Транспорт в зарубежных портах

Транспортно-экспедиционная операция отправления груза включает весьма значительный комплекс операций, связанных с физической погрузкой и размещением груза в транспортном средстве, а также требованиями, определяемыми базисными и экспортными условиями контракта купли-продажи в части оформления транспортных документов и фиксации факта и момента перехода права собственности и рисков гибели и повреждения товара с продавца на покупателя.

Такое экспедирование в каждом порту осуществляется строго в соответствии с правилами или обычаями порта.

Оформление приема груза к перевозке по одному коносаменту (коносаментной партии) начинается с подготовки судовым агентом или по его договоренности с экспедитором «Разрешения на погрузку» («Поручение на отгрузку», «Ордер на сгрузку») и проекта коносамента.

«Разрешение на погрузку» визируется судовым агентом, и это рассматривается как согласие на принятие груза к перевозке определенным судном, а для грузовладельца - обязательство доставить груз к борту судна. На основе разрешений доставляется грузовой список, который используется для составления плана комплексной обработки судна. В ряде портов, согласно обычаям, грузоотправителю выдается предварительная расписка в получении товара, называемая «рецеписсой». В том случае, когда груз завозится в порт с предварительным хранением на причале или в складе, в том числе когда судно задерживается с подходом и имеет место «непрямая погрузка», при его приемке грузоотправителю судовладельцем выдается доковая расписка, и бланк разрешения на погрузку оформляет агент. С другой стороны, когда грузоотправителем груз отгружается по прямому варианту, в разрешении на погрузку указывается «предельная дата», до которой груз должен быть подан к погрузке (она является строго обязательной для погрузки контейнеров).

«Разрешение на погрузку» представляет собой комплект документов из 6 листов-бланков (оригинал и 5 копий). Первая копия, заверенная судовым агентом, возвращается экспедитору или грузовладельцу, который вручает ее на причале стивидору в качестве разрешения агента на погрузку груза. Вторая копия «Разрешения» под названием «Штурманская расписка», является документом, который выдает после приема груза на борт судна капитан судна или грузовой помощник. Для судового агента этот документ является письменным подтверждением факта погрузки груза в судно и приема его к морской перевозке. Третью копию «Разрешения» называют обмерным бланком. В нее тальман вносит уточненные и дополнительные данные о размерах и другие сведения о грузе, вскрытые при «обмере груза», а также вносит отметку о месте расположения груза в грузовом помещении - трюме судна или на палубе.

Четвертая копия – «Обслуживание на причале» используется таможней. Агент производит сверку окончательных данных с 5-й копией в деле и с учетом внесенных исправлений выдает (по просьбе грузоотправителя) официальную «расписку на груз» и «штурманскую расписку». Такие расписки могут потребоваться экспедитору в качестве подтверждения выполнения своих обязательств перед грузоотправителем, в том числе путем выдачи «Экспедиторской транспортной накладной доставки груза на терминал».

Штурманская расписка ни в коей мере не может заменить коносамент, поэтому, чтобы не ввести в заблуждение грузополучателя и банк, на практике не допускается никакого несовпадения данных, содержащихся в штурманской расписке и в коносаменте [26].

Кроме таких товаросопроводительных документов при отгрузке груза, как коносамент, счет-фактура, спецификации, ветеринарное и санитарное свидетельство, сертификат качества и др., в порту отправления оформляются следующие транспортные и товаросопроводительные документы:

Грузовой манифест - транспортный документ, содержащий данные о грузе, записанные по каждому порту отдельно, и перечни коносаментов по каждому грузу и по порту назначения в целом. Манифест вручается представителям судовой администрации и таможенным органам, рассылается агентам и стивидорам в портах выгрузки, судовладельцу и, если требуется, промежуточному агенту.

В него включаются следующие данные: наименование судна, номер рейса, фамилия капитана, порт погрузки, дата отхода, направление, номера коносаментов, наименование, масса, объем количество груза, маркировка груза. Манифест, содержащий, кроме этих данных, также сведения о ставках и суммах фрахта, называется фрахтовым манифестом. В нем, кроме сведений грузового манифеста, содержатся также сведения о фрахте (количество фрахтовых тонн, ставка и др.), месте оплаты фрахта: в порту погрузки, в порту назначения; в другом месте. Фрахтовая тонна - единица, по которой начисляется фрахт.

Количество экземпляров манифеста, сроки и порядок предъявления определяются правилами-обычаями портов отправления и назначения. В портах некоторых стран требуется предъявление манифестов, выписанных на бланках установленной формы. Законодательство ряда стран предусматривает необходимость легализации манифестов консульством страны порта назначения груза (т.е. должны быть заверены).

Любые изменения в грузовом и фрахтовом манифесте должны оформляться на бланке «исправление манифеста».

Сертификат погрузки груза выдается после окончания погрузки грузоотправителю или третьему лицу как подтверждение погрузки определенной партии груза.

Сертификат о происхождении товара (или сертификат «происхождения») является важным документом, поскольку, согласно таможенному законодательству на товары, импортируемые из некоторых стран, например развивающихся, может иметь место предоставление специальных скидок с пошлин в стране назначения (импорта) или вообще беспошлинный ввоз.

Сертификаты о происхождении - свидетельство, удостоверяющее место производства импортируемого товара, готовятся судовыми агентами или экспедиторами на специальных бланках и заверяются торговыми палатами или другими аналогичными учреждениями.

Консульская фактура. Некоторые страны Южной Америки требуют, чтобы импортные грузы сопровождались счетом, выписываемым продавцом товара, - консульской фактурой. Сведения, содержащиеся в ней, служат для назначения импортной пошлины. Консульская фактура выписывается экспортером товара на специальном бланке, который можно получить и который заверяется по выписке в консульстве государства, на территорию которого направляется товар.

Деливери нот - накладная, прилагаемая к коносаменту, в которой в дополнение к сведениям о грузе, содержащимся в коносаменте, содержится дополнительная информация о грузе (указание, из какого штабеля или с какого причала, склада отправлен груз, название и код по таможенной классификации и др.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: