Внешняя среда организации – это совокупность переменных, которые находятся за границами организации и не являются сферой непосредственного воздействия со стороны ее менеджмента
Внутренняя среда организации – это совокупность переменных, оказывающих непосредственное влияние на осуществляемые здесь процессы.
Закон единства анализа и синтеза: каждая материальная система – живой организм, социальная организация (предприятие, учебное заведение и др.) – стремится настроиться на наиболее экономный режим функционирования за счет постоянного изменения своей структуры или функций.
Закон информированности – упорядоченности: чем большей информацией располагает организация о внутренней и внешней среде, тем большую она имеет вероятность устойчивого функционирования (самосохранения).
Закон композиции – пропорциональности: каждая материальная система стремится сохранить в своей структуре все необходимые элементы (композицию), находящиеся в заданной соотносительности или заданном подчинении (пропорции).
Закон развития: каждая материальная система стремится достичь наибольшего суммарного потенциала при прохождении всех этапов жизненного цикла.
Закон самосохранения: каждая материальная система (организация, коллектив, семья) стремиться сохранить себя (выжить) и использует для достижения этого весь свой потенциал (ресурс).
Закон синергии: для любой организации существует такой набор элементов, при котором ее потенциал всегда будет либо существенно больше простой суммы потенциалов входящих в нее элементов (людей, компьютеров и т.д.), либо существенно меньше.
Закон теории организации – зависимость, которая либо зафиксирована в законодательных документах (конституции, законодательных актах, уставах и т.д.), либо является общепринятой нормой для большой группы людей и организаций, либо получила признание и поддержку авторитетных ученых (синергия, пропорциональность и композиция и т.д.)
Информация управленческая – это данные, несущие в себе новизну и полезность для работника, принимающего решение.
Миссия организации - предназначение организации, основная цель ее существования.
Неформальные организации – незарегистрированные в государственном органе организации, объединяющие людей, связанных личными интересами в области культуры, быта, спорта и др., имеющие лидера и не ведущие финансово-хозяйственную деятельность, направленную на получение материальной прибыли.
Организаторская деятельность – это создание или усовершенствование механизма управления в соответствии с целями и задачами организационных систем.
Организационная культура – система общественно прогрессивных формальных и неформальных правил и норм деятельности, обычаев и традиций, индивидуальных и групповых интересов, особенностей поведения персонала данной организационной структуры, стиля руководства, показателей удовлетворенности работников условиями труда, уровня взаимного сотрудничества и совместимости работников между собой и с организацией, перспектив развития.
Организационные отношения – взаимодействие или противодействие между элементами организации внутри и вне ее при создании, функционировании, развитии и разрушении организации.
Организация (от лат. оrganizo – сообща, стройный вид, устраиваю) как процесс – это совокупность действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого; как явление – это объединение элементов для реализации программы или цели и действующих на основании определенных правил и процедур. Организация – это социальная система, которая реализуем себя в производстве товаров, услуг, информации и знаний; может рассматриваться и как относительно автономная группа людей с четко структурированной совместной деятельностью и определенными границами, которая создается или существует для достижения общей цели (целей).
Процесс - определенная совокупность действий, направленных на преобразование ресурсов в результаты, которые чаще всего выступают в виде продукции и услуг.
Самоуправление - автономное функционирование какой-либо социальной системы (коллективов, организаций, объединений и даже одного человека).
Система – это целое, созданное их частей и элементов для целенаправленной деятельности.
Система управления представляет совокупность всех элементов, подсистем и коммуникаций между ними, а также процессов, обеспечивающих заданное функционирование организации.
Социальная самоорганизация (как процесс) основана на общественной социальной программе гармонизации общественных отношений. Реализуется за счет самообучения, самовоспитания и самоконтроля.
Структура - состав элементов, имеющих устойчивые системообразующие связи.
Структура управления - форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой происходит процесс управления, направленный на достижение целей организации.
Теория организации – наука, которая изучает принципы, законы и закономерности для создания, функционирования, развития и ликвидации организации. Это научная организация организаций.
Управление - целенаправленное воздействие, осуществляемое для перевода некоторого объекта из одного состояния в другое
Управленческая деятельность – (как процесс) это совокупность действий (выполнение функций, использование деятельности и др.), ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого; как явление - это объединение элементов (цели, программы, средства и др.) для реализации миссии организации на основании определенных правил и процедур.
Формальные организации – зарегистрированные в установленном порядке общества, товарищества и т.д., которые выступают как юридические или неюридические лица.
Функция управления – совокупность действий, относительно однородных по некоторому признаку, направленных на достижение частной цели и подчиненных общей цели управления.
Список литературы
Основной:
1. Баранников А.Ф. Теория организации. – М.: ЮНИТИ, 2004.
2. Басовский Л.Е. Менеджмент. М.: ИНФРА-М, 2002.
3. Доблаев В.А. Теория организаций. – М., Институт молодежи, 1995.
4. Занковский А.Н. Организационная психология. – М.: Флинта: МПСИ, 2000.
5. Кезин А.В. Менеджмент: теории управления организациями. М: Гардарики, 2002.
6. Латфуллин Г.Р., Райченко А.В. Теория организации. СПб: Питер, 2003.
7. Мильнер Б.З. Теория организации. – М., Инфра – М, 1999.
8. Радченко Я.В. Теория организации. Ч.1 (конспект лекций) – М., Изд. – во ГАУ, 1998.
9. Радченко Я.В., Смирнов Э.А. Теория организации. - М.: ЗАО «Финстатинфо», 2000.
10. Румянцева З.П. Общее управление организацией. Теория и практика. М.: ИНФРА-М, 2003.
11. Смирнов Э.Я. Основы теории организации. – М., ЮНИТИ, 2000.
12. Франчук В.И. Основы общей теории организаций. - М.: Ин-т организационных систем, 1998.
Дополнительный:
1. http: // www.dis.mananage.ru
2. http: // www.odn.ru
3. http: // www.ptpu.ru.
4. Авдашева С.Б., Розанова Н.М., Поповская Е.В., Вертикальные ограничения в российской экономике. – М.: Теис, 1998.
5. Андриенко Е.В. Социальная психология. – М.: ИЦ «Академия», 2000.
6. Аоки М. Фирма в японской экономике. СПб, 1994.
7. Беляева И.Ю. Интеграция корпоративного капитала и формирование финансово-промышленной элиты: Российский опыт. – М.: Финансовая академия при правительстве РФ, 1999.
8. Боброва Л. Особенности управления традиционными российскими трудовыми коллективами // Управление персоналом, № 5, 2004. С.37.
9. Бреддик У. Менеджмент в организациях. – М., 1997.
10. Вайнхольд-Штюнци Х. Маркетинг на малых и средних предприятиях // Проблемы теории и практики управления, № 3, 2002. С. 68
11. Валь А.А. Проблемы повышения эффективности государственной поддержки ФПГ // Менеджмент в России и за рубежом, №2, 2002, с. 46-50.
12. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. – М., 1997.
13. Вютрих А., Филипп Х. Виртуализация как возможный путь развития управления - http// www/ptpu/ru/issues/5_9919_5_99htm.
14. Гончаров В.В. В поисках совершенства управления: руководство для высшего управленческого персонала. Опыт лучших фирм США, Японии и стран Западной Европы. В 2 т. – М.: МНИИПУ, 1998.
15. Грошев И.В., Емельянов П.В., Юрьев В.М. Организационная культура. – М.: ЮНИТИ, 2004.
16. Драчева Л.В., Либман А.М. Проблемы определения и классификации интегрированных корпоративных структур // «Менеджмент в России и за рубежом», №4, 2001.
17. Журавлев А. Управление ресурсным обменом // Проблемы теории и практики управления, № 5, 2002. С. 76.
18. Зайцев Б.Ф., Агурбаш Н.Г., Ковалева Н.Н., Малютина О.И. Механизмы создания региональных финансово-промышленных групп. – М.: Экзамен, 2001.
19. Захарова Н.Л., Кузнецова А.Л. Управление социальным развитием организации. – М.: ИНФРА-М, 2006.
20. Калихман С., Хорькова Н. Управление децентрализацией на предприятии// «Маркетинг В России и за рубежом». – 2002. -№3.
21. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. – М.: ГУВШЭ, 2000.
22. Кляйнальтенкамп М. Синергетический потенциал исследований в области маркетинга промышленных товаров и услуг // Проблемы теории и практики управления, № 1, 2002. С. 104.
23. Коуз Р. Фирма, рынок, право. М.: Дело, 1993.
24. Кравченко А.И. История менеджмента. – М.: Академический проект, 2000.
25. Кузнецова Н.В. Финансово-промышленные группы японского типа // «Менеджмент в России и за рубежом», № 1, 2004. с. 50-66.
26. Макарова Г.Л. Организация финансово-промышленных групп. – М.: Финанстатинформ, 1998.
27. Маракулин М.В. Оптимизация структуры компании в целях повышения конкурентоспособности // «Менеджмент в России и за рубежом», №1, 2003. с.52-58.
28. Машюнис А., Смольянинов В., Тарасов В. Виртуальное предприятие как эффективная форма организации внешнеэкономической деятельности компании // Проблемы теории и практики управления, № 4, 2003. С. 89.
29. Менар К. Экономика организаций. – М., 1996.
30. Менеджмент организации / Под ред. Румянцева З.П., Саломатин Н.А. и др. – М., 1999.
31. Менеджмент организации: современные технологии /Под ред. Н.Г. Кузнецова, И.Ю. Солдатовой – Ростов н/Д.: Феникс, 2002.
32. Огородов С. Роль государства в повышении конкурентоспособности российских производителей. //Проблемы теории и практики управления. – 2002. –№4.
33. Пастухов Б. Управление деловой активностью персонала // Проблемы теории и практики управления, № 2, 2002. С. 78.
34. Пономарев И.П. Виртуальная организация: предпосылки возникновения новой организационной формы// «Менеджмент в России и за рубежом», «5, 2001. с. 16-23.
35. Радугин А.А., Радугин К.А. Введение в менеджмент: социология организаций и управления. Воронеж, 1995.
36. Сердюк В.А., Сердюк В.А. От виртуального предприятия в виртуальному правительству: миф или реальность// «Менеджмент в России и за рубежом», № 2, 2002, с.51- 59.
37. Сирполис Н.К. Управление малым бизнесом. М.: Дело, 1997.
38. Смирнова Е. Сервисная цивилизация – наступила // Управление персоналом, № 9, 2003. С.23.
39. Смолкин А.М. Менеджмент: основы организации. - М., 1999.
40. Стэнворт Д, Смит Б., Франзайзинг в малом бизнесе. – М.: Аудит. – ЮНИТИ, 1996.
41. Сурков С. Работа с персоналом как средство повышения эффективности организации // Управление персоналом, № 7, 2003. С.40.
42. Ушаков К.М. Ресурсы управления школьной организацией // Библиотека журнала «Директор школы». – М., Сентябрь, 2000.
43. Фиглин Л. Модель управления качеством социальной ответственности организации // Проблемы теории и практики управления, № 2, 2003. С. 86.
44. Хабарова И.А. Корпоративное управление: Вопросы интеграции. – М.: АЛЬПИНА, 2000.
45. Хамел Г., Прахалад К.К. Конкурируя за будущее. Создание рынков завтрашнего дня. – М.: Олимп-Бизнес, 2002.
46. Хачатурян А. Учреждение бизнеса (фирмы, предприятия) // Проблемы теории и практики управления, № 4, 2003. С. 94; № 5, 2003. С. 117.
47. Холл Р.Х. Организации: Структуры, персонал, результаты. СПб.: Питер, 2001.
48. Шастико А.Е. Новая теория фирмы. М.: Теис, 1996.
49. Эскиндаров М.А. Развитие корпоративных отношений в современной российской экономике. – М.: Республика, 1999.
[1] Румянцева З.П. Общее управление организацией. Теория и практика. М.: ИНФРА – М, 2003. с. 26-29.
[2] См. Портер М. Международная конкуренция. М., 1993. С.60.
[3] Смирнов Э.А. Основы теории организации. М.: Юнити, 2000. С. 76 – 77.
[4] Маракулин М.В. Оптимизация структуры компании в целях повышения конкурентоспособности // «Менеджмент в России и за рубежом», №1, 2003. с.52-58.
[5] Кузнецова Н.В. Финансово-промышленные группы японского типа // «Менеджмент в России и за рубежом», № 1, 2004. с. 50-66.
[6] Валь А.А. Проблемы повышения эффективности государственной поддержки ФПГ // Менеджмент в России и за рубежом, №2, 2002, с. 46-50.
[7] Сердюк В.А., Сердюк В.А. От виртуального предприятия к виртуальному правительству: миф или реальность// «Менеджмент в России и за рубежом», № 2, 2002, с.51- 59.
[8] Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. – М.: ГУВШЭ, 2000.
[9] Пономарев И.П. Виртуальная организация: предпосылки возникновения новой организационной формы// «Менеджмент в России и за рубежом», «5, 2001. с. 16-23.
[10] Мильнер Б.З. Теория организации. – М., Инфра – М, 1999.