правоохранительной деятельности, обеспечения безопасности организаций и граждан, четкость формулировок правовых норм и др.
5. Научно-технические – научно-технический потенциал, основные направления фундаментальных и прикладных исследований, открытие новых закономерностей, наличие объектов научно-технической инфраструктуры: фирм, занимающихся лизингом лабораторных приборов и оборудования, технопарков, инкубаторов прогрессивных технологий, исследовательских фондов и программ и др. Отражает уровень научно-технического развития общества или отрасли. В определенном смысле предопределяет возможности проектирования и создания технической системы предприятия. Поэтому среди факторов этой группы особенно большое значение имеет анализ исследований и новых разработок, выявление прогрессивных изменений в интересующих данное предприятие отраслях. Все это, в конечном счете, предопределяет способность компании быстрее других применить новые технологии и продукты, а это, как правило, приводит к повышению конкурентоспособности организации.
6. Экономические – состояние экономического здоровья общества, динамика изменения ВНП, уровень экономического развития регионов, соотношение между потреблением и накоплением, экспортом и импортом, обменные курсы валют, основные источники и среднегодовые доходы на душу населения, объем платежеспособного спроса, наличие финансовых резервов и инвестиционных ресурсов и др.
Таким образом, в состав внешней среды организации входят:
- клиенты (потребители продукции и услуг; рынки сбыта);
- поставщики (рынки ресурсов, в т.ч. рынок труда);
- конкуренты;
- техника и технология;
- государство;
- общественные организации и группы.
Каждый из этих компонентов окружающей среды может оказать свое влияние на политику и направления развития и деятельности организации. Их влияние на организацию может проявляться в виде:
- возможностей, использование которых может оказать положительное влияние на деятельность организации;
- угроз, характеризующих такие факторы, которые при их реализации представляют опасность для организации.