Фрахтование морского тоннажа

Фрахтовая сделка заключается, когда брокер судовладельца получает поручение принципала на подходящую загрузку для конкретного судна. В поручении указывается размер судна, его «позиция», т.е. где и когда он, закончив предыдущий рейс, освобождается, судовладелец может также сообщить, какой именно груз и какое направление его больше бы интересовали, а также указать идею ставки фрахта, по которой он был бы готов заключить сделку.

Брокеры обмениваются телексами, в которых поддерживается сделка и излагаются все условия договора, после чего брокер судовладельца приступает к выписке чартера - договора фрахтования, по которому «одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа».

Рейсовый чартер – договор фрахтования водного или воздушного судна на определенный рейс, заключаемый между фрахтовщиком и фрахтователем. Чартер может заключаться на один рейс, на несколько последовательных рейсов, на определенное время (тайм-чартер), а также по времени – заблаговременно либо в срочном порядке. По рейсовому чартеру судовладелец предоставляет судно под перевозку обусловленных грузов между номинированными портами или в пределах определенного перечня портов погрузки и выгрузки за определенную плату - фрахт, которую другая сторона - фрахтователь - обязуется уплатить. Рейсовый чартер, как правило, предусматривает перевозку полного груза, но чартер иногда используется и при перевозках несудовых партий груза с правом судовладельца догрузить судно попутным грузом в том же порту или в других портах по своему усмотрению.

Рейсовый чартер может охватывать перевозку одним судном нескольких партий груза по одной ставке фрахта и на одинаковых условиях. Агенту, экспедитору необходимо знать значение выражений, встречающихся в чартерах.

Таймчартер может охватывать определенный отрезок времени, например, 3 месяца, 6 месяцев и т.д. вплоть до 5 или даже 20 лет. Это прочный таймчартер. Рейсовый таймчартер может быть рассчитан на единичные рейсы или на серию рейсов. Но независимо от того, фрахтуется ли судно на отдельный рейс или на определенный период, принцип оплаты остается тем же - судовладелец получает фрахт за время, в течение которого эксплуатируется его судно. Аренда по таймчартеру почти всегда оплачивается авансом, обычно за 30 следующих дней или за календарный месяц, но иногда вперед за 15 дней.

Размер арендной платы может быть указан в виде определенной суммы (люмпсум), но обычно указывается в виде ставки в долларах США или в любой другой валюте «за тонну полного дедвейта судна в месяц». Дедвейт - полная грузоподъемность судна в тоннах. В дедвейт входят масса полезного груза (чистая грузоподъемность), судовых запасов (топливо, вода для парогенераторов, пресная вода и провизия для экипажа, горючесмазочные, расходуемые материалы и пр.), вес экипажа.

Оплачивая аренду, фрахтователь имеет право использовать все грузовые помещения судна, а также загружать его до установленной марки любым «законным» грузом по своему усмотрению за исключением запрещенных, опасных или других грузов, перевозка которых не допускается по условиям чартера.

Условия отдельных чартеров аренды значительно различаются в деталях, но, как правило, следующие основные положения остаются неизменными:

1. Судовладелец выплачивает заработную плату командному составу и экипажу судна, но сверхурочные и некоторые дополнительные расходы по зарплате могут оплачиваться и фрахтователем. Владелец также оплачивает страхование корпуса судна и его машинной установки, расходы по текущему ремонту и снабжение продовольствием лиц, находящихся на борту.

2. Фрахтователь оплачивает цену топлива, использованного на ходу и на стоянке, портовые сборы, маячные сборы и т.д., взимаемые с судна, канальные сборы (если таковые имеются) и другие расходы по заходам, например, такие как буксирные и причальные (швартовые) сборы, а также другие сборы или налоги, взимаемые портовыми властями с груза.

3. Время, в течение которого судно не эксплуатировалось фрахтователем по причинам аварии или поломки, высчитывается из аренды. За все остальное время фрахтователь оплачивает аренду независимо от того, следует судно в грузу или в балласте, простаивает ли судно в порту из-за забастовки или отсутствия груза.

Когда судно сдается в таймчартер, то оформляется сертификат сдачи судна. Подписывается соответственно капитаном и агентом от имени судоходной компании или фрахтователя. При возврате судна его владельцу оформляется сертификат приемки.

Фрахтование линейного тоннажа. Линейное судоходство, являясь одной из форм использования флота, имеет свои особенности. Основные из них: работа по расписанию и заранее объявленным тарифам; применение «линейных условий» при распределении расходов по погрузке/выгрузке груза между перевозчиком и грузовладельцем; наличие в каждом рейсе множества грузоотправителей и грузополучателей мелких партий груза; использование линейного коносамента, а не чартера, в качестве договора перевозки [26].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: