Реализуемые с помощью самоуправления

Потребности и интересы человека и общества
относящиеся к управлению относящиеся к самоуправлению
· организация жизни и деятельности · безопасность · управление · порядок и стабильность · информация · пища, жилье, одежда · творческий труд · вера и патриотизм · прибавочный продукт · самовыражение и самопроявление · управление · неформальная информация · отдых · свободное время · творческий труд

· принцип мягкой регламентации. Процесс самоуправления не может быть жестко регламентированным законодательными актами и положениями организации. Самоуправление основано на субъективизме активного персонала. В случае жесткой регламентации самоуправление вырождается в обычное управление с потерей ряда активизирующих потребностей и интересов.

Изначально самоорганизация возникает спонтанно, а затем формируется самоуправление и, наконец, профессиональное управление, которое создает организационные функции и структуры управления.

Внутренние и внешние возмущающие воздействия приводят к нарушению принятого порядка деятельности в организации (к нарушению гармонии). Вследствие этого возникают процессы, помимо воли и сознания людей стремящиеся сформировать новые пропорции, ввести новые элементы в деятельность организации или вывести из нее устаревшие. Люди являются проводниками (осознанными или неосознанными) этих процессов.

Социальная самоорганизация может быть личной и коллективной. Личная самоорганизация в большей мере рассматривается в психологии и только частично в теории организации в плане информационного обеспечения и формах самоорганизации. Коллективная самоорганизация может происходить в среде:

  • внутренних коммуникаций (при выполнении работ в отделе, цехе, лаборатории и т.д.);
  • внешних коммуникаций (при проведении региональных собраний, конференций, объединенных работ, при виртуальных контактах);
  • рисковых (венчурных) операций (работа в условиях стрессов, неожиданностей, опасностей).

Проектирование организационных систем. Организационная система (ОС) представляет совокупность двух частей: внутренний механизм управления организацией и механизм отношений с внешней средой (рис. 11).

Механизм управления включает элементы, необходимые для процесса управленческой деятельности, в том числе функциональные и организационные структуры, профессионализм персонала, компьютерную и организационную технику, офисную мебель, сети связи и систему документооборота. Механизм отношений с внешней средой включает условия и организацию, в том числе регистрацию, отчетность, ликвидацию, экономические, организационные и иные отношения с партнерами по производственной деятельности.

Рис. 11. Укрупненный состав организационной системы

Создать (или зарегистрировать) организацию можно достаточно быстро.

Создание, регистрация и деятельность различных организаций регламентируются следующими основными законами России:

· ГК РФ от 30 ноября 1994 г.;

· «о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 г.;

· «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г. (с последующими изменениями и дополнениями);

· «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» от 23 сентября 1992 г.;

· «О валютном регулировании и валютном контроле» от 9 октября 1992 г.;

· «О несостоятельности (банкротстве)» от 8 января 1998 г.

Для создания организации необходимо пройти десять этапов:

1. Формирование команды учредителей.

2. Разработка и оформление комплекта учредительных документов.

3. Подача документов в Регистрационную палату и их согласование.

4. Получение временного свидетельства о регистрации.

5. Копирование и заверка документов.

6. Оформление официальных атрибутов организации (печать, бланки, штампы, счет в банке и т.д.).

7. Постановка на учет в налоговой инспекции, пенсионном фонде, фонде занятости, фонде медицинского страхования и др.

8. Подача комплекта документов в Регистрационную палату.

9. Получение постоянного свидетельства о регистрации.

10. Подтверждение постоянной регистрации в налоговой инспекции и пенсионном фонде.

После регистрации организации необходимо разработать два документа: производственно-технический паспорт и «Учетную политику». Производственно-технический паспорт должен включать общие сведения об организации. «Учетная политика» должна отражать основные положения по оптимизации налогооблагаемой базы.

Однако регистрация предприятия не гарантирует эффективной его деятельности. Если предварительно не рассчитать основных параметров будущей организации, не определить ее положение в местном, региональном или мировом разделении труда, то в дальнейшем придется потратить много времени и финансовых ресурсов на внесение необходимых корректив. Поэтому задача проектирования организационной системы является весьма важной для организации.

Организационное проектирование – это процесс нахождения соответствия между ключевыми элементами предприятия (структурой, работниками, задачами, системами решений и поощрений, а также неформальной организацией и культурой) и ее стратегией, которые приводят к успеху (Горфинкель). Проектирование организационной структуры должно строиться на комплексном подходе, учитывающем все аспекты (экономические, социальные, экологические, культурные и т.д.) при проектировании организаций.

Единого подхода к принципам формирования структуры организаций и рационализации процессов их функционирования пока не существует. Основные из них перечислены в табл. 5 (Р.А. Фатхутдинов).

Таблица 5


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: